Занятие 14 СПИД: ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Вопросы к обсуждению 1. Краткая история проблемы СПИДа. Мифы о СПИДе.Феномен"спидофобии". СПИД и нарушение прав человека. 2. Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией. Специфика заболевания и контингентов заболевших. Нарушение традиционных основ медицинской этики. ВИЧ-инфекция как безусловное показание к аборту. Испытание новых лекарственных средств. 3. Документы Всемирной медицинской ассоциации по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией. Меры по профилактике распространения СПИДа. Права ВИЧ-инфицированных и обязанности медицинских работников. Обязательное и добровольное тестирование на ВИЧ. Возможность практики ВИЧ-инфицированного врача и необходимость информирования пациента о болезни врача. 4. Закон РФ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека". Гарантии государства. Права и свободы ВИЧ-инфицированных. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными. Социальная защита лиц, подвергающихся риску профессионального заражения. Рекомендуемая литература. Основная 1. Нежметдинова Ф.Т., Исланова Н.Н. Право и медицина: биоэтические основы. — Казань, 1998. — С. 192-210. Дополнительная 1. Федеральный закон "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 24.02.1995 г. 2. Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"от18.06.1996 г. 3. Документы ВМА: 1) Временное заявление по СПИДу. — Мадрид, октябрь 1987 г. 2) Заявление о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц, больных СПИДом. — Австрия, сентябрь 1988 г. 3) Заявление по вопросам, возникающим в связи с ВИЧ-эпидемией. — Марбелла, сентябрь 1992 г. 4) Глобальная стратегия борьбысо СПИДомВОЗ. — Женева.1994.—46с. 5) Как это начиналось // Медицинская помощь —1997. — №9. — С. 43-44. Литература для конспектирования 1.ВМА. Временное заявление по СПИДу. — Мадрид, октябрь 1987 г. Занятие 15 ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ И ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ Вопросы к обсуждению 1. Генетика. Определение. Методы диагностики генетических нарушений. Этические проблемы медицинской генетики. Общие этические принципы проведения генетических исследований. 2. Международные и российские документы, регламентирующие генетические исследования. 3. Генная инженерия, ее применение в биологии и медицине. Требования ВМА к методам генной инженерии. 4. Клонирование. Определение и суть метода. Возможные области применения. Причины негативного отношения к клонированию человека. 5. Евгеника. Определение. Виды и методы евгеники. Современный взгляд на проблему. Рекомендуемая литература. Основная 1. Нежметдинова Ф.Т., Исланова Н.Н. Право и медицина: биоэтические основы. — Казань, 1998. — С. 80-102. Дополнительная 1. Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" от 5.06.1996 г. 2. Документы ВМА: Заявление о генетическом консультировании и генной инженерии. — Мадрид, Испания, октябрь 1987 г. Декларация о проекте геном человека. — Марбелла, сентябрь 1992 г. 3. Вельтищев Ю.Е. Этика, медицинская деонтология и биоэтика в педиатрии. Лекция №3. — Глава 6. 4. Медицинская этика и деонтология. / Под ред. Г.В.Морозова — М.:Медицина, 1983.—С. 170-190. 5. Вязицкий П.О., Волчек И.А., Каргинов В.А., Коваленко С.П. Генетическая инженерия в современной медицине // Военно-медицинский журнал. — 1992. — №5. — С. 37-41. 6. Заявление HUGO о принципах проведения генетических исследований. — Гейдельберг, март 1996 г. Литература для конспектирования 1. Заявление HUGO о принципах проведения генетических исследований. — Гейдельберг, март 1996 г. Занятие 16 ЗАЧЕТ - ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИТОГОВ УСПЕВАЕМОСТИ ЗА СЕМЕСТР Студентам,не имеющим академических задолженностей и набравшим рейтинговый балл выше минимального, выставляется зачет; имеющим академические задолженности предоставляется возможность отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок и принимается зачет согласно вопросам к зачету, составленным по материалам лекций и семинарских занятий. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Понятие биомедицинской этики. Причины еевозникновения ифакторы, способствующие формированию. Общая ичастная биоэтика: основные разделы и направления. 2. Основные принципы биомедицинскойэтики; международные документы, декларирующие их. 3. Этические основы деятельности среднего медработника согласно Международному этическому кодексу медицинской сестры. 