Новообразования лиц раннего юношеского возраста.
Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках. Это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием недоступных еще подростку противоречий жизни: между нормами морали, декларируемыми людьми, и их поступками; между идеалами и реальностью; между потребностями и возможностями. Это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало взрослой жизни, адаптации к жизни. Анализ своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. В старших классах мышление учащихся приобретает личностный, эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера. Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе; включение себя в жизнь социального целого .В юности почти каждого человека случаются первая дружба и первая любовь - события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь. Молодость Молодость (18-20 – 30 лет) С этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаци, определение перспектив и целей жизни и т.д. Молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоящийся характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодые люди не всегда способны найти и реализовать в ней себя. Во всех сферах жизни обнаруживается сильное стремление к самовыражению. Смысл жизни – одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия. Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей – оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Молодость – время серьезной и большой любви, поиска спутника жизни, создания семьи. Поиск партнера и вступление в брак – одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью. Период взрослости. Ранняя взрослость (20–40 лет): познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности.Г лавными проблемами в эмоциональной сфере являются достижение идентичности и близости. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него. Наблюдается нормативный кризис 30–33 лет, обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека, происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются. Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет):человек приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь. В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. В этот период наблюдается«кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния. Период поздней взрослости (60 лет и старше):Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители. Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |