Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ).



2019-12-29 314 Обсуждений (0)
ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ). 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА КАК НАУКА И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА (ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ, ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И МЕТОДОЛОГИЯ).

Целью явилось переосмысление истории казахского народа с древнейших времен до наших дней, концентрация внимания на её узловых проблемах, способствующих формированию цельного исторического сознания.

Исходя из этого, были определены следующие исторические задачи:

А) раскрыть роль и место казахского народа, казахской государственности в общетюркской общности, в системе кочевой цивилизации, в развитии историко-культурной общности народов Евразийского мира

Б) проследить основные этапы возникновения, формирования казахского этноса, его хозяйство, быт, социальный строй и политическую систему на длительном историческом отрезке времени

В) переосмыслить ключевые проблемы истории народов (этногенез, государственность, отношения с соседними этносами, государствами, колониальные войны и национально-освободительные движения)

Г) охарактеризовать социально-классовые отношения в казахском обществе, раскрыть роль различных сословий населения – султанов, биев, батыров, представителей культа и шаруа

Д) показать эволюцию духовного мира и их вклад в мировую цивилизацию, взаимосвязь и взаимовлияние культур степной кочевой с земледельческо-оседлой, с культурой соседних народов – России, Китая, Центральной Азии.

Методология. «Английская история, - писал известный британский ученный А. Дж. Тойнби, - не прояснится до тех пор, пока не будет рассмотрена в соответствии с историями других национальных государств, входивших в более широкое сообщество, каждый из членов которого реагировал специфическим образом на происходящее» («Постижение истории», Москва 1991, с.26). Это утверждение можно отнести и к истории К.

 

НАУЧНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.

В настоящее время одни ученные считают, что древнейший человек возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад.

Периодизация доисторического периода довольно сложна, известны несколько специальных и общая (историческая) периодизации. Автором археологической (специальная) считают датского археолога Х. Ю. Томсена. В соответствии с этой периодизацией древнейшая история человеческого общества делиться на три крупных этапа: каменный век – 2,5 млн. лет тому назад-3 тыс. до н.э.; бронзовый век – с начала 2 тыс. до н.э.-1тыс. до н.э.; железный век – с 1 тыс. до н.э. Каменный век: палеолит, мезолит и неолит. Эти эпохи разделяются на периоды: ранний (2,5 млн-140 тыс. лет до н.э.), средний (140тыс-40тыс лет до н.э.) и поздний (40тыс-10(12) тыс. лет до н.э.) и на культуры, характеризующиеся определенным комплексом вещественных памятников. Культуры поздний палеолит - дошель, шелль, ашель; средний палеолит – мустьер; нижний палеолит – ориньяк, солютре и мадлен.

Другую периодизацию предложил Л.4 Г. Морган в книге «Древнее общество». Эта периодизация в отличие от археологической не ограничивается технологическим критерием, но основывается на комплексной характеристике материальной культуры каждого данного периода. Использовав установившееся в 18 веке членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновением рыболовства и применением огня, высшая – с изобретением лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением письма начинается эпоха цивилизации.

 

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ).

Археология особенно важна для тех стран и народов, у которых в силу ряда причин количество письменных источников невелико. Это относится и к Казахстану. Самые ранние находки письменности здесь относятся к 4 веку до н.э.

У истоков развития археологии К. стояли выдающиеся русские и казахские востоковеды и историки – Бартольд, Радлов, Лерх, Валиханов, а также представители передовой русской интеллигенции. В становлении археологической науки велика роль Массона, Бернштама, Грязнова, Черникова. Благодаря археологии было доказано, что человек на территории К. появился около миллиона лет тому назад. Таким образом, К. был включен в ареал расселения древнего человека. Определены связи кочевой и оседлой культур. Выявлены политические, экономические, культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком, Средней Азией, Поволжьем, Сибирью.

Письменные источники. Сведения по истории К. эпохи древности фиксировались письменно на различных языках: древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском. Древнейшим письменным источником по истории народов К являются древнеперсидские надписи царей Дария 1 (522-486 гг. до н.э.) и Ксеркса (486-465 гг. до н.э.), составленный на трех основных языках – древнеперсидском, эллинском и аккадском, употреблявшихся в Ахеменидской державе.

