Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации к выполнению заданий



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению заданий 0.00 из 5.00 0 оценок




1. А.И. Журавлева называет «Грозу» в прямом смысле «пьесой-итогом» и «пьесой-началом» одновременно. Что это значит? Что она подытоживает и что начинает?

Обратите внимание на то, что в ранних пьесах, пьесах москвитянинского периода, Островский идеализирует патриархальный быт. К этой же проблематике драматург обращается и здесь. Но если в ранних пьесах патриархальность, характерная для купеческого мира, осмыслялась им как хранительница народной нравственности, то теперь он дает нечто принципиально новое и в изображении и, главное, в оценке мира патриархальных отношений. Законы патриархальной жизни превращаются лишь в условную формальность, которой необходимо следовать.

2. Рассматривая семейно-бытовой конфликт, лежащий в основе пьесы, обратите внимание на его расширение - противостояние двух начал жизни: догматического, которое воплощено в образе Кабанихи, и индивидуально-личностного, воплощенного в образе Катерины. И та, и другая героиня живет Домостроем («Домострой» - книга, содержащая в себе свод определенных правил, по которым должен жить человек, строить свой дом; своеобразная модель поведения человека). Как Домострой пресуществляется в сознании Кабанихи? Проанализируйте с этой точки зрения действие 1 явление 5, действие 2 явления 5-6-7.

 Рассматривая образ Катерины обратите внимание на то, что Катерина, в противовес Кабанихе, воплощает сам дух патриархального мира, его мечту, его порыв. Особо выделите ключевые мотивы, создающие ее образ, - мотив воли (см. монолог Катерины в действии 1 явлении 7) и мотив любви. Чем жизнь в доме Кабанихи отличается от жизни в родительском доме?

3. В чем заключается своеобразие пространственной организации города Калинова? Как в образе самого города проявляется ведущая оппозиция пьесы «воля» - «неволя»? С одной стороны, красота мира, раскрывающаяся в пейзажах, описанных не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц (приведите примеры из текста). С другой, - мрачная картина повседневной жестокости жителей по отношению друг к другу. Отсюда мотив замкнутости калиновского мира, невероятной «затерянности» калиновской жизни (подтвердите примерами из текста). Каково доминирующее начало, характеризующее нравы города Калинова? Обратите внимание на образ Шапкина. С какой целью он появляется в пьесе?

4. В.Я. Лакшин говорит о многоликости образа грозы в пьесе: «Гроза в пьесе многолика, это не только образ душевного переворота, но и страха: наказания, греха, родительского авторитета, людского суда». Для того чтобы понять символическое значение образа грозы, следует вспомнить фрагменты текста, ремарки, в которых упоминается гроза, и восприятие ее жителями Калинова. Почему Катерина боится грозы?

5. Тема суда в «Грозе». На уровне социальном город, патриархальный мир судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит саму себя. Особое внимание обратите на то, что теперь уже не патриархальное сознание Катерины судит ее грех, но сама она, ее личность стремится осознать, что произошло. Единственным грехом, с тяжестью которого она не может совладать, оказалась ложь: жить во лжи для Катерины так же невозможно, как отказаться от Бориса. Ведь и отказ от любви - та же ложь, ложь самой себе, ложь, к которой принуждают догматы патриархального мира. Таким образом, в пьесе представлено становление нового мироощущения, нового чувства – чувства личности, которое принимает не форму гражданского, общественного протеста, а форму индивидуальной личной любви. Причем проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех (для нее это нарушение нравственного долга – в отличие от Катерины, все другие герои пьесы стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят – «Главное, чтобы все шито-крыто было…»). Именно несоответствие между греховным внутренним состоянием Катерины и тем, чего требуют от нее религиозные заповеди, не дает ей возможности молиться, как прежде. Стремление к воле воспринимается Катериной как нечто страшное и гибельное, противоречащее всем ее представлениям о должном. Согласитесь ли вы с точкой зрения современной исследовательницы Н. Ищук-Фадеевой о том, что трагедия героини «Грозы» - «трагедия не столько обманутого чувства, сколько несостоявшейся святой»?

    Особое внимание обратите на реплику Кулигина в финале пьесы: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Приведите свои примеры из текста, раскрывающие христианский аспект пьесы.

6. Рассматривая жанровую специфику пьесы Островского, соотнесите известные вам характеристики жанровых моделей трагедии и драмы (см. Словарь литературоведческих терминов) с текстом пьесы, сделайте выводы. При этом обратите внимание на то, что современные исследователи (например, А.И. Журавлева) говорят о «Грозе» как о «единственной жанрово-чистой у Островского трагедии».

Рекомендуемая литература:

1. Островский А.Н. «Гроза».

2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1996.

3. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М.: МГУ, 1977.

4. Лакшин В.Я. Островский. М., 1982.

5. Лобанов М.П. Островский (ЖЗЛ). М., 1989.

 

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Проблема жанра. Прием «поэтического многоголосия».

2. Композиция поэмы, своеобразие ее проблематики.

3. Соотношение в поэме сказочного и реального.

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Методические рекомендации к выполнению заданий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации к выполнению заданий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)