4. Основные положения Этического кодекса медицинской сестры России. 5. Этические и юридические основы информирования пациента о состоянии его здоровья медицинским работником. Стандарты информирования. 6. Основы и правила взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. 7. Модели взаимоотношений между врачом и пациентом (суть, принципы, особенности) и их место в различных областях медицинской практики. 8. Взаимоотношения между медицинским работником и пациентом как причина жалоб пациентов и их родственников на медицинское обслуживание и пути их устранения. Халатность и неблагоприятный исход. 9. Этические проблемы аборта и роль медицинского консультирования в вопросах планирования семьи. Различные этические и правовые подходы общества и государства к проблеме аборта. Законодательная база РФ. 10. Стерилизация в современной России: этические проблемы и правовая регуляция. 11. Проблема бездетного брака и этические вопросы при применении новых репродуктивных технологий. 12. Общие этические правила медицинской генетики на этапах консультирования, тестирования, скринирования, пренатальной диагностики и генной терапии. 13. Генная инженерия: понятие, возможные области применения, этические проблемы. Клонирование: за и против. 14. Право на отказ больного от лечения и этические основы эйтаназии. Виды эйтаназии. Международные и российские документы, регламентирующие проведение эйтаназии. Назначение и виды хосписов. 15. Понятие клинической и биологической смерти. Смерть мозга — этические и медицинские проблемы. Правила констатации факта смерти мозга. 16. Этические проблемы трансплантологии. Основные требования к проведению трансплантации органов в международных документах и российском законодательстве. 17. Этические проблемы нейротрансплантологии иих возможная регуляция. 18. Этические проблемы трансфузиологии. Права, обязанности и льготы доноров крови. Права реципиентов крови. 19. Этические проблемы, связанные с ВИЧ-инфекцией. Психологическая и моральная поддержка больных и членов их семей, половых партнеров больных СПИДом. 20. Права и социальная защита больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных. 21. Социальная и правовая защита лиц, подвергающихся риску профессионального заражения ВИЧ-инфекцией. 22. Основные этические принципы проведения эксперимента на человеке. Международные документы, регламентирующие проведение экспериментов. 23. Особенности проведения исследований на различных группах испытуемых (дети, беременные и кормящие женщины, заключенные, психически неполноценные, неизлечимо больные). 24. Этический комитет: задачи, функции, роль и место в системе здравоохранения. 25. Особенности экспериментов на животных. Нормы защиты экспериментальных животных. 26. Ущерб здоровью (жизни) пациента в результате медицинской деятельности. 27. Врачебные ошибки с позиции медицинской этики. Виды и источники врачебных ошибок. Анализ путей их возникновения и предложения по устранению. 28. Понятие и виды ятрогенных заболеваний: примеры, пути предупреждения 29. Основные правапациента в международных документах (ВМА, ВОЗ, Совет Европы). 30. Информированное согласие: определение и характеристика. Понятие автономности и компетентности больного. 31. Понятие медицинской тайны. Условия возможностиразглашенияврачебной тайны без согласия больного. 32. Социальная и правовая защита медицинских работников. 33. Права пациента согласно "Основам законодательства РФоб охране здоровья граждан". 34. Особенности этических проблем, возникающих в работесреднего медработника в различных медицинских специальностях. ПРИЛОЖЕНИЯ КЛЯТВА ГИППОКРАТА Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей ивсемибогами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: — считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство ... преподавать им безвозмездно и без всякого договора; — я направлю режим больных к их выгоде, ... воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. — я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария; — чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство; — я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом; — в какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами; — что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал, касательно жизни людской — я умолчу о том. считая подобные вещи тайной. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Ноябрь 1983
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |