Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимосвязь обучения и развития



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Взаимосвязь обучения и развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно Выготскому, становление сознания является наиболее существенной линией развития человека. Сознание имеет системное строение. Ни одна психическая функция не развивается изолированно. Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте узловая психическая функция — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей функции.

 Ребенок постепенно овладевает культурными средствами — речевыми знаками, значениями, которые всегда находятся между че ловеком и миром и раскрывают наиболее существенные его стороны. Смысловая структура сознания — это уровень развития значений слов, словесных обобщений данного человека.

Тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребенка Выготский сформулировал в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе . По мнению Выготского, вход в сознание возможен только через речь. Развивая значения слов можно управлять развитием сознания через обучение. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию. Не всякое обучение выполняет роль движущей силы развития, может случиться и так, что оно будет бесполезно или даже затормозит развитие. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться не на уже завершившиеся циклы развития, а на возникающие, на зону ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития определяется как разница между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития. Выготский установил 4 основные закономерности детского развития.

Цикличность 2. Неравномерность развития. 3. Метаморфозы в детском развитии. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

Критические и сензитивные периоды.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так критические.

Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями. Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.



2019-12-29 187 Обсуждений (0)
Взаимосвязь обучения и развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимосвязь обучения и развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)