Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности функционального развития первоклассников.



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Особенности функционального развития первоклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок




Установлено, что паспортный и психологический возраст – не одно и то же. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что только прожив и полностью «исчерпав» один возраст, ребенок готов к тому, чтобы войти в другой. Для этого следует обеспечить ему полноценное проживание текущего возраста и максимальное разнообразие соответствующих возрасту занятий, а не торопить события, «обгоняя» свой возраст. Достижения предыдущих возрастов не исчезают в следующем возрасте, а входят в новую структуру деятельности, сознания и личности ребенка, преобразуясь и перестраиваясь в них (4, с.54). Поэтому первый год начального обучения имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста (10, с.23). Ведущими видами деятельности при этом должны быть такие как непосредственно-эмоциональное общение, предметно-деловое общение, игровое сотрудничество.

 Первоклассники в настоящее время разные не только по индивидуальным темпам роста и развития, но и по так называемому паспортному возрасту. Каждый ребенок развивается по- своему. Но у всех первоклассников годичные приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела – 2,2 – 2,5 кг. В течение учебного года – в декабре-феврале отмечается снижение массы тела, а летом  они прибавляют в весе  и резко подрастают.

В первый год обучения у детей интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы: каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Мускулатура, управляющая сохранением позы, очень слабая.  Поэтому, дети без устали могут бегать, прыгать, а сохранить одну и ту же позу более 10 минут не могут. Если их заставить долго занимать одну позу, то слушать, слышать учителя они перестают, так как не могут. Неправильная поза, долго удерживаемая,  приводит к нарушению осанки!

Если нарушена осанка, то дети страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. Им характерно плохое самочувствие, повышенная утомляемость.

Не закончены рост, окостенение и формирование костей грудной клетки, очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб. Неправильная посадка может привести к изменениям, которые нарушают рост. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Но в длинных костях рук и ног окостенение только начинается, поэтому в этом возрасте дети легко прыгают, бегают, катаются на коньках. Однако мелкие мышцы рук и спины еще очень слабо развиты. Не закончено формирование и разитие мышц и костей кисти и пальцев, не совершенна еще нервная регуляция движений. Поэтому, неправильная поза в процессе учебных занятий, продолжительность непрерывного письма более,  чем 2,5 минуты и общая продолжительность письма более, чем 7-9 минут недопустимы для первоклассника.

Для детей шести-семи лет характерна повышенная ранимость нервной системы. Они очень эмоциональны. В этот период появляются страхи. Напряженные занятия, систематическое утомление, завышенные требования являются невротическими факторами.

 Эмоционально-чувствительные дети легко подвергаются неврозу, ранимы, впечатлительны, доверчивы, склонны к переживаниям. Они скрытны, очень правдивы, агрессивны и в то же время робки, стремятся к лидерству, но не верят в свои силы, мнительны, самолюбивы, не удовлетворены собой. Сон у них или слишком глубокий, или беспокойный, поверхностный.

Такие дети не выносят шум, духоту, яркий свет. У них часто наблюдается низкое давление, сосудистые спазмы, тики, заикания, энурез, плохое самочувствие при колебаниях давления воздуха, . Они часто болеют тонзиллитом, бронхитом.

 Несовершенство нервной регуляции объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений первоклассников, трудность завершения их по требованию учителя.

У первоклассников продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. Но при этом система кровообращения очень уязвима. Далеки от завершения процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы.

В возрасте шести-семи лет дети уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой словесной инструкции. Устойчивое внимание возможно, но по объему и уровню внимания и способности к его распределению семилетки не на много отличаются от старших дошкольников (2, с.30).

Все первоклассники слегка дальнозорки и, сосредоточившись на одном предмете, не могут перевести сразу взгляд на другой предмет, так как их глаза в какое-то время не видят. Зрение в стадии развития. Неправильная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза приводят к нарушению зрения.

Семилетние дети 60% информации об окружающем мире получают через зрение, у них легко происходит освоение главных пространственных соотношений. Если готовы к школьному обучению, дети  легко определяют длину, ширину, высоту, форму предмета,  знают «верх», «низ», «правое», «левое», «над», «под», легко копируют геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции.

 У ребенка речь становится богаче. Много сложносочиненных предложений, вместо простых, ребенок может пересказать сказку, рассказ. Речь другого усваивает так, как слышит, может составить рассказ по картинке. Форма речевого общения – диалог. Но монологическая речь насыщена жестами, мимикой, дополняющими высказывания.

Уже появляется внутреннняя речь, через которую ребенок учится планировать свое действие («Сейчас я сделаю это и это……» «Ой, не получилось, сделаю не так, а так» (4, с.106).

Мозг первоклассников особенный. Лобная и нижнетеменная области начинают функционировать очень рано, но достигают зрелости позже других. Лобные области, отвечающие за регулирование тонуса и бодрости еще не зрелы, в связи с чем ребенку трудно выполнять многошаговые инструкции. Нижнетеменные области мозга, которые отвечают за восприятие пространства и пространственное мышление, еще не достигли зрелости. Поэтому в первом классе  дети путают выражения: «без пятнадцати восемь» и «пятнадцать минут восьмого», левую и правую стороны; не всегда понимают разницу выражений «брат отца» и «отец брата», «мать любит дочь» и «дочь любит мать» и другие.

