Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ США

 

Специальность: 19.00.01 – общая психология,

психология личности, история психологии

(психологические науки)

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

Москва – 2011


Работа выполнена на кафедре общей и педагогической психологии государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара»

 

 

Научный руководитель:  доктор психологических наук, профессор

                                          МИНЬКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

 

 

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

                                          КОЛЬЦОВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА

 

                                          кандидат психологических наук, доцент

                                          ЛУНЁВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

 

Ведущая организация:     ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

 

Защита состоится «28» февраля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Учреждении Российской Академии наук Институт психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, 13.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской Академии наук Институт психологии РАН.

 

 

Автореферат разослан «___» января 2011 г.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент                                    Савченко Т.Н.             

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Диссертация посвящена анализу становления социальной психологии в США, изучению взаимосвязи общей логики развития психологической науки и социальной ситуации, характерной для рассматриваемого периода времени. Актуальность исследования связана с необходимостью воссоздать полную и объективную картину становления социальной психологии.

На современном этапе развития отечественной психологической науки «усиливается взаимодействие отечественной психологии с мировой психологической мыслью, что определяет необходимость освоения большого массива новых данных, рассмотрения отечественных научных подходов в более широком общенаучном контексте, формирования адекватного отношения к достижениям разных направлений и школ зарубежной психологии» (В.А. Кольцова, 2004, с. 3.). В связи с этим, историко-психологические исследования имеют особое значение. Как отмечает В.А. Кольцова, «парадигмальные преобразования всех сторон жизни современного российского общества создают принципиально новую ситуацию для развития психологической науки» (В.А. Кольцова, 2008, с. 5). Этим объясняется теоретическая значимость и статус исследования.

Потребность осмысления исторического пути социальной психологии США, историографический анализ ее развития, обращение к научному творчеству первых ее представителей актуально по следующим причинам.

Во-первых, социальная психология является одной из наиболее активно развивающихся и востребованных отраслей психологического знания в настоящее время. Она стала источником формирования таких современных отраслей психологии, как психология рекламы, психология управления, организационная психология, политическая психология, спортивная психология и др. Психологи США внесли значимый вклад в развитие данной науки, а проблемы, затронутые первыми американскими социальными психологами, активно разрабатываются в современной науке. Тем не менее, история становления социальной психологии остается еще не достаточно изученной, а многие работы американских авторов, стоявших у истоков данной отрасли знания, в том числе и ее новых направлений, остались практически незамеченными.

Во-вторых, необычайно важной является проблема истоков и предпосылок становления социальной психологии, их анализа, который позволил бы понять логику развития науки, обеспечил возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие. Свидетельством данному факту служит и интерес к данной проблеме со стороны ученых. Так, вопрос рождения социальной психологии А.Л. Журавлев (2009) относит к числу «принципиальных», что, безусловно, обосновывает актуальность обращения в прошлое, его объективный анализ.

Исследование источников дает возможность полной и объективной оценки влияния научных воззрений американских ученых на становление социальной психологии США.

Степень изученности проблемы. В исторической научной литературе, как зарубежной, так и отечественной широко представлена характеристика научно-технической, культурной, философской и социально-политической жизни США конца XIX – начала XX веков (C.A. Beard, M.A. Beard, I.A. Hourvich, Н.Н. Болховитинов, Б.Д. Козенко, Д. Макинерни, Г.Н. Севостьянов, Е.Ф.  Языков и др.).

В современной отечественной психологической литературе представлены отдельные аспекты истории социальной психологии США, рассматриваемые в контексте всего хода развития социально-психологической мысли (Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, Е.С. Кузьмин, Л.Г. Почебут, А.Л. Свенцицкий). Можно найти упоминание имен первых американских социальных психологов Болдуина, Кули, Мида, Олпорта в связи с кратким описанием их теорий (Г.М. Андреева (2001), А.Л. Журавлев (2002), Б.Д. Парыгин (1999), Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис (2007), А.Л.  Свенцицкий (2009), М.Г. Ярошевский (1996)). Д.М. Болдуин упоминается по большей части в связи с проблемами становления возрастной психологии, психологии развития, изучения им культурного развития ребенка (Т.Д. Марцинковская (2005), М.Г. Ярошевский (1996). Имена Кули и Мида встречаются при рассмотрении их взглядов в рамках теории символического интеракционизма (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, А.Л. Свенцицкий, Л.Г. Мейжис, И.А. Почебут). В социально-психологической литературе наибольшее внимание уделяется вопросу оформления социальной психологии в самостоятельную науку. Работы Болдуина, Мак-Даугалла, Росса рассматриваются среди первых систематических руководств по социальной психологии (Г.М. Андреева (2001), А.Л. Журавлев (2002). Периодизация западной социальной психологии представлена в работах Г.М. Андреевой (1998), Е.С. Кузьмина (1979), П.Н.  Шихирева (1985). Вклад Д. Болдуина в психологию развития рассмотрен в работах Е.С.  Миньковой.

