Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление психологической науки. Предмет психологии.



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Становление психологической науки. Предмет психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет психологии не внутренний мир человека сам по себе, а отражение во внутреннем мире внешнего мира, то есть активное взаимодействие человека с реальностью. Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии. Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер.

Анимизм ( направление). Психика человека рассматривалась как душа, которая существует отдельно от тела и может его покидать. Можно объяснить сновидения, восприятия. От слова «анима»-дух, душа. Исторически 1 учение о душе. Душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Душа-независимая сущность, отделена от тела, способна управлять предметами, имеет внематериальное происхождение. Душа может покидать тело и вновь в него возвращаться (сон, смерть).

Натурфилософское направление. 3 начала-огонь (символ души), воздух (символ движения), вода. Понимание души как материального явления. Все на земле создается из этих 3 начал. Огненное начало-носитель души. Душа материальное явление.

Аристотель.Атомистическое. «Трактат о душе»-1 книга по психологии. Древнегреческий ученый, предложил систематическое учение. Мир состоит из атомов различной величины и подвижности. Атомы души-наиболее мелкие и чувствительные. Душа-материальный орган, который управляетсявысшим духом(разумом). Движение атомов обеспечивает возникновение психологических явлений( ощущение, восприятие, память).

Платон.(идеалистическое учение) Создал классификацию душевных явлений: разум, мужество (воля), вожделение (мотивация). Каждый тип душевных явлений размещается в различных частях тела: разум в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. Социальное происхождение чела и его индивидуальные способности определяют значимость типа душевных явлений. Нематериальная сущность души – первопричина всего существующего. Доминирование одной части зависит от соц статуса и его интеллект. особенностей.

Средние века. Душа – высшее разумное начало, способное к самопознанию. Душа может приобретать знания, накапливать внутренний опыт, отличающийся от того опыта, который дают органы чувств. То есть исследование души осуществляется на идеалистической основе.

14-16 века. Появляется термин психология – наука о душе.

17 век. Вводится понятие рефлекс, как механический двигательныйобъект сложноорганизованной биологической машины на внешнее воздействие. В органической потр человеак увидели аналоги рычагов машины, поведение объясняется как система рефлексов.

17 век. Нидерландский философ Спиноза вводит принцип детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений.

Локк:человек-чистая доска, на которой можно написать любые письмена, у него отсутствуют врожденные предпосылки.

Ассоционизм(18 век) Гартли. Соединение понятия ассоц с понятием рефлекса. Внешнее воздействие пораждает рефлекторный объект и запечетляется в виде следов памяти. Ассоц становится центральным в объяснение психический процессов от ощущения до мышления.

Начало 19 века. Возникает научное представление о рефлекторной дуге. Идея рефлекса получает научное подтверждение. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» дал рефлекторную трактовку основным психологическим явлениям. По Сеченову, все акты сознательной и бессознательной жизни являются рефлексами – по способу происхождения и функционирования.

Психология как отдельная наука существует с середины 19 века1.Человек как субъект деятельности. Понятие: личность, индивид, индивидуальность.

Индивид (широкое понятие) – принадлежность к человеческому роду

Личность – совокупность индивидуальных особенностей, возникающих у человека в процессе социализации. Особенности социализации зависят от социальной среды человека.

Личность – продукт социализации, вне общества личность не существует.

Говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает социальное качество, становится личностью. Личностью в психологии обозначается системное (социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде).

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.Чел – субъект, производящ. деятельность. Внешняя деятельность – деятельность с предметами, реализуется посредством внешних действий. Внутренняя деятельность – решение интеллектуальных задач, планирование предстоящих действий, анализ прошедших событий. Значение: предотвращение ошибок, подготовка к внешней деятельности. Имеет то же строение, что и внешняя. Произошла из внешней путем переноса соответствующих действий в умственный план. Сопровождается эмоциональными переживаниями. Состоит из действий и операций.Личность – понятие качественно своеобразное. Чел. становится личностью если он развивается в человеч. среде. Совокупность устойчивых качеств, характеризующих поведение чела. Об-во, культура и активное усвоение культуры – условия формирования личности. Индивид – принадлежность к человеч. роду. Индивидуальность – своеобразие психологич. особенностей, отлич. людей др. от др. Об-во, культура и активное усвоение культуры – условия формирования личности. У личности есть потребности. Формирование личности:1)Сдвиг мотива на цель2)Усвоение соц.ролей3)Идентификация-желание быть похожим на кого-то. 1.Внимание как высшая когнитивная функция. Основные свойства внимания.

В.– психический процесс направленности и сосредоточенности психической деятельности на объекте.

В.– процесс сознательного или бессознательного отбора информации, поступающей через органы чувств и игнорирование остальной, неактивной информации.

Титченер говорил о том, что человек находится под различным наплывом впечатлений, из них воспринимается часть. Эта часть выделяется вниманием, фиксируется и запоминается.

Рибо связывает внимание с эмоциями.

Виды внимания:

* Непроизвольное – обусловлено физическими характеристиками и значимостью стимулов для человека. Присуще детям.Генетически первый тип, природообусловлен. Оно зависит от внешних раздражителей и их свойств.Это спонтанное внимание, не связ с волевыми усилиями.(Свойства раздражителей:1интенсивность;2 неожиданность;3 новизна; 4соответствие потребностям и интересам чела.)

* Произвольное – волевые усилия и какая-то цель. Складывается в процессе обучения и воспитания. Социально обусловлено.Необходима для игровой, трудовой, общения, Источник возникновения: соц требования. Наличие волевых усилий обязательно. Управляется изнутри ,связ с целями деят.

* Послепроизвольное – связано с поглощенностью личностью деятельностью и не требует волевых усилий. Результат увлеченности. Это след этап за произвольным вниманием, харка волевые условия отсут, при сохр цели деят.

