Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика труда в торговле



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Специфика труда в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Торговля является одной из наиболее трудоемких отраслей экономики. В настоящее время наблюдается рост количества занятых именно в торговле. Одновременно снижается доля занятых со специальной подготовкой. Так как большинство торговых предприятий ставит своей целью получение максимальной прибыли, то эффективность труда и квалификация работников существенно влияют на решение задач по максимизации прибыли и улучшения качества товарного снабжения. А основным и главным показателем эффективности затрат труда является производительность труда. Производительность труда рассчитывается, как отношение произведенной или реализованной продукции или работ, выполненных на предприятии, к затратам рабочего времени. Многие показатели зависят от производительности труда, такие как темп модернизации промышленного производства, увеличение зарплаты и доходов, увеличение себестоимости продукции. В торговле в общем, а в особенности в розничной торговле, практически отсутствуют автоматизация и механизация труда. Большую долю операций приходится выполнять вручную. Поэтому повысить уровень производительности труда крайне затруднительно, но необходимо. Для оценки уровня производительности труда необходимо не только измерить количественно ее уровень, но и анализировать уровень и динамику производительности труда, а также анализировать факторы, влияющие напрямую на производительность труда, а также те, что влияют на нее косвенно, например, некоторые макроэкономические показатели.

Таким образом,  цель данной курсовой работы - рассмотрение производительности труда как экономической категории.

 Задачи курсовой работы:

1. Дать определение производительности труда;

2. Рассказать о методах измерения производительности труда;

3. Выяснить, какие показатели оказывают прямое и обратное влияние на производительность труда;

4. Выявить возможные трудности при расчете показателя производительности труда;

Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные, опубликованные в экономической литературе, статистические данные федеральной службы государственной статистики.


Производительность труда как экономический показатель

Специфика труда в торговле

Уже выше было отмечено, что торговля является одной из самой трудоемких отраслей экономики. В последние годы можно отметить некую тенденцию в увеличении роста количества занятых именно в торговле. В то же время можно отметить резкое падение количества кадров со специальной подготовкой. От уровня квалификации работников и от эффективности их труда напрямую зависит достижение главных целей торгового предприятия ( достижение большей прибыльности, улучшение качества товарного снабжения и качества обслуживания). Но в торговых предприятиях решение вопросов, связанных с трудом и кадрами, сведено к минимуму, особенно ярко это можно увидеть в розничной торговле.

Персонал предприятия – это совокупность всех физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, которые регулируются договором найма. Или по-другому можно сказать, что персонал – это совокупность всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций.

Персонал предприятия характеризуется кадровым потенциалом, трудовыми и человеческими ресурсами производства. «Персонал отражает совокупность работников разных профессиально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в списочный состав предприятия»[2].

Существуют также такие понятия, как кадры, рабочая сила, трудовые ресурсы и человеческие ресурсы. В некоторых случаях эти понятия употребляются как синонимы понятию персонал, но иногда – для выделения специфики трудовых ресурсов как особого вида применяемых предприятием ресурсов.

«Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, которые используются им для производства материальных благ и услуг»[2]. Относительно торговли можно сказать, что рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей работников торгового предприятия, которые они используют для реализации товаров и услуг.

Трудовые ресурсы – это потенциальная рабочая сила (как часть трудовых ресурсов страны).

«Персонал – это весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Кадры – основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия»[2].

Человеческие ресурсы предприятия является одним из главных ресурсом каждого предприятия, от эффективности и качества использования данного ресурса зависят результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия и во многом зависит его конкурентоспособность на рынке.

Также следует отметить, что затраты на персонал занимают, пожалуй, одно из первых мест по объемам в структуре затрат торгового предприятия.

 

Можно выделить ряд особенностей, присущих труду на торговом предприятии. Отмечают, что работники торгового предприятия выполняют трудовые процессы, которые разделяют на: «процессы, связанные со сменой форм стоимости, и процессы, связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения. Первый вид обеспечивает смену форм стоимости и характеризуется процессами купли – продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и др. второй вид в свою очередь характеризуется такими процессами, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др.»[3].

 Два этих вида сильно взаимосвязаны и вместе они составляют основу организации торгового – технологического процесса. Следовательно, можно выделить первую особенность труда в торговле, а именно его двойственный характер.

Вторую особенность можно охарактеризовать большой удельный вес труда, связанного с продолжением процессов производства в сфере обращения, в общей сумме всего трудового процесса – эта особенность обусловливается низкой оснащенностью торговых предприятий техникой, то есть велика доля ручного труда.

Третья особенность труда в торговле – это нервное и физическое напряжение персонала предприятия. Так как труд, связанный со сменой форм стоимости товара, довольно однообразен. Эта особенность обуславливается отсутствием свободы проявления инициативы работником, а также отсутствие достаточного количества средств автоматизации.

Четвертая особенность заключается в значительном влиянии вероятностных факторов. Нельзя точно предугадать интенсивность покупательских потоков течение дня, поэтому часто в торговых предприятиях происходят такие ситуации, как простои работников или высокая нагрузка и резкое повышение напряженности труда.

Пятая особенность, и последняя, труда в торговли является то, что конечный результат труда – не продукт, а услуга.

 Для анализа трудовых ресурсов в торговом предприятии необходимо пройти следующие этапы:

· Изучить численность работников в динамике;

· Изучить движение трудовых ресурсов в конкретной организации или на предприятии;

· Произвести анализ состава трудовых ресурсов по различным признакам в динамике.

Производя анализ, мы можем судить об обеспеченности трудовыми ресурсами торгового предприятия.

Вышеперечисленные показатели являются основой для проведения анализа качественного состава трудовых ресурсов, определения различных характеристик численности работников.»[1] Важно также не забывать, что анализ трудовых ресурсов вообще по сути сам по себе относителен и все выше представленные коэффициенты для проведения анализа тоже имеют относительные величины.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Специфика труда в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика труда в торговле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)