Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сбор и обработка информации



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Сбор и обработка информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Выбрав тему, необходимо определить перечень необходимой литературы и ознакомиться с ней для составления плана курсовой работы и получения общего представления о ее содержании.

Курсовая работа создается на основе глубокого изучения обширного и многообразного материала. Литература по теме курсовой работы может быть подобрана при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек, для этой цели могут быть использованы также каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.

Для выполнения курсовой работы студенту рекомендуется использовать следующие основные источники:

· учебники, учебные и учебно-методические пособия;

· научные монографии;

· статьи из научных журналов, сборников, бюллетеней и экономических газет;

· материалы научно-практических конференций;

· федеральные и республиканские законы, указы президента Российской Федерации и Республики Татарстан, постановления правительства РФ и РТ, нормативные акты министерств и ведомств;

· отчеты о научно-исследовательской работе, подготовленные вузами и НИИ;

· информационные издания (сборники научно-технической информации, аналитические обзоры, информационные листы, экспресс информации, выставочные и рекламные проспекты и др.);

· переводы иностранной научно-экономической литературы;

· материалы производственно-хозяйственных совещаний, проводимые правительством, министерствами, ведомствами, администрациями городов и районов;

· диссертации и авторефераты диссертаций;

· производственно-техническая и экономическая документация предприятий, организаций, министерств и ведомств (планы, отчеты, служебные записки, акты и т.д.);

· вторичные документы (реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативные журналы);

· словари и справочники;

· статистические сборники и ежегодники;

· электронные ресурсы.

Работу над литературными источниками следует начинать с изучения учебников, учебных и учебно-методических пособий, монографий, а также правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан.

Следует также изучить научные статьи по избранной теме, публикуемые в журналах: «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Финансы», «Эксперт», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Менеджмент», «Рынок ценных бумаг», «Банковское дело» и др., а также статьи в газетах «Экономика и жизнь», «Российская газета», «Финансовая газета», «Коммерсант», в местной периодике и др.

При написании курсовой работы необходимо обращаться к истории национальной и мировой экономики, истории экономической мысли.

Современные экономические исследования неизбежно выходят на стыки с другими науками, и порой стыки наук приобретают особое значение. Поэтому студенту необходимо обращаться и использовать в своей работе данные других наук, таких как политология, психология, социология, демография, экономическая география и др. 

Эффективность исследовательской деятельности существенно зависит от того, насколько полно и умело студент владеет методами экономического исследования, поэтому при написании курсовой работы необходимо опираться на философские работы.  

Полезно также обращаться к иностранной литературе, чтобы изучить и критически переосмыслить зарубежный опыт для поиска путей его адаптации и использования в российских условиях.

Следует учитывать, что экономическая наука постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами и концепциями, обусловленные глубокими изменениями экономики страны, поэтому изучение литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и лишь затем переходить к более ранним изданиям.

Важным аспектом работы с информационным массивом является проблема критериев отбора материала для написания курсовой работы. Опыт показывает, что студенты, не имеющие четкого представления о целях, задачах и проблематике своего исследования, об используемых методах исследования, уподобляются в отношении сбора материала трудолюбивыми муравьями, поскольку собирают все, что попадется под руку. Если подобное усердие сочетается с недостаточным умением подвергать материал первичной обработке, то студент начинает тонуть в пучине накопленного материала и, в конечном счете, оказывается не в состоянии выжать из него все, что можно. Кроме того, отдельные проблемы его курсовой работы оказываются необеспеченными необходимым теоретическим и фактическим материалом.

Каковы же основные критерии отбора материала для написания курсовой работы на экономическую тему?

· Сбор материала, как в целом и само курсовое исследование, должен быть ориентирован на реализацию целей и задач, сформулированных во введении. И все, что не действует в этом направлении, должно отсеиваться.

· Содержание будущей курсовой работы расчленяется на части в соответствии с задачами (проблемами, подпроблемами), по которым идет сбор материала. В рамках проблемы отбор материала осуществляется в первую очередь с позиции того, работает он или не работает на курсовую работу в смысле формирования ее как работы оригинальной, с признаками новизны.

· Необходимо стремиться к тому, чтобы, во-первых, опираться на оригинальные работы и отбрасывать те, которые представляют собой компиляцию. Во-вторых, стараться свести к минимуму известный материал, который должен выполнять лишь роль исходных методологических принципов (посылок) в изложение основных вопросов, либо логических связок в тексте, либо материала, подвергающегося критическому анализу с позиции выдвигаемых идей или приводимого для сравнительных оценок.

· Информация должна подбираться таким образом, чтобы теория имела продолжение в практике, а прикладные материалы имели теоретическое обоснование. Другими словами необходимо обеспечить синтез теоретической и прикладной части. Известна фраза, если в пьесе в первом акте появляется ружье, то в последнем действие оно обязательно должно выстрелить. Если в теоретической части выдвигается идея, то она обязательно должны работать в прикладной части, в противном случае ее выдвижение и обоснование лишено смысла.

· Важным принципом отбора материала является принцип достоверности. При работе с массовыми данными важно показать представительность сделанных выборок (репрезентативность). При проведении группировок нужно соблюдать известные из статистики правила их формирования. Кроме того, прежде чем использовать факты и цифры, их нужно проверить на достоверность.

· Следует стремиться использовать цифры и факты «из первых рук», так как вторичный материал не всегда выглядит достаточно корректным и является убедительным. В цифровой материал нередко вкрадываются ошибки. Поэтому необходимо спрашивать: насколько реальна та или иная цифра. Каждую цифру нужно «взвешивать», «измерять», прежде чем вносить в текст курсовой работы.

· Некоторые студенты полагают, что чем больше цифр, тем лучше. В курсовой работе, на наш взгляд, необходимо обходиться минимумом цифр и фактов, но каждый из них должен быть приведен в нужном месте, нести функциональную нагрузку, выполнять определенную служебную роль. Цифры и факты, которые не работают, не нужны.

· Цифры и факты должны обладать признаком представительности. Одним из типичных просчетов является то, когда теория фиксирует макроэкономическую или отраслевую закономерность, а подтверждается это лишь ссылками на 1-2 предприятия, без указания их доли в производстве. Или, наоборот, на базе данных 2-3 предприятий устанавливаются определенные процессы, которые затем выдаются как типичные. Опора на опыт отдельных предприятий оправдан тогда, когда он типичен для региона, отрасли, национальной экономики. В этом случае его применение может «высветить» соответствующие отраслевые, региональные и макроэкономические закономерности. 

· При подборе конкретного (цифрового) материала следует учитывать, что для обобщения, выводов и конкретных предложений необходимо иметь данные за ряд лет или периодов, которые раскрывали бы сущность экономического явления, его тенденции и закономерности. Все используемые при сравнении данные должны быть приведены к одинаковым измерениям. Они могут использоваться как абсолютные, так и относительные показатели. Следует также стремиться к тому, чтобы используемые данные содержали новейшие показатели, были типичными и убедительными. После обработки цифровых данных, они для наглядности могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики.

Изучение источников сопровождается выписками и конспектированием. Для этого используют систему папок, карточек или иных технических приемов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в курсовой работе.

Излагать материал в курсовой работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников.



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Сбор и обработка информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сбор и обработка информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)