Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Базовые элементы социальной жизни



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Базовые элементы социальной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек с целью удовлетворения потребностей действует каким-либо образом, но не каждое действие носит социальный характер. С точки зрения Вебора выделяется два признака:

1. Рациональность действия, его осознанность

2. Ориентация на поведение других людей.

Примеры:

1. Индивид открывает зонт во время дождя

2. Столкновение двух физических тел

Вебору интересно как будут действовать индивиды. Большую роль уделяют ожиданию индивидов:

1. Эпизодическое ожидание

2. Устойчивое ожидание

Те взаимодействия которые носят устойчивый и упорядоченный характер являются социальными отношениями. Их множество. С помощью каких-то типов отношений удовлетворяются потребности людей. Следовательно, эти отношения нужно закрепить. Для этого формируются социальные институты.

Социальная группы и социальные организации.

Социальная группа – это совокупность индивидов взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий в отношении друг друга. Формируются социальные организации. Социальные организации – это такая социальная группа, созданная для достижения каких-то целей и имеющая высокоформализованные структуры.

Социальная группа

Социальность – это связанность людей. Люди вынуждены объединятся.

Социальная агрегация, скопление – люди в метро. В результате агрегация превращается в неустойчивую эпизодическую группу.

По характеру взаимодействия выделим 2 группы:

1. Номинальные. Искусственно выделенная исследователем группа для статистического или социологического анализа. Например, телезрители.

2. Реальные

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - Группы которые складываются объективно в силу совместного характера человеческой деятельности и благодаря схожим условиям деятельности.

Они делятся на устойчивые и неустойчивые.

l Устойчивые группы - фиксированные в социальной структуре общества. Они наиболее важны в жизни общества.

l Неустойчивые группы - не фиксированные в социальной структуре общества.

Устойчивые группы имеют множество видов:

l статусные группы (показывают на высокий статус)

l профессиональные группы (врачи, учителя)

l территориальные группы (по месту жительства)

Неустойчивые группы. Речь пойдет о массовых сообществах. Масса как неопределенное множество людей, но это множество под воздействием определенных факторов может структуироваться и приобретать империческое существование.

Массовые сообщества - такое название т. к в них входят представители разных фиксированных слоев общества (толпа: бедные и богатые, горожане и селяне).

Виды массовых сообществ:

l толпа- собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов и национальной настроенностью. Признаки:

1. Анонимность. Толпа как единый организм.

2. Непредсказуемость. Именно в толпе люди ведут себя расковано и не задумываются над своими действиями.

3. Неуязвимость. Поскольку индивиды чувствуют себя анонимными, то возникает признак бесконтрольности.

ВИДЫ ТОЛПЫ. В зависимости от способа формирования и их поведения.

1. Случайная толпа - собрание людей, заранее не запланированное. (появление знаменитости в людном месте, происшествие).

2. Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся. Обусловлена в том смысле, что действия находятся под воздействием заранее обусловленных норм (футбольный матч-все знают о его проведении)

3. Экспрессивная толпа (танцующая толпа)-возникает в целях личного удовольствия и тут активность людей является целью (карнавал, массовое шествие, дискотеки). Цель: эмоциональная разрядка, участники испытывают экстаз - восторженно возбужденное состояние.

4. Действующая - действие направленно на какую-либо цель. Чаще всего действует агрессивно. Нет никаких здравых размышлений, и все как один подчиняются какому-то порыву.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛПЫ - Р.Тернер говорит о том что толпа возникает сиюминутно и внезапно.

Группы бывают

1. по размеру: большие (носят оперативный характер) и малые(непосредственный характер взаимодействия).Небольшое количество индивидов входящих в группу лиц и непосредственным личным контактом. Нижняя граница 2-3 человека. Верхняя -условная.

2. по характеру взаимоотношений: Первичные (основные, изначальные) и вторичные (созданные для достижения какой-либо цели).

3. по способу закрепления взаимоотношений: формальные (закреплены в официальных документах) и неформальные (отношения официально не закреплены).

l аудитория - общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющей информацией и доводящей ее до общности).Например: случайно собравшиеся люди слушают уличного оратора и т.п. Аудитория это не обязательно собрание людей в замкнутом пространстве. Аудитория может быть дискретна, и распределена по всей стране, а в роли коммуникатора выступит радио или телевидение. Связь в аудитории односторонняя. Информация может быть вербальная, музыкальная.

l публика-объединение людей по духовным интересам (слушатели симфонического концерта). Публика как социальное явление возникла в 19 веке благодаря технической возможности тиражировать и относительно быстро распространять периодические издания.

l массовое движение-объединение множества людей, которое в своих действиях реализует действия социального или политического характера. Направлены либо на изменение общества либо на недопущение изменения (движения против расовой дискриминации). Характерны общие цели, осознанное членство и общие ценности.

Социальные институты

 

Все взаимоотношения определяются социальными аспектами. Совокупность норм в определенной сфере человеческой деятельности. Это, прежде всего устойчивая система отношений, в которой закреплены определенные нормы, правила отношений, статусы и воли, а также существует контроль за исполнением норм.

Социальные институт- это устойчивая система отношений и социальных норм, которая объединяет какие-либо общественные ценности и способствует удовлетворению основных потребностей общества.

Институционализация-процесс возникновения и формирования социального института, возникает с возникновением новой потребности.

Для воспроизведения отношений формируются нормы, правила, образцы, возникают обычаи и другие правила и чтобы исключить или минимализировать отклонения

Есть фундаментальные потребности, которые не исчезают. Альберт Иванович Кравченко называет пять таких основных институтов соответствующих пяти фундаментальным потребностям.

1. Потребность в воспроизводстве рода. Из этой потребности вырастает институт брака и семьи

2. Потребность в безопасности. Эту потребность реализуют государства и политические институты

3. Потребность к средствам существования. Институт производства материальных благ

4. Потребность к передаче жизненного опыта. Из этой потребности вырастают институты образования

5. Духовные потребности. Из него вырастает институт религии.

Кравченко выделяет ещё два вида институтов:

1. Главные.

2. Неглавные

Семья как главный институт но в его рамках развиваются неглавные институты (родства, наследования и другие).

Институт как и общество развивается, эволюционирует. С внешней импирической стороны это совокупность индивидов наделенных материальными и нематериальными средствами деятельности.

Выделяют четыре признака института:

1. Образцы поведения

2. Символы

3. Утилитарные атрибуты

4. Идеология

Функция – это результат деятельности. Результаты могут быть:

· Ожидаемыми. Если результат ожидаемый то речь идет о явных функциях

· Неожидаемыми. Если результат деятельности неожидаемый то скрытые функции

 

· Желаемый результат.

· Нежелаемый результат. Нежелаемый результат - дисфункция

Кто первый заговорил о латентных функциях – французский социолог - Ле Блен.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Базовые элементы социальной жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Базовые элементы социальной жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)