Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В качестве методов исследования в работе применялись:



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
В качестве методов исследования в работе применялись: 0.00 из 5.00 0 оценок




историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого неразрывно связано с учётом общей логики развития науки в определённый исторический период; сравнительно-исторический метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей; метод систематизации психологических высказываний, изучение индекса цитирования, архивных материалов, что позволяет провести объективное сравнительное исследование по интересующей нас проблеме; метод анализа категориально-понятийного аппарата, который предполагает выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того же ученого. При этом мы старались максимально учитывать исторический и культурный контекст, соответствующий возникновению идей и концепций.

Основные источники исследования: научные работы социологов психологического направления в США; научные труды Д. Болдуина, Ч. Эллвуда, Ч. Кули, Д. Мида, У. Томаса, Э. Росса, Э. Богардуса, Ф. Олпорта и других американских ученых; биографические и автобиографические публикации указанных авторов; труды отечественных и зарубежных психологов конца XIX – начала XX веков; работы современных отечественных и зарубежных авторов по социальной психологии и истории психологии. 

Научная новизна состоит в следующем:

- впервые раскрыты предпосылки и истоки становления социальной психологии США;

- дан систематический анализ социально-психологических идей Уорда, Гиддингса, Болдуина, Эллвуда, Кули, Мида, Росса, Томаса, Богардуса, Олпорта, заложивших основы американской социальной психологии;

- воспроизведены основные этапы жизни и творчества первых социальных психологов США, выделены периоды становления социальной психологии в США в конце XIX – первой четверти XX вв., соотнесены ведущие подходы в социально-психологической мысли США;

- впервые рассматриваются социально-психологические идеи Л. Бернарда, Дж. Кантора, Н. Данлапа, Р. Голта.

Теоретическая значимость исследования. Исследование раскрывает логику становления социальной психологии США. В нем впервые подробно и систематически представлены идеи первых социальных психологов, которые легли в основу как американской социальной психологии, так и современных социально-психологических теорий. Введение в научный обиход новых данных о развитии социальной психологии США позволяет обновить и расширить область историографии и истории социальной психологии, дает возможность переоценки представлений о развитии зарубежной психологической мысли. Результаты исследования могут использоваться как в образовательном процессе, так и в историографических исследованиях. Диссертационная работа может представлять интерес для исследователей истории зарубежной и отечественной социальной психологии, а также для исследователей, занимающихся психологией личности, историей организационной и спортивной психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, истории социальной психологии, психологии личности, общей психологии на факультетах психологии университетов, педагогических ВУЗов, в институтах повышения квалификации, в спецкурсах по истории зарубежной психологии; они найдут применение в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий по истории психологии. Результаты исследования могут быть также использованы при дальнейшей разработке методологических проблем социальной психологии.

Достоверность и обоснованность выдвигаемых положений и сформулированных выводов определяется адекватностью применяемых методов предмету исследования, репрезентативностью источниковедческой базы, реализацией методологических принципов историко-психологического исследования, многообразием проанализированных источников.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры психологии ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» (2010 г.), в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН, лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН (2010 г.). Основные положения исследования были изложены автором на конференциях: «Ананьевские чтения-2008» (С.-Петербург, 2008), «V Московские встречи» (Москва, 2009), Всероссийский методологический семинар «Актуальные проблемы изучения истории психологии» (Арзамас, 2008), Нижегородская сессия молодых ученых (Н. Новгород, 2009); международных и всероссийских научно-практических конференциях (Арзамас, 2008, 2009, 2010; Н. Новгород, 2008, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 5 таблиц, списка литературы и источников, включающего наименования, дополнительного списка научных трудов американских ученых и приложений. Диссертационное исследование изложено на 217 страницах.  

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, постановка проблемы и гипотезы исследования, степень изученности проблемы, определяются цель и задачи, объект и предмет, положения, выносимые на защиту, методологические основы и методы исследования. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются основные источники исследования. 

В параграфе 1.1. первой главы « Основные этапы и предпосылки становления социальной психологии в США» с применением историко-генетического и сравнительно-исторического методов представлен анализ влияния общественно-исторических и социальных условий на становление американской социальной психологии; рассмотрены истоки и предпосылки возникновения социально-психологической мысли, раскрыта роль французской социологической мысли, эволюционной социологии Г. Спенсера, социальной антропологии и психологического направления в американской социологии в зарождении социальной психологии США.

К концу XIX столетия в США сложились объективные условия для становления социальной психологии, они были связаны со значительными изменениями в социально-экономической, культурной и духовной сферах развития страны. Экономический рост, процессы индустриализа­ции и урбанизации трансформировали социальную структуру и всю систему духовных ценностей американцев. Социально-экономические перемены обусловили и появление ряда трудностей в американском обществе: тяжелые условия труда, иммиграция, социальное расслоение. Многие из возникших проблем нового американского общества стали предметом исследования новой отрасли психологического знания. Решение новых вопросов в области антропологии, этнографии и социологии требовало обращения к психологическим характеристикам определенных этнических групп, учета связи продуктов культуры с традициями и ритуалами.

Для интерпретации накопленных различными областями знания фактов, а также для осмысления и осознания многих социальных проблем американские ученые нуждались в услугах социальной психологии.       

 

Таблица 1.

«Европейские корни» американской социальной психологии.

