Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программы по дисциплине  



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Программы по дисциплине   0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное агентство по образованию

Петрозаводский филиал

Федерального государственного

Образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Петровский колледж»

 

 

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Методические указания

Для студентов заочного отделения

специальностей:

100201 100105 080110 080501 080504 «Туризм» «гостинИчный сервис» «Экономика и бухгалтерский учет» «Менеджмент» «Государственное и муниципальное управление» базовый уровень

 

 

Г. Петрозаводск

2008

Рассмотрены Методическим советом   Протокол № 2 от «30» сентября  2008 г.  
Утверждены заместителем директора по учебной работе:   А.В. Феоктистова  
Составила преподаватель:                                                                         Феоктистова Анна Викторовна

Пояснительная записка

       Данные методические рекомендации по изучению курса « Русский язык и культура речи » не являются заменой учебной литературы. Они призваны помочь студенту организовать аудиторную и самостоятельную работу по дисциплине.

 

       Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.

           Не секрет, что встречают человека уже давно не только «по одежке», но и по тому, как он говорит. Наша речь – это наша визитная карточка, и как трудно порой создать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свой речевой облик.

           Основу курса составляет изучение нормативной базы современного литературного языка, коммуникативных качеств «хорошей» речи (правильность, точность, логичность, чистота, уместность, богатство и выразительность, благозвучие и т. д.), функциональных стилей и речевого этикета. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов-нефилологов заочного отделения три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. Практические занятия по данному курсу помогают развить у студентов чувство языка, чувство стиля, способствуют формированию языкового вкуса, умения вслушиваться в собственную и чужую речь; в процессе занятий воспитывается сознательное отношение к родному языку.

ЦЕЛЬ КУРСА – качественно повысить уровень речевой культуры; развить навыки эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения; расширить общегуманитарный кругозор.

 «Русский язык и культура речи» предусматривает изучение проблем речевой культуры и в теоретическом, и в практическом плане, но предпочтительно осуществляется в форме практических (и семинарских) занятий, обеспечивающих обратную связь между преподавателем и студентами, а не сводится только к поточному лекционному курсу.

               

           По окончании изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты сдают экзамен. Предусмотрено выполнение промежуточной контрольной работы.

           

Требования ГОС СПО к минимуму содержания

Основной профессиональной образовательной

программы по дисциплине  

«Русский язык и культура речи»

Русский язык и культура речи: основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц; их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста

Тематический план курса

№ темы

Тема и краткое содержание занятия

1

Современный русский литературный язык. Признаки литературного языка. Нормативный аспект культуры речи. Вариантность норм.

2

Акцентология и орфоэпия русского языка. Акцентологические и орфоэпические нормы. Активные процессы в области ударения.

3

Лексикология. Лексическое значение слова. Лексическая недостаточность и речевая избыточность. Употребление паронимов.

4

Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. Употребление заимствованной лексики. Фразеология деловой речи.

5

Морфология русского языка. Морфологические нормы русского языка.

6

Синтаксис русского языка. Синтаксические нормы русского языка.

7

Практикум по орфографии и пунктуации

8

Функциональный аспект культуры речи. Характеристика функциональных стилей русского языка.

9

Коммуникативные качества речи. Этико-социальные аспекты культуры речи.

10

Лексикография русского языка.Фразеогрфия.

 

Экзамен

Содержание курса и



2019-12-29 161 Обсуждений (0)
Программы по дисциплине   0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программы по дисциплине  

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)