Социальная структура и социальная стратификация
1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Критерии стратификации. Модели стратификации. 2. Исторические типы стратификации (готовим самостоятельно!) 3. Социальная мобильность. Факторы 4. Социальная структура и стратификация в современном обществе. Тенденции и изменения. Социальная структура есть определенный способ связи и взаимодействия элементов социальной системы. Неоконтианство: в качестве элементов системы выступают индивиды, но не как таковые, а их статус и роли в социальной системе, нормы и ценности на которые они опираются Позитивисты: в качестве элементов системы выступают большие группы. В основе социальной культуры находятся признаки различия меду людьми. Есть множество социальный структур. · Структура по признаку пола. 1. Мужчины 2. Женщины Каждый из нас находит место в этой структуре. Это самая простая структура. · Структура по признаку возраста · Структура по признаку профессии и т.п В основании лежит признак и отличия. Их много (половозрастной, профессиональный, территориальный, национальный и т.п ). Социальная структура показывает на многообразие групп в обществе. Социальная структура есть некое строение общества и основанием для структуирования выступает различия между людьми. Есть расположить группы по иерархии – то мы коснемся социальной стратификации общества – она показывает на иерархию. В основании социальной стратификации находится очень важный признак – социальное неравенство. Наверху будут находиться группы, которые более привилегированные, внизу менее привилегированные. Социальная стратификация это тоже социальная структура, но специфическая, где берется в качестве признака один , который называется неравенство. Социальная стратификация это иерархически организованная структура социального неравенства , существующая в обществе. Группы наверху - страты (лат. слой, настил). Обладает спецификой: Верхние слои более привилегированные – наличие первоочередного доступа к тем или иным благам Чем выше слой, тем он малочисленнее Один из первых, кто предложил теорию социальной стратификации – Петерим Сорокин. Она может быть трех видов: Экономическая – богатство (доходы + владение) Политическая – власть (способность влиять на других людей, даже вопреки их воле) Профессиональная – теория карьеры (успех в выполнении профессиональных ролей (знания, опыт, навыки, стаж)) Это означает, что группы индивидов можно ранжировать по критериям. Следующая теория Макса Вебера. Критерии: Престиж профессии (уважение, которым пользуется в общественном мнении та или иная профессия; оценка положения, которое занимает индивид в обществе) Богатство (количество денежных знаков) Образование (количество лет, которые человек просидел за партой) Власть (количество подчиненных, которых имеет индивид) Мы можем определить индивида или группу в социальной стратификации по тем или иным критериям (например, «богатство – бедность»: индивид может находиться внизу, но по другим показателям может находиться наверху. Где возникает несоответствие критериев, такую ситуацию принято называть – статусное несоответствие) . Иногда выделяют страты по десяти и более критериям. На сколько страт делят общество??? Самое простое деление – на две (богатство – бедность), но также существует деление трехуровневое. Уорнер: он разделил по такому принципу американские города
Если разделить каждую из этих страт еще на две – будет шесть. Высшие: высшие-высшие, низшие высшие Средние: высшее средние, низшие средние Низшие: высшие низшие, низшие-низшие. По этой методике можно построить современное Российское общество в зависимости от критериев. Стратификация по Беляевой: Собственники Наемные работники – их больше(свыше 90%). Стратификация по Заславской: Верхний средний слой – собственники крупных средних фирм (90% это мужчины молодого и среднего возраста, 2/3 имеют высшее образование и высокие доходы, с оптимизмом смотрят на свое будущее и будущее РФ) Средний слой - предприниматели, менеджеры ( в большинстве это мужчины среднего возраста, доходы ниже и степень оптимизма тоже уступает) Базовый – те, кто занят исполнительным трудом (крестьяне, рабочие, по большей части это женщины. 25% имеют высшее образование, доходы оставляют желать лучшего и степень социального оптимизма соответственно) Нижний - граждане, имеющие наименьший трудовой ресурс (70% это женщины, большинство пожилых людей, очень низкий уровень зарплаты и оптимизма) Заславская отмечет, что в эту иерархию не вошли: Элита Социальное дно Потому что с этими категориями сограждан очень сложно проводить анкетирование и социальные опросы. В анализ водит «Народное большинство». Стратификация по Тихоновой: Она проводит стратификацию по уровню жизни – шкала «богатство – бедность». Она выделяет 11 страт. Их можно объединить в классы. Богатые слои – высший класс (но она употребляет термин «богатые слои») Средний класс Медианный класс Низший класс Социальная мобильность – изменения социального положения индивида или группы в социальной структуре (синоним – социальное перемещение) Социальное перемещение – перемещение в социальном пространстве. Отличие от географического положения в том, что социальное перемещение апеллирует не километрами и другими единицами измерения, а статусами и ролями в жизни общества. Например: сопоставим господина и слугу. Живут в одном дворце, но социальное расстояние очень большое. Сорокин выделяет: Индивидуальная мобильность Коллективная мобильность Внутрипоколенная мобильность – перемещение в рамках одного поколения Межпоколенная мобильность – дети и родители Горизонтальная мобильность – социальное перемещение без повышения или понижения социального статуса . Есть 4 вида: Территориальная мобильность Религиозная мобильность Семейная мобильность Политическая мобильность Вертикальная мобильность – социальное перемещение с повышением или понижением социального статуса. Восходящая мобильность - Если статус повышается Нисходящая мобильность – статус понижается В современных динамичных обществах преобладает индивидуальная мобильность, а в малоподвижных обществах имеет место коллективная мобильность. Там где нет социальной мобильности – застывшие общества, но в чистом виде их нет. Представители элит – закрытые, стремятся не допустить к себе в страту ненужных людей. Социальные институты социальной мобильности, которые способствуют продвижению индивидов Семья Образование Армия Производство Политика и т.п Но бывает так, что социальные каналы закупориваются и социальные масс не довольны, => происходит социальный взрыв. Социальная структура общества меняется. Факторы социальной мобильности – это есть объективные и субъективные условия, способствующие мобильности (продвижению). В науке сейчас распространен термин «ресурсы». Можно догадываться, что этих факторов очень много. Некоторые, актуальные для РФ факторы: Экономический фактор Доходы от бизнеса Доходы от собственности Наличие сбережений и т.п Квалификация, как фактор Образование Навыки Умение работать на ПК Умение водить автомобиль Знание языков Социальный фактор Связи – включение в систему отношений Дружеских Родственных Земляческих Включение в партии или общественные организации Анализируя этот фактор, исследователи пришли к выводу, что 16% россиян имеют нулевой показатель по этим критериям LLL. Властный фактор Количество подчиненных Возможность на работе принимать решения Этот фактор у нас дефицитен. Им может пользоваться меньшинство. Физиологический фактор Принадлежность к полу (приоритет за мужчинами) Возраст (оптимальный возраст с 22-40 – мужчин в России такого возраста 9%) Здоровье (17% здоровых мужчин и женщин) При анализе всех факторов, можно сделать вывод что 60% россиян находятся а неблагополучном состоянии и для этих людей сохранился только один канал мобильности – предпринимательство. Фактор места проживания Москва и СПб Екатеринбург, Новосибирск и т.д Села и деревни
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |