Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мыслительные операции.



2019-12-29 156 Обсуждений (0)
Мыслительные операции. 0.00 из 5.00 0 оценок




10. Анализ - разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

11. Синтез - ср-во объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

12. Сравнение -устанавливает сходство и различие отдельных предметов.

13. Абстрагирование - обеспечивает выделение общих признаков и отвлечение от других.

14. Обобщение - ср-во объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

15. Классификация - направлена на разделение и последующее объединение объек- тов по каким-либо основаниям.

16. Систематизация - обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, а их групп, классов.

Виды мышления.

18. а) по форме:

19.     -наглядно-действенное

20.     -наглядно-образное

21.     -абстрактно-логическое

22. б) по характеру:

23.     -теоретическое

24.     -практическое

25. в) по степени развернутости:

26.     -дискурсивное

27.     -интуитивное

28. г) по степени новизны:

29.     - репродуктивное

30.     - продуктивное

31. Особенности мышления:

32. Опосредованность – человек устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира опирается не только на непосредственные ощущения но и на данные прошлого опыта сохранившегося в его памяти.

33.      Опора на знания – в процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отображены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

34.     Связь с практической деятельностью человека – это не простое созерцание внешнего мира а так же его отражение которое отвечает задачей возникающей перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности и направлены на перестройку окружающего мира.

35.    Отражение связи и отношений в словесной форме – мышление и речь находятся в неразрывном единстве.

№32Характеристика видов памяти.

Память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта делающим возможным его повторное использование в деятельности или возвращения в сферу сознания.

Виды памяти:

1. Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.

2. Образный – формируется у человека после двигательной. Это возможность сохранять и использовать данные нашего восприятия, в зависимости от того какой анализ принимал участи е в формировании образа: зрительная, обонятельная, вкусовая, слуховая.

3. Эмоциональная - это память на переживание запечетление пережитых чувств, собственных эмоциональных переживаний.

4. Словесно-логическая – память на смысл изложения его логики, соотношение между элементами полученное в словесной форме-информации.

5. №37 Характеристика типов темперамента

6. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.

7. Четыре простых темперамента: сангвинический; меланхолический; холерический; флегматический.

8. Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

№40 Классификация типов характера.

1. Гипертимический тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Характерно постоянно повышенное настроение с жаждой деятельности, высокой активностью, оптимизмом, при этом склонность не доводить дело до конца, высокая самооценка, ненадежность, неозлобленность, общительность.

2. Дистимический тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.

3. Циклотимический тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной, инертность психических процессов, долгое переживание травмирующих последствий.

7. Тревожно-боязливый тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются они глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

10. Аффективно-экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. № 55 Виды эмоций.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.        

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний.

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.

№ 56 Функции эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека.

С помощью эмоций мы отражаем окружающий мир и внутренний мир в форме отношения.

Особенности:

 - тройственный характер любой эмоции (проявляются в виде: органических телесных проявлений, эмоциональных экспрессий, непосредственных эмоциональных переживаний)

- интимность, субъективность эмоций (эмоции нельзя передать другому человеку)

 - эмоция интегративна (охватывает всего человека).

Функции эмоций :

1. Коммуникативная функция эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая для них важную информацию.

2. Мотивационная функция проявляется в том, что эмоции могут выступать в качестве самостоятельных источников активности человека, мотивов его поведения.

3. Регулирующая функция эмоций выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень активности человека – стенические эмоции и астенические.

4. Сигнальная функция эмоций состоит в том, что происходит в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Положительные, приятные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения идёт нормально. Отрицательные эмоции проявляются в случае, если с удовлетворением потребности человека не всё обстоит благополучно.

5. Защитная функция проявляется в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции способны предохранять организм от различного рода угроз. Эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих для него угрозу, предохраняют организм от перегрузок.

Психоанализ Фрейд З. (30 годы 20 века) Согласно Фрейду поведение человека подчинено двум принципам:

1 – принцип удовольствия (сексуальные влечения)

2 – принцип реальности. Заключается в вызванной вызванной требованиями общества в необходимости подавления сексуальных влечений.

Столкновение двух принципов приводит к вытеснению неудовлетворенных сексуальных влечений в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека.

3 компонента психической структуры личности:

1- оно,

2- я,

3 – сверх-я.

Оно – это слепые инстинкты, стремящиеся к немедленному удовлетворению независимо от внешней среды.

Я – это механизм, обеспечивающий человеку приспособления к внешней среде.

Сверх-я – это моральные стандарты, запреты и поощрение, усвоенные бессознательно в процессе восприятия. Они проявляются в виде совести и могут вызывать чувство вины и страха.

Требование оно и сверх-я несовместимы, поэтому человек неизбежно прибывает в состоянии конфликта самим собой. В качестве механизма Фрейд выделил вытеснение и сублимацию. №64 Формы мышления

Мышление – это опосредованное, обобщённое отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.

1. Понятие- мысль, в которой отражаются наиболее общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

2. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. При формировании суждений характерными являются употребление слов: «есть», «имеется», «является».

3. Умозаключение- выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Виды мышления:

- по форме

1. наглядно-действенное (мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами, является ведущим у детей 2-3 лет)

2. наглядно-образное (мышление при непосредственной опоре на окружающую действительность, где мысли существуют в виде образов, доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

3. абстрактно-логическое (это такое мышление, в котором используются определённые понятия, оно всегда осознано и вербализованно, с младшего школьного возраста до 11-12 лет)

- по характеру

1. теоретическое (это такое мышление, которое используется для решения теоретических исследовательских задач)

2. практическое (это мышление, которое используется для решения практических задач)

- по степени развёрнутости

1. дискурсивная (мышление поэтапно развёрнуто, осознанно, протекает более медленно)

2. интуитивная (характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, малой осознанностью, особо значимо в сложных ситуациях деятельности)

- по степени новизны

1. репродуктивная (это мышление, при котором не создаётся новое)

2. продуктивная (его результатом является открытие принципиально нового или усовершенствованного старого). № 68 Виды чувств

Чувство – это сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний связанных с человеком, с теми или иными людьми, предметами или явлениями.

Чувства делятся на такие группы:

1. Эстетические – это восприятие и переживание прекрасного.

2. Интеллектуальное – восприятие и переживания, которые касаются людей, оригинальных талантливых решений, сложных технических, научных и др. задач.

3. Моральные – люди испытывают их тогда, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения норм морали.

4. Правовые – чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения или

5. нарушения людьми норм права.

6. №79 Характеристика коммуникативной стороны общения.

7.      Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

8.      Коммуникативная – это разные формы и способы передачи и обмена информацией между людьми, благодаря которым обогащаются их опыт, накапливается знание человек овладевает деятельностью, согласовываются действия и достигаются взаимопонимание

№80 Характеристика перцептивной стороны общения. Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Перцептивная – это информация, которую получают собеседники во время контакта, позволяет составить более или менее объективное впечатление о том, что представляет собой партнер по общению, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы поведения, привычки, отношения к фактам действительности

Характеристика: 1.Познаниечеловека человеком – идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его самому познаваемому субъекту.

2.Рефлексия – углубляет восприятие другого человека, создает представление об отношении к себе как к субъекту восприятия.

3.Стереотипизация – классификация форм поведения, интерпретация их причин соотношение с примерами, отвечающие соц. стереотипам; позволяет обобщать типичные черты, свойственные личностям, подчёркивает соц. и психологические значимые характеристики человека. №82 Характеристика интерактивной стороны общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

Интерактивная – общение, учитывающее личностные характеристики людей. Оно приводит к определенным взаимоотношениям между людьми.

Предусматривает контакты между людьми, которые не ограничивается потребностями передачи информации, а предусматривает определённое влияние на других людей, изменение их поведения и деятельности.

1. № 90 Характеристика пам` яті

2.     Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

3. Процессы памяти:

4. Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

5. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного времени.

6. Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики.

7. Узнавание – сопровождающее процессы памяти, явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

8. Виды памяти

9. 1) Двигательная – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций.

10. 2) Образная – формируется у человека после двигательной, возможность сохранять и использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал участие в формировании образа, сущ. Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая память.

11. 3) Эмоциональная – память на переживание, т.е. запечатление пережитых чувств, собственно эмоциональных переживаний;

12. 4) Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации.

№ 96 Здатності людини, їх класифікація.

Способности бывают двух видов:

1) Общие – определяют успехи человека в различных видах деятельности (точность).

2) Специальные – определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие(математические способности).

Общие являются базой для специальных способностей

 

1. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим видам деятельности.

2. Практические способности предопределяют склонность к конкретно-практическим действиям

3. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения знаний.

4. Творческие способности – возможность открытий и изобретений

Учебные способности являются базой для творческих способностей.

13. Уровни развития способностей



2019-12-29 156 Обсуждений (0)
Мыслительные операции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мыслительные операции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)