Существовали так же и античные источники. Сведения о населении К. в древнюю Грецию поступали через Персию, а так же через греческие колонии в Причерноморье. Видимо, самым ранним автором, у которого содержались некоторые достоверные сведения относительно исторических судеб этого региона, является Геродот (484-425 гг. до н.э.), перу которого принадлежит значительный труд «История». В основе сообщений Геродота лежат как документальные материалы, так и устная фольклорная традиция, восходящая к сакским (скифским) племенам К. и Ср. Азии.

Ряд ценных данных по истории Ахеменидского времени содержат свидетельства Ктесия, собранные в его сочинении «История Персии». Этот труд использовался в качестве источника такими авторами, как Диодор (1 век до н.э.), Плиний Старший (1 век н.э.), Клавдий Элиан (2-3 вв. н.э.). Однако позднейшие авторы называют Ктесия «отцом исторического романа», потому как сведения, содержащиеся в его сочинении более походят на фольклор, чем на исторические события.

Некоторое значение для изучения истории К. представляют собой сочинения греческих историков, описывавших походы Александра Македонского, в числе которых следует назвать Диодора, Помпея, Трога, Полибия. Важным источником для истории Ср. Азии и К. является «География» Страбона (1век до н.э.-1век н.э.). Хотя он считал Каспийское море заливом океана и совершенно не подозревал о существовании Аральского моря, что делало его карту совсем неправильной. Ценным, хотя и сложным, источником является сочинение Птолемея «География» (конец 1 века до н.э.-1век н.э.).

Определенную роль в изучении истории К. начиная со второго века до н.э. играют китайские источники. Китайские авторы были лучше осведомлены об обстановке в К., чем античные. Развитие экспансии Китая на запад вызвало потребность в точном знании ситуации в Восточном Туркестане, К. и Ср. Азии. В 104-102 гг. до н.э. – первый поход Ханьских войск во владения Давань, находящегося в Ферганской долине. Первые достоверные сведения о народах К. были получены от Чжан Цяня. Руководителя первого китайского посольства в западные области, посланного императором У-ди (140-86 гг. до н.э.). Чжан Цянь совершил на «запад» два путешествия – в 138 г до н.э. и в 115 г до н.э. Помимо прочего он преследовал цель добиться союза с юэчжи, насельниками Ср. Азии, и усунями Жетысу против сюнну (гуннов). В ходе своей миссии Чжан Цянь обращал особое внимание на состояние хозяйства иноземцев, численность их войска, вооружения, а так же записывал все то, что составляло специфику в их обычаях, нравах, одежде. Среди династийных историй наиболее обширные данные о народах К. и Ср. Азии заключены в историческом труде «Исторические записки» Сыма Цяня (145-86гг до н.э.), в частности, в двух главах раздела «Жизнеописание»: «Повествование о сюнну» и «Повествование о Давани». Труд Сыма Цяня охватывает весь исторически обозримый период от мифических времен до времени жизни выдающегося историка.

Следом за «Историческими записками» идет «История Ранней Хань», которая была написана, в основном, Бань Гу в 1 веке н.э. и завершена его ученой сестрой Бань Джао. 26 династийных историй, освещающих историю Китая и Ср. Азии со 2 века до н.э. до нового времени являются уникальным историческим наследием Китая. Бань Гу охватывает период около 200 лет, здесь имеются сведения о владениях Давань, Усунь. Кангюй, а также Сюнну, в том числе, о владении сюннуского правителя (шаньюя) Чжичжи на северо-западном Тянь-Шане. Однако Бань Гу не писал в своем труде о событиях своего времени, поэтому его труд называют «Историей Ранней династии Хань». Об этом в дополнение к этому труду писал ученый 4 века Фань Е.

 



2019-12-29 314 Обсуждений (0)
ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА (ВЕЩЕСТВЕННЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)