Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа



2019-12-29 356 Обсуждений (0)
Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа 0.00 из 5.00 0 оценок




Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.

 

По назначению беседы классифицируются на:

- вводные (предваряющие), цель которых – создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;

- сопутствующие (сопровождающие). Цель таких бесед – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления о слове;

- заключительные (итоговые, обобщающие), цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.

Методика проведения обобщающей беседы

Обобщающие беседы, как правило, проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе групп и требуют большой предварительной работы

Задачи:

1. Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о труде строителей, об их профессиях: архитектор, монтажник, сварщик, каменщик, плотник, маляр, крановщик.

2. Развивать навыки разговорной речи: умение участвовать в общей беседе, дополнять ответы друг друга, обосновывать свою точку зрения, не перебивать говорящего.

3. Воспитывать уважение к людям труда.

Структура беседы:

1 часть – вводная. Начать беседу можно по-разному:

- с обращения к детям типа «Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»;

- с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествия письма может послужить стихотворение С.Я.Маршака «Загадка»);

- с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»);

- с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге);

- с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях), послуживших содержанием беседы (например, начиная беседу о железной дороге, спросить: «Дети, кто из вас ездил в поезде?»).

2 часть – основная. В этой части занятия раскрывается содержание беседы. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным, и, чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Важно продумать содержание и формулировку вопросов. По мнению Е.И.Тихеевой, умение спрашивать – дело нелегкое. Задать вопрос – значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно-речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести к репродуктивным или поисковым вопросам.

В ходе беседы, кроме вопросов, можно использовать наглядный материал: картину, игрушку, предмет в натуре, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Однако не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, т.к. при этом теряется ее специфика как занятия.

3 часть – заключительная. В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. это можно сделать следующими способами:

- изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;

- провести дидактическую игру на том же программном материале;

- предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию беседы;

- прочитать художественный рассказ;

- дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

Обучение детей монологической речи.

Методика обучения детей пересказу

Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи, среди которых различают пересказ и рассказ.

Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения.

Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события.

Начиная со средней группы, следует проводить специальные занятия по обучению детей пересказыванию и составлению разных видов рассказов.

Существуют разные виды пересказа:

- подробный или близкий к тексту;

- краткий или сжатый;

- выборочный;

- с перестройкой текста;

- с творческими дополнениями.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Задачи:

1. Учить детей самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) близко к тесту пересказывать рассказ (сказку)…

2. Формировать навыки монологической речи: пересказывать текст последовательно, неторопливо, с использованием средств интонационной выразительности, полно, без длительных пауз.

3. Воспитывать у детей умение слушать друг друга, желание пересказывать литературные произведения.

Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа

1. Вводная часть. Ее цель заключается в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, что может достигаться путем вступительной беседы, показа картинки, напоминания наблюдения, загадки.

2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщается его название, жанр, автор.

3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересаз.

5. Пересказы детей.

6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, плоскостного, пальчикового театров, игр-драматизаций детей.

Такая структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до занятия

Обуч В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам;

2) по картине;

3) из опыта;

4) творческие рассказы.

Обучение детей рассказыванию В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается детское рассказывание, в методике принято выделять рассказы по восприятию, по памяти, по воображению.

Рассказывание по восприятию носит описательный характер. Дети рассказывают о тех предметах и явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств.

К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, натуральных предметов, картин, явлений природы.

Рассказывание по памяти – это рассказывание из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению – это творческие рассказы детей. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. В новых комбинациях детьми используются представления, хранящиеся в памяти, ранее усвоенные знания.

В средней группе детей учат составлять рассказы по восприятию, в старшей и подготовительной к школе группах – по восприятию, по памяти и по воображению.



2019-12-29 356 Обсуждений (0)
Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Алгоритм проведения ООД по формированию у детей навыков пересказа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)