Фонодокументы и Фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
5. Устные - фольклор (былины, сказания, пословицы, поговорки, народные песни) Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение. Количество потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – Например, Полное собрание законов Российской империи, подготовленное и впервые изданное в 1830 г. правительственной комиссией во главе с М.М. Сперанским относится к юридическим или актовым источникам по истории России, а к нарративным, т.е. описательные, повествовательные можно отнести русские летописи. Первые записи летописного характера, краткие и отрывочные, начали вести на Руси еще в IX в., с появлением государства и власти князей, заинтересованных в фиксации происходящего. Позднее возникли собственно летописи, которые велись регулярно в форме погодных записей. Следующий этап был отмечен составлением летописных сводов — компиляций, в которые «сводили» две или более летописи, а также другие источники — повести, сказания, жития святых. Крупнейший из них — Никоновская летопись XVI в. — занимает в монументальном издании «Полного собрания русских летописей» 5 обширных томов. Древнейший летописный свод начала XII в. — «Повесть временных лет». Первая ее редакция принадлежала монаху Киево-Печерского монастыря Нестору и доводила изложение до 1113 г., но и она не является произведением одного автора — это свод, включивший более ранние киевские и новгородские летописи XI в. «Повесть временных лет» доносит до нас сведения о происхождении и расселении древних славян и происхождении Древнерусского государства — «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Русское летописание в целом сыграло бесценную роль в развитии исторических знаний. Доказательность выводов - обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами, как и в других науках. В истории идет процесс накопления и открытия фактов, эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников: Для изучения и исследования ист.России обычно используют такие методы: Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны: История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников. К специально-историческим методам относятся: - условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов. - методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события. - историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт. Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.
К методамобщеисторического научного исследования относятся: - Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.). - проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.
Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования: - историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур. - историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе. - метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные. - структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы. Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки[2].
К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим). Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации)[7].
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов[8].
В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников[9]. 1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности: - вещественные - письменные, - изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные), - фонические. Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников. 2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников. Так, источники периода феодализма можно разделить на 1) Публично-правовые акты: А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п. Б) договорно-законодательнеого вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п. В) судебно-процессуального вида – с XV в. И т.п. 2) Частные акты: А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч. Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в. 3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида, 4) частные письма.
Исторические знания становятся научными (т.е. отражающими действительность) при строгом соблюдении следующих основных принципов: Принцип социального подхода к исследованию исторического процесса. Исследование общественной жизни предусматривает изучение социальной структуры общества, противоречивых социально-классовых интересов и всей суммы социально-политических отношений: в экономической области, в политической борьбе, в противоречиях социальной психологии и традиций. Социальный анализ позволяет понять сущность общественных процессов и мотивы действий субъектов истории. Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический источник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называетсяисточниковедением. Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов Все исторические источники можно классифицировать на 6 групп: 1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.). 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов (традиции, обычаи, обряды, празнедства). 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.) 5. Лингвистические памятники – данные топонимики, лингвистики, ономастики , географические названия, личные имена и т.д. 6 Кино-фото-фоно документы. Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса. Методология исторического исследования является объектом внимания, как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В российской историографии сложилась понимание методологии как - описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования, - выяснение цели изучения, - постановки проблем и задач, - раскрытие источников поставленных задач, - историографическое обоснование задач исследования, - описание инструментария (методов, процедур установления знания), - описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании. Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |