Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В X – XIII ВВ.



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В X – XIII ВВ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанным с оседлым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или: Исфиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Коялык, Мерке, Кулан и другие. Формировались они в VI – X вв. на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строительная традиция, близкая к среднеазиатской. В X – XII вв. появляются новые города – Коялык, Ашнас, Сыгнак, и другие. И было около 50 (новых). Они имели канализацию, водопровод, бани. На юге Казахстана и в Семиречье была распространена денежная торговля, добывали золото, серебро и медь. Известно два казахстанских монетных дворов в это время – Тараз и Исфиджаб. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X – XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI – XII вв.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации – коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как орхонские надписи, кюльтешн и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В.Вельяминова-Зернова, у Г.Потанина. В народном предании Коркут – это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Ярким свидетельством достижений в культурной жизни тюркских народов на рубеже новой мусульманской эпохи X – XII вв. являются памятники тюркских языков и литератур – «Кутадгу билик» («Благородное писание», 1069 – 1070гг.) Юсуфа Баласагунского и «Дивану лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари, «Хакшет» («Премудрость») – сочинение поэта, шейха Ходжа Ахмета Яссауи, ставшего мусульманским святым. Ему и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с обыденным сознанием тюркских народов, с зароастрийскими представлениями, древними верованиями Неба, Аруакам, Тенгрианством.

 

КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ (МАРКО ПОЛО, ПЛАНО КАРПИНИ, В. РУБРУКА)

В середине XIII в. берет начало цепь длительных и опасных путешествий в Казахстан и Центральную Азию.

Первую поездку возглавил видный деятель римской католической церкви, монах ордена францисканцев-моноритов, проповедник и дипломат, занимавший высокие должности в Испании, Германии и Ватикане, итальянец Джованни дель Плано Карпини, вошедший в историю под латинизированным именем Плано Карпини. Свой долгий путь он начал 16 апреля 1245 году.

Гильом де Рубрук также был Францисканским монахом-миноритом, весьма близким к семье короля Франции.

Посланные ко двору великих монгольских ханов римским папой и французским королем, миссии Карпини и Рубрука, на которые возлагались, кроме дипломатических и религиозных поручений, специальные задания по разведке, проникают через степи Восточной Европы и Казахстана в самое сердце Азии. Эти места они посетили спустя несколько десятилетий после монголо-татарского нашествия. В районе Сырдарьи Карпини и его спутники нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошительных селений. Сохранились его сведения о массовом истреблении монгольскими завоевателями кочевых тюркских племен кангитов (канглы), команов (кипчаков) на территории Западного и Центрального Казахстана.

Рубрук, проезжавший Казахстан в 1253 – 1255гг., оставил свидетельство о разрушении земледельческой культуры, об исчезновении городов Семиречья, в частности, Илийской долины. Вот что он написал: «Мы въехали на очень красивую равнину, имеющую справа высокие горы, а слева некое море или озеро, тянущиеся на 25 дней пути в округе (озеро Балхаш)… На вышеупомянутой равнине прежде находилось много городов, но по большей части они были разрушены монголами, чтобы пасти там свои стада…».

 Но Рубрук все же застал остатки былого величия городской культуры Казахстана. Он оставил описание городов в долине реки Или - Коялыка и Ики-Огуза.

Карпини и Рубруком, а также другими путешественниками, такими как армянский царь Хетум I (1253г.), итальянский купец Франческо Пяголотти и араб ибн-Баттула (1340г.) в качестве торговых центров в Казахстане названы города Сарайчик, Отрар, Алмалык. Описание Карпини и Рубрука содержали информацию о землях и народах, обитавших, в том числе и в Казахстане, и об их нравах, быте, жизни, духовной культуре, общественном устройстве.

По данным Карпини и Рубрука, основой хозяйства большинства населения центрально-азиатских степей было скотоводство: «они, найманы… не занимались земледелием» «они (кипчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами, лошадьми». Важнейшую роль в скотоводстве играла лошадь.

«Всякий знает,– писал Рубрук,– где он должен пасти свои стада летом, весной и осенью», то есть кочевки осуществлялись по определенным, веками установившимися стадами. «Подобно монголам, жили в шатрах (найманы)»,– говорит о юрте Карпини. По его же словам известно, что кочевники Казахстана не были «чистыми кочевниками». В основном сеяли просо, а также пшеницу и ячмень. А в Семиречье Рубрук «дважды пил вино», то есть в Таласской долине на базе искусственного орошения местные жители занимались виноградством.

Следует отметить вклад Карпини и Рубрука в географии, истории. Так западноевропейцы впервые узнали реки Востока и Казахстана под их настоящим именем.

Впервые было подтверждено предположение античных авторов о Каспийском море как о замкнутом бассейне, упомянут Тибет. В сочинениях этих путешественников содержатся описания истории Золотой Орды.

Марко Поло, гражданин и торговец Венеции, поведал в своей «книге» об увиденном и услышанном за годы странствий, значительная часть которых пришлась на территорию Казахстана – плато Устюрт, северные остроги Тянь-Шаня, закаспийские и приаральские степи, долину реки Или, город Отрар, озеро Алаколь. Марко Поло верно сказал о причинах, способствовавших монгольскому завоеванию кипчаков: «… не были они дружны между собой…», он также сообщает о междоусобных войнах на землях Казахстана после распада империи Чингисхана, что имело трагические последствия для его народов.

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В X – XIII ВВ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В X – XIII ВВ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)