Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Исторический факультет

Кафедра российской истории

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

Методические указания по написанию, оформлению и защите

 

 

Издательство "Самарский университет" 2006

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета

 

В методических указаниях обобщён опыт кафедр российской истории и отечественной истории и историографии по руководству процессом написания студентами дипломных работ, даны рекомендации по планированию, сбору материала, изучению литературы, формулированию целей и задач, оформлению основных структурных частей, научно-справочного аппарата и подготовке дипломной работы к защите.

 

Составители проф. П.С.Кабытов, проф. М.И.Леонов

Отв. редактор проф. Храмков Л.В.

 

© Кабытов П.С., Леонов М.И., составление, 2006

Дипломное сочинение является завершающим этапом в подготовке высококвалифицированного специалиста-историка. Это последняя учебная работа студента в стенах университета. Её главная цель состоит в систематизации, закреплении и расширении теоретических и фактографических знаний, применении их при решении конкретных исследовательских задач, в развитии навыков самостоятельной работы историка.

Дипломное сочинение и защита в государственной аттестационной комиссии (ГАК) показывают уровень овладения студентом-выпускником методологией, исследовательскими приемами и навыками, материалом изученных курсов, историографией, умением самостоятельно работать с исторической литературой и источниками, а также то, как студент-выпускник сумел изучить конкретную историческую проблему и изложить свои мысли и выводы.

Дипломное сочинение является самостоятельным исследованием, к которому предъявляются те же высокие требования, что и к любой работе историка-профессионала.

Дипломное сочинение – не отвлечённое учебное упражнение. В нём рассматриваются вопросы, представляющие интерес для исторической науки. Студенту-дипломнику необходимо выявить максимально возможное количество исторических фактов по избранной теме, изучить все доступные источники и специальные исследования. При этом он должен помнить о многомерности исторических явлений, их сложном взаимодействии. Ибо только овладение репрезентативным массивом фактов и методами их объективной интерпретации позволяет выявить основные тенденции изучаемого явления.

Дипломное сочинение не должно сводиться к пересказу источников и исторических работ. Оно немыслимо без элементов новизны. Понятие "новизны" означает постановку в дипломном сочинении проблемы, которая ещё не получила достаточного освещения в литературе, а также выявление и систематизацию неизвестных ранее фактов. Дипломная работа требует от каждого студента-дипломника активизации всех его умений, трудолюбия, требовательности к себе.

ВЫБОР ТЕМЫ

Для успешной научно-исследовательской работы важное значение имеет выбор темы, ибо её актуальность придаёт поискам студента-дипломника научную ценность, вводит в круг проблем отечественной исторической науки. При определении темы дипломной работы научные руководители и кафедры, как правило, учитывают научные интересы студента. Объектом исследования могут быть как конкретные исторические сюжеты любого периода отечественной истории, так и источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деятельность государственных и общественных деятелей, история сёл и городов, предприятий и учреждений, сословий и классов, государственных органов власти и местного самоуправления.

При выборе темы прежде всего следует выявить степень её изученности. Естественно, студент-историк должен изучить литературу по данной проблеме. Только на этом пути возможно установить, какие вопросы темы не нашли отражения в исторической литературе, и какие точки зрения уже имеются. При определении темы важно установить хронологические и проблемные рамки дипломной работы. После этого тема дипломной работы в присутствии студента утверждается на заседании кафедры и будущий студент-дипломник прикрепляется к научному руководителю.

Написание научно-исследовательских работ требует чётко про- думанной организации труда. Необходимо установить основные этапы выполнения дипломной работы. После выбора и утверждения темы важным этапом является составление рабочего плана. План нужен для того, чтобы распределить время для выявления литературы и источников, их изучения и обработки.

Основными разделами рабочего плана являются: 1) составление библиографии по теме; 2) изучение теоретических и методических трудов; 3) изучение и конспектирование специальной литературы и опубликованных источников; 4) выявление документов и материалов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек; 5) составление развернутого плана дипломной работы; 6) работа над главами и разделами дипломного сочинения; 7) написание введения и заключения; 8) составление списка источников и литературы; 9) оформление дипломной работы; 10) написание реферата.

Следует иметь в виду, что составление библиографии, изучение литературы и источников, в основном, необходимо закончить к концу IV курса, с тем, чтобы в течение 9 и 10 семестров завершить написание дипломной работы.

Прежде чем приступить к изучению источников и литературы, не- обходимо составить план дипломной работы. План, как правило, строится следующим образом: Введение; Глава I; Глава II; Заключение; Список использованных источников и литературы. План может быть составлен по проблемному или хронологическому принципам, или посредством их сочетания. В главах следует выделить параграфы, в которых будут рассмотрены конкретные проблемы.

В начале 10 семестра научным руководителем, а затем кафедрой, утверждается поэтапный план работы над дипломными сочинением. В плане излагаются цели и задачи, структурные части и сроки представления отдельных разделов и работы в целом.

СБОР МАТЕРИАЛА

Следующим этапом в работе над дипломным сочинением является сбор материала. Прежде всего следует просмотреть библиографические издания и справочные материалы и выявить монографии, статьи и публикации документов по теме.