Европа Идеи, концепции, развиваемые учеными США США

Огюст Конт

(1798 – 1857)

Общие принципы социологии; взгляд на общество, как на органическое целое. Закон прогресса. А.В. Смолл Л.Ф. Уорд
Разграничение «социальных» и «социономических» сил. Д.М. Болдуин
Герберт Спенсер (1820 – 1903)   Эволюционная социология; общество как эволюционирующий организм; социологический номинализм; изучение механизмов развития и функционирования общества. У.Г. Самнер А.В. Смолл Л.Ф. Уорд Ф.Г. Гиддингс Д.Г. Мид
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) Идея коллективного сознания. Ф.Г. Гиддингс Э. Росс
  Людвиг Гумплович (1838-1909)   Первоначальные группы ‑ это орды, объединенные антропологическими и этническими признаками; понятие «этноцентризма». У.Г. Самнер
Густав Ратценхофер (1842-1904) Интерес – основная единица социологического исследования. А.В. Смолл

Адам Смит

(1723 – 1790)

Термин сознание рода (the consciousness of kind), инстинктивность сознания.   Ф.Г. Гиддингс  
Идея о принятии роли другого (в экономике). Ч.Х. Кули Д.Г. Мид
Вильгельм Вундт (1832 – 1920) Основные положения «психологии народов»; трактовка языка как проявление «духа народа» Ч.Х. Кули Д.Г. Мид У.А. Томас
Габриэль Тард (1843 – 1904) Понимание механизмов усвоения общественного опыта, понимания других людей; «Социальная логика»; принцип подражания; термин социальный контроль; понятие толпы. Л.Ф. Уорд Ф.Г. Гиддингс Д.М. Болдуин Ч.Х. Кули Ч.Э. Эллвуд Э. Росс
Густав Ле Бон (1841 – 1931) Психология масс; теория социального внушения. У.Г. Самнер Д.М. Болдуин Э. Росс

 

Истоки социально-психологического знания США лежат в социал-дарвинизме Смолла (Small,) и Самнера (Sumner), психологическом эволюционизме Уорда (Ward) и Гиддингса (Giddings), которые, пользуясь терминологией Б.Д. Парыгина (1971), стали «зачинателями» социально-психологической мысли в США. К числу психологических истоков следует отнести теории У. Джеймса (James), Д. Дьюи (Dewey), С. Холла (Hall).

В США в конце XIX века на основе эволюционной социологии, этнографии, антропологии и психологии происходит зарождение социально-психологического знания. На этапе зарождения можно говорить о «европейских корнях» американской социальной психологии и сильном влиянии английской, французской, австрийской школ социологического знания. Исследования американских социологов наметили пути изучения индивида в процессе его взаимодействия с другими людьми.

В параграфе 1.2. представлена периодизация становления социальной психологии в США в конце XIX – первой четверти XX веков. В качестве основания для выделения периодов развития социальной психологии США использовался качественный критерий, а именно, характер доминирующих идей и применение определенных методов исследования. В соответствии с этим, были выделены следующие этапы: 

1 этап. 80-е гг. XIX в. – 1897 г. – этап зарождения социально-психологической мысли в работах американских социологов. На данном этапе в работах представителей психологического направления в американской социологии (Смолл, Уорд, Гиддингс) определяется круг социально-психологических проблем. Американские социологи обращают свое внимание на важнейшие процессы и психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия, такие, как психическое заражение, внушение, подражание, а также социальное содержание самой человеческой личности.

2 этап. 1897 г. – 1908 г. – этап становления американской социальной психологии, выделения ее в самостоятельную область знания. На данном этапе происходят важные для всего хода мировой истории социальной психологии события, отмеченные учеными среди пер­вых вех современной научной социальной психологии: эксперимент Н. Триплетта (Triplett, 1897), «полевое» исследование Э. Старбака (Starbuck, 1899), исследование психологии рекламы Х. Гейла (Gale, 1900). В указанный период появляются первые специальные работы по социальной психологии. Свои попытки разработать конкретную социально-психологическую теорию предприняли Болдуин (Baldwin, 1897), Эллвуд (Ellwood, 1899), Кули (Cooley, 1902), Мид (Mead), Росс (1908). Появляются первые университетские курсы социальной психологии (Мид, 1900).

3 этап. 1908 г. – 1918 г. – этап становления социальной психологии как эмпирической дисциплины. На данном этапе социально-психологические явления трактуются с помощью таких объяснительных принципов как «инстинкт», «установка», «привычка». Американские психологи и социологи в своих работах призывают изучать объективно наблюдаемые явления, опираясь на эмпирические данные.

4 этап. 1919 г. – 1925 г. – оформление социальной психологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины. В США появляется значительное число произведений социально-психологической направленности, существенно увеличивается число учебных пособий по социальной психологии, написанных как социологами, так и психологами. Данный этап характеризуется новым витком активной дискуссии ученых относительно критики возможностей применения категории «инстинкт» к трактовке социально-психологических явлений. Наблюдается тенденция соединения социальной психологии установок с бихевиористским подходом. В 1924 г. Ф. Олпорт обобщает опыт предыдущих поколений социальных психологов в работе «Социальная психология», тем самым закрепляя социальную психологию как экспериментальную и поведенческую науку.

 

Таблица 2.

Этапы становления социальной психологии в США
в конце XIX – первой четверти XX веков

Этапы Методы исследования Характерные черты развития и доминирующие идеи
1. 80-е гг. XIX в. – 1897 г. умозрительные методы, методы изучения этнографического материала, интроспекция.   Зарождение социально-психологической мысли в работах американских социологов психологического направления; соединение биологизма с психологизмом; использование понятия «сознание рода» («групповой разум») для объяснения социально-психологических явлений; сильная связь с европейской традицией. При трактовке социально-психологических явлений ученые исходят «от общества», а не «от индивида» (социологический подход).
2. 1897 г. – 1908 г. интроспекция, наблюдение, философский метод. Становление американской социальной психологии, выделение ее в самостоятельную область знания; попытки экспериментального и эмпирического исследования социально