Свойства:

* Устойчивость – является основополагающим свойством. Это способность сохранять внимание не отвлекаясь на объекты. Причины: индивидуальные и психологические особенности чел-ка и общее состояние организма. Способность сохранять опред напряженность действия на объекте. Измер количеством и качеством выполняемой работы.(Чем выше утомление, тем ниже внимание.)

* Сосредоточенность – степень концентрации на одних объектах и отвлечение от других. Интерес как мотивация, повышенная сосредоточенность. умение, не отвлекаясь заниматься деят. Рассеянность-невозможность сосредоточится.вызывает сильную доминанту.

* Переключение – переход внимания с одного объекта на другой. Имеет значение темп переключения.

* Распределение – способность рассредоточить внимание в пространстве. Сосредоточение внимания между объектами и разными видами деят. Условие: одна деят должна быть автоматизирована, а другая предполагает высокий уровень осознанности.

* Объем – определяется количеством информации, которая удерживается в области повышенного внимания.(У взрослого 5-6, макс9, у реб 3-4.)

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора информации. Интенсивность и продолжительность внимания зависит от ассоц. с ним эмоц. состояний. Внимание связано с установкой. Под влиянием установки выделяется образ. Этот образ становится объектом внимания.

1.Воображение. Виды активного воображения.

Воображ. – психич. процесс создания образа. Хар-но только для чела, не известно где локализуется.

Строение образа. РОЛЬ.-прямо примыкает к мышлению, сущ связь между ними.- позволят человеку выйти за границы чувствительности и создать образ в условиях неполноты информации.- уходит в оыт человека. ЗНАЧ. воображ.: вся человеч. культура – продукт воображ.; вообр. выводит чела за пределы сиюминутного существования.; вообр. позволяет челу ориентироваться в ситуации без использования практических действий.; вообр. необходимо, когда практические действия невозможны. Вообр.: активное и пассивное(образы спонтанны). Активное (создание образов по собственному желанию с участием волевых условий): продуктивное (действительность сознательно конструируется по-новому, проявляется индивидуальность) и репродуктивное (восстановление действительности, связь с памятью, восприятием). Основное различие закл: наличие цели и волевые усилия. 2.Воображение. Виды воображения. Функции образа.

Воображение – создание образа, отражение действительности в образах. Воображение выступает как основа создания предметов материальной и духовной культуры. Позволяет выйти за пределы реальной ситуации и оперировать элементами действительности, которые не представлены в данный момент. Воображение всегда связано с опытом человека. В основе воображения – реальность, хотя образы фантастичны, создается мозаика из воспринимаемого в действительности.

Чувчтво эстетического, связь с орг процессами, с эмоциями. Страх придает в драматичность и неизбежность неприятных событий, связь с идеоматорным фактором.

Виды воображения:

1. активное (преднамеренная работа по созданию образа, важно в практической деятельности человека) 1продуктивное (творческое, создание образов, констатирующих новое видение реальности, окружающего мира. Н-р: реферат, доклад, перевод)2репродуктивное (воссоздающее, отражение в образах основных черт действительности. Н-р: схема пути, воспроизведение материала по памяти)

2. пассивное (спонтанное возникновение образа)1сновидения(предмет изучения психоанализа. Они отражают индивидуальность личности. Основная функция-исполнение желаний.У невротиков сновид вовращ в психоьравмир сит. Снов должно быть прояснено, характерно для всех людей.2галлюцинации(результат болезненного состояния психики, наркотики, алкоголь.)3грезы( идеализация будущего, ослабления связи с реальностью. Они не опасны, но если она доминируют над мечтой, то снижают активность и конструктивн поведения человека.Свойственно юности, тк у нее есть будущее. )4мечты

Образ – представлениеФункции образа:

· живое, яркое представление ситуации, позволяющее точнее представить предмет;

· позволяет найти выход в проблемной ситуации, когда данных недостаточно;

· позволяет фантазировать, мечтать, придумывать какие-либо ситуации;

· успокаивает человека, если у него нет достаточных знаний о предмете его воображения.

1. Воображ. – психич. процесс создания образа. Хар-но только для чела. Знач. воображ.: вся человеч. культура – продукт воображ.; вообр. выводит чела за пределы сиюминутного существования.; вообр. позволяет челу ориентироваться в ситуации без использования практических действий.; вообр. необходимо, когда практические действия невозможны. Вообр.: активное и пассивное. Активное (создание образов по собственному желанию с участием волевых условий): продуктивное (действительность сознательно конструируется по-новому) и репродуктивное (задача воспроизвести реальность в том виде, в кот. она есть. Момент творческого преобразования неизменно присутствует.) и пассивное (образы возникают спонтанно, помимо воли чела (сновидения). Продукт подсознания). Ф-ии воображ.: представлять действительность в образах; регуляция эмоц. состояний; участие в регуляции псих. процессов. С помощью вызываемых образов чел управ. Высказываниями, воспоминаниями.; формирование внут. плана действий, способность манипулировать образами; планирование деятельности. Виды воображ.: сновидения (Фрейд: связаны с нереализованными потребностями и желаниями. Чел их не осознаёт или скрывает. Сновидения должны быть прояснены для личности. Это позволяет челу осознать стимулы, кот. влияют на его поведение.); галлюцинации (фантастические видения, не имеющие связи с реальностью. Х-ны для болезн. состояний. Рез-тат нарушения работы психики и организма в целом.); грёзы (нормальное психич. сост., связанное чаще всего с идеализированным будущим); мечта (более реалистична, связ. с действительностью, в принципе осуществима, выступает, как мотивация достижений). Грёзы и мечты хар-ны для юности.



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Становление психологической науки. Предмет психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление психологической науки. Предмет психологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)