Работу над библиографией нужно построить в следующем порядке. Сначала определить теоретические труды, в которых освещены методологические вопросы. При этом нужно использовать всю совокупность литературы. Это позволит самостоятельно определить методологические принципы, которые будут использованы при изучении источников и литературы и написании дипломного сочинения.

Помимо специальной библиографической литературы необходимо использовать "Книжную летопись" (еженедельное издание), "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей", "Летопись рецензий". Сведения о новейшей литературе публикуются в ежемесячном издании института научной информации "Новая литература по гуманитарным наукам: история, археология, этнология". Немало полезной информации студент-историк может почерпнуть в библиографических и историографических обзорах исторических журналов "Вопросы истории", "Отечественная история" (до 1992 г. - "История СССР"), "Российская археология" (до 1992 г. - "Советская археология"), "Этнографическое обозрение" (до 1992 г. - "Советская этнография"), "Вестник МГУ. Сер. история", "Российский исторический журнал", "Родина", "Общественные науки и современность". Кроме того, следует обратить внимание на прикнижную и пристатейную библиографию, а также на библиографические материалы в "Большой Советской энциклопедии", "Малой Советской энциклопедии", "Исторической энциклопедии".

При составлении библиографических карточек необходимо делать полное описание книги следующим образом: Грунт А.Я. Москва, 1917-й. Революция и контрреволюция. М.: "Наука", 1976. - 387 с. (Академия наук СССР, Институт истории СССР). Если имеется рецензия, то на этой же карточке следует указать её автора, место и время опубликования.

При описании статей из журналов и сборников необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, место публикации: например, Ядов В.А. О соответствии теоретического и эмпирического подходов к конкретному социологическому исследованию // Проблемы методологии социального исследования. Л.: изд-во ЛГУ, 1970. С. 3-15. Из газет: Васин М. Зелёный потенциал // Правда. 1978. 2 февраля. С. 2.

Библиографический материал необходимо классифицировать по проблемам. Рекомендуем выделить такие разделы: 1) теоретико-методологические исследования; 2) опубликованные документы; 3) специальная литература (здесь классификацию можно провести по проблемам). Картотека позволит эффективнее использовать собранный библиографический материал.

Существует последовательность и в изучении источников и литера- туры. В первую очередь необходимо изучить теоретические и методологические труды, в которых затрагивается избранная тема. Затем изучается литература, опубликованные источники и периодическая печать. Только после этого целесообразно приступить к поиску документов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек. Такая последовательность поможет точнее определить пути поиска новых источников.

В работе с литературой и источниками важное значение имеет составление рабочих карточек (листов), на которых хранятся цитаты, выписки из литературы или документов. Каждая карточка должна иметь: 1) заглавие (например, глава 1, § 2); 2) фамилию, инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы; или – название архива, номер фонда, описи, дела, листа; 3) текст выписки. Карточки следует классифицировать по определённым разделам работы. После того, как материал собран, можно приступать к их написанию.

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В дипломной работе следует выделить несколько глав. Как правило, в главах рассматриваются крупные проблемы темы. Глава может состоять из параграфов, в которых анализируются более частные вопросы. Главы и параграфы должны иметь заглавия, отражающие суть проблемы.

При написании глав изложение следует строить по схеме: постановка вопроса, рассмотрение проблемы, итоги и выводы. Особое внимание следует уделить системе доказательств (аргументации).

Дипломная работа должна строиться на анализе первоисточников и критическом отношении к оценкам, которые содержит историческая литература. Анализ позволит повысить научно-теоретический уровень дипломной работы, сделать правильные выводы и наблюдения. Каждый параграф и каждая глава должны заканчиваться аргументированными выводами, подводящими итог исследованию вопроса. Выводы должны иметь обобщающий характер.

При изложении материала следует опираться на всю совокупность фактов. Нельзя игнорировать материал, который противоречит авторской концепции. Напротив, студент-дипломник должен использовать этот "неудобный" материал для того, чтобы подчеркнуть сложность исторического процесса. Это сделает выводы весомее и рельефнее отразит исторический процесс.

ВВЕДЕНИЕ

Введение – весьма существенная часть работы. Здесь необходимо сформулировать и обосновать проблему, которую предстоит решить. Здесь же следует определить хронологические рамки и территориальные границы темы, сформулировать цели и задачи исследования, определить его научную значимость и новизну, изложить методологические принципы и методы, которых намерен придерживаться автор, провести аналитический обзор источников и специальной литературы, обосновать его структуру.

Процесс исследования начинается с формулирования проблемы или исследовательской задачи и целей её решения. Бесконечное многообразие истории обусловливает необходимость обоснования конкретного аспекта исследования и его задач. Без этого никакое исследование не может быть плодотворным. Постановка проблемы определяется научно-познавательными потребностями, а её сущностное содержание – имеющимся научным знанием. Постановка проблемы является сложной исследовательской процедурой не только при оценке её научной значимости, но и в процессе выявления того, что некая проблема вообще существует. Здесь требуется анализ имеющегося знания, следствий, которые из него вытекают, а также того, в какой мере это знание вписывается в существующую общую научную картину.