Зеркальное изображение букв и трудности при переходе чисел через десяток – тоже причина  недоразвития нижнетеменных долей головного мозга первоклассника. (Для преодоления подобных ошибок рекомендуется предлагать детям считать до десяти как в прямом, так и в обратном порядке).

У первоклассников внимание непроизвольное, идет процесс формирования произвольного внимания, но его устойчивость невелика, так как не сформированы стереотипы нервно-мозговой деятельности, соответствующие вниманию, с приложением усилий. Слабо развиты волевые качества, тормозные процессы коры головного мозга. Поэтому однообразная работа раздражает первоклассников.

Внимание достигает устойчивости, становится плодотворным, когда учебный материал, предметы, используемые для формирования представлений о них, соответствуют интересам детей.

Для развития внимания детям рекомендуют работу с корректурной пробой. При этом предлагается текст с соответствующим возрасту шрифтом, откуда дети должны вычеркивать букву «А». Если ребенок пропустит более двух букв «А», игра считается проигранной. Попозже предлагается вычеркивать две буквы: букву «А» обводить кружочком, а букву «О» – зачеркивать крестиком. Рекомендуется также повторять алгоритмы собственных действий, проговаривать все действия вслух вслед за взрослыми, перенести алгоритм на любые другие действия, проговаривать предстоящее дело самостоятельно для себя и обучая другого, использовать метод рассказывания очень знакомой сказки в обратном порядке.

Если ребенка научить мысленно разбивать свою деятельность на части и замечать окончания выполнения каждой из них, то внимание контролируется им.

Замечаниями и окриками отвлекаемость детей не одолеть, а самый эффективный вариант – создать интересную, привлекательную для детей ситуацию. Длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишенной непосредственного интереса, дети седьмого года не могут (2, с. 40).

Память у первоклассников механическая. Но она еще не развитая, хотя интенсивно развивающаяся функция мозга. При механическом запоминании текста, смысл которого детям не ясен, главную роль играет звонкий ритм, легкая рифма, игра слов и звуков. Опосредствованная (смысловая) память опирается на смысл изучаемого материала, а не на внешние несущественные стороны. Учителю необходимо развивать у ребенка смысловую память. Но, если ребенок находится в приспособительной позиции (зависимой от учителя) (тревожен, утомлен, заикается, болен, боится и т.д.), то смысловая память не развивается, и ребенок все время реализует свою природную память. А когда её объема не станет хватать, в следующих классах он  будет списывать, выдумывать причины не ходить в школу.

 Усилия учителя должны быть направлены не на запоминание детьми деталей, не дающих ответа на решаемую на уроке учебную задачу, а на запоминание самого важного, которое требуется от них после изучения темы. Тогда дети вооружаются смысловой памятью.

Мышление первоклассников вначале наглядно-действенное – «мышление руками». Предметное мышление, иначе материальное действие, по П.Я. Гальперину, необходимое условие для дальнейшего развития мышления (6).

Наглядно-действенное мышление в дальнейшем заменяется наглядно-образным, при котором решение задач происходит в результате внутренних действий с образами, т.е. реальные предметы, которые имели место при предметно-действенном мышлении, заменяются изображениями, символами, схемами.

 

 

Заключение

Возраст 6 - 7 лет - это возраст кризисный. Кризисный период в развитии ребенка должен проживаться в знакомых ему условиях. Учитель должен создать такие педагогические условия первокласснику, при которых он развивался бы в полной мере без серьезных негативных последствий. На практике в 1 классе игнорируется организация постепенного перехода от игровой деятельности к учебной.  Все виды сотрудничества, возникшие однажды в дошкольном возрасте ребенка, не пропадают и проявляются в разных формах в первом классе.

В первом классе основной акцент необходимо сделать, с одной стороны,  на рефлексию свойств и способов действий, с другой стороны, на появление новых средств и способов действий, которые будут развиваться на следующем этапе взросления детей (2-4 классах). Предложенная читателю работа поможет учителю, в определенной степени,  сделать переход дошкольников к школьному обучению постепенным, плавным и безболезненным.

Использованная литература

1. Апробация ФГОС второго поколения. Подготовительный этап. Материалы обсуждения компонентов проекта стандартов в Ставропольском крае. Выпуск Х. Ставрополь, 2008.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.

3.       Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. ООО «Дрофа», 2000.

4.     Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов А.И., 2004, с. 54, 106,128, 135-136, 140.

5. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: «Просвещение», 2011, с.18-20.

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: МГУ. 1985.

7. Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе. Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Проект. М.: 2008, с.12, 22-27.

8. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа, 2004, №2, с.11-14.

9. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.//Начальная школа, 1999, №8, с.5-11.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008, с. 21, 23, 33, 35, 40.

11. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа,2002, №1, с.96-100.

12. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для будущих первоклассников. М.: «Вентана-Граф»,2001.

13. Методика выявления готовности  детей к школе. // «Школа 2100» Выпуск 6. М.: «Баласс», 2002, с.155-160.

14. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию содержания и структуры общего образования. //Начальная школа плюс до и после,2004, №8.

15. Примерные программы начального общего образования. М.: Просвещение, 2008, с.4, 50, 98.

16. Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. /Начальная школа,1999, №3, с.61-62.

17. Степанова М.И. Здоровьесберегающие основы организации обучения в начальной школе. // «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования. М.: «Баласс», Выпуск №6, с.75-88.

18. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

 



2019-12-29 190 Обсуждений (0)
Особенности функционального развития первоклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности функционального развития первоклассников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)