Среди специальных работ по истории американской социальной психологии стоит отметить работу П.Н. Шихирева (1979), где проводится глубокий анализ состояния и тенденций развития социальной психологии в США второй половины XX века.

Среди современных отечественных исследователей, занимающихся проблемами истории психологии, и в частности, историей американской социальной психологии, следует назвать А.Н. Ждан, А.Л. Журавлева, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского и других. В работах указанных авторов история социальной психологии США представлена фрагментарно, как часть истории психологического знания вообще. В современной отечественной научной литературе практически не упоминаются имена Ч. Эллвуда, Ф. Олпорта, Л.Л. Бернарда, Д. Кантора, Н. Данлапа. Д.М. Болдуин не оценен как социальный психолог.  

В зарубежной историко-психологической литературе уже первые американские социальные психологи (Э. Богардус, 1922; Ф. Олпорт, 1924; Г. Олпорт, 1954) были заинтересованы проблемами исторического пути новой психологической дисциплины.

Во многих зарубежных работах по социальной психологии (G. Lindzey (1954); M.A. Hogg, J.M. Cooper (2007); Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт (2004); М. Хьюстон, В. Штрёбе (2004); Д. Майерс (2002); J.D. DeLamater (2003); M.A. Hogg, G.M. Vaughan (2008), а также в учебниках по истории психологии (G.S. Brett (2002), E.R. Hilgard (1989) можно найти упоминание лишь наиболее ярких событий американской социальной психологии, таких как: эксперимент Н. Триплетта, публикации «Социальной психологии» Росса и «Введения в Социальную психологию» Мак-Даугалла в 1908 г., а также встретить имена Болдуина, Кули, Томаса, Олпорта.

Среди зарубежных авторов следует выделить Ф.Б. Карпф, которая во второй части работы «Американская социальная психология» (F.B. Karpf. «American Social Psychology. Its Origins, Development, and European Background», 1932) представила картину истории формирования социально-психологической мысли в США, и рассмотрела теории некоторых первых американских социальных психологов, по большей части, через цитирование их работ.

В зарубежных работах по истории психологии упоминаются лишь некоторые моменты истории становления американской социальной психологии. Работа Л.С. Херншоу (L.S. Hearnshaw «The Shaping of Modern Psychology», 1987) рассматривает книги Росса 1908 г. и Олпорта 1924 г., и предложенные ими определения социальной психологии. Т. Лихи в книге «История современной психологии» (Thomas H. Leahey «A History of Modern Psychology», 2003) анализирует предпосылки и особенности развития психологии в США, останавливается на некоторых проблемах американской социально-психологической мысли.

Среди современных зарубежных исследователей особый интерес представляют несколько работ. В первую очередь, это работа Джона Гринвуда (J.D. Greenwood «The Disappearance of the Social in American Social Psychology», 2004), где представлена критическая концептуальная история американской социальной психологии, рассмотрены различные подходы к пониманию предмета социальной психологии. Густав Яхода в книге «История социальной психологии» (G. Jahoda «A History of Social Psychology: From the Eighteenth-Century Enlightenment to the Second World War», 2007) кратко анализирует процесс становления социальной психологии в США от проникновения в страну дарвиновской теории и до оформления новой науки как эмпирической дисциплины.    

Анализ отечественных и зарубежных работ по истории психологии показывает, что изучению истории становления социальной психологии в США, в том числе проблеме ее периодизации, уделяется недостаточно внимания. На русский язык переведены лишь некоторые работы первых американских социальных психологов, отсутствует систематический анализ их социально-психологических идей.  

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность истории социальной психологии США определили тему исследования.

Объектом исследования является научное наследие американских психологов и социологов в области социальной психологии конца XIX – первой четверти XX веков.

Предметом исследования является процесс становления социальной психологии в США в конце XIX – первой четверти XX веков.

Цель исследования: проследить логику становления социальной психологии США конца XIX – первой четверти ХХ вв. в контексте развития мировой социально-психологической мысли.



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)