Определение темы предполагает мотивированное изложение тех вопросов, которые автор дипломной работы намерен рассмотреть, и тех, которые останутся за рамками исследования. Последнее едва ли менее значимо, чем первое. Исторические явления многомерны. Проследить всю без исключения совокупность их взаимосвязей ни практически, ни теоретически невозможно. Многомерность исторического процесса выражается не только в многообразном сочетании индивидуального, социального и общечеловеческого, но и в пространственном, временном, масштабном многообразии. Ограничив объём сюжетных взаимосвязей, на которых историк-дипломник намерен сосредоточить внимание, он тем самым показывает, что не питает иллюзий относительно всеобъемлющей исчерпанности темы в его труде. Такой подход в значительной мере снижает вероятность того, что во время защиты придётся отвечать на вопросы, почему не рассмотрены те или иные её аспекты.

Актуальность темы, в первую очередь, определяется её значимостью для уточнения исторических знаний, нового видения отдельных и общих явлений истории. Поэтому более чем сомнительны и явно наивны попытки обосновывать и связывать актуальность исследования далёкого и не очень далёкого прошлого с политическими, социальными и иными интересами сегодняшнего дня. По существу, подобного рода дефиниции – дело таких областей знания, как политология, социология и т.п. Не так давно часто писали: "актуальность темы определяется задачами коммунистического строительства"; чуть позже – "задачами перестройки"; сейчас нередко – "задачами переходного периода" или "посткоммунистического общества". Бессодержательность подобных сентенций в пояснениях не нуждается.

Если Вы анализируете историю социально-политических движений или партийных объединений, то при выявлении актуальности главнее определить сущность, место и их роль в контексте общероссийских событий, взаимосвязь с явлениями, протекавшими не только в исследуемый, но в предшествующий и последующий периоды.

Автор дипломного сочинения должен отчётливо обозначить методологические принципы, которых он намерен придерживаться. В последние годы в моде методологический плюрализм: кто-то исповедует "методологию марксизма-ленинизма" – исторический материализм и теорию формаций, кто-то – цивилизационную концепцию во всём разнообразии её проявлений, кто-то изобретает собственные подходы. Мы ни в коей мере не желаем навязывать студенту-дипломнику ту или иную методологическую концепцию, но решительно возражаем против распространенного "бегства" от методологии.

Вместе с тем хотелось бы предостеречь от смешения методологии и методов исторического исследования. Общепризнанно, что методология суть мировоззрение, общая теория познания. Метод же представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели. Иными словами, метод представляет собой теоретически обоснованное познавательное средство, совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, с помощью которых решаются поставленные исследовательские задачи. Краеугольными посылками метода являются подход и принцип.

Основные пути решения поставленных задач определяются подходами. Давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статистический, описательный и количественный, генетический и типологический, сравнительный и др. Более новыми являются подходы системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный. Принципы выражают конкретное содержание метода. Исследовательские подходы и принципы переплетены и взаимосвязаны, в силу чего их часто называют просто методом.

НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В "Заключении" подводятся основные итоги исследования изучаемой проблемы. Выводы и заключения можно излагать реферативно или по изучаемым проблемам темы, или в порядке соподчинённости вопросов исследования и т.д. Заключение должно носить характер обобщающих выводов, а не "довеска" к дипломной работе. Поэтому заключение требует тщательной работы. В "Заключении" необходимо вновь подчеркнуть актуальность темы и показать, были ли достигнуты цели и решены задачи исследования. На основании частных выводов и наблюдений, сделанных в параграфах и главах, историк-дипломник должен показать процесс решения поставленных задач и изложить основные выводы исследования. Здесь же можно сформулировать практические предложения и рекомендации в качестве научного или фактического результата исследования, указать на новые аспекты выполненной дипломной работы в изучении темы или какой-либо частной проблемы.

Если выводы в параграфах и главах носят частный характер, то в заключении они должны быть подняты на обобщающий уровень. Они должны выражать концепцию автора, стать итогом всей научно- исследовательской работы историка-дипломника.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Существенной часть дипломного сочинения могут стать и приложения. В них целесообразно поместить исторический документ, обнаруженный впервые, или тот, авторские ссылки на который не исчерпывают многогранность его содержания. В приложения можно также включить таблицы, карты, схемы, перечень дореволюционных и современных названий предприятий, городов, кораблей и т.д. Таблица, как правило, содержит цифровой материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы). Помещать в приложение следует только такие таблицы, которые не поддаются воспроизведению другими способами. Таблицы снабжаются текстовыми заголовками и располагаются над ними в середине полосы. Заголовки пишутся прописными буквами без точки в конце. Однотипные таблицы должны быть построены одинаково. Во всех случаях, когда в приложении приводятся таблицы, карты, схемы и т.д., необходимо указать местонахождение источника (архив, музей, книга и т.д.). Каждому из приложений следует присвоить порядковый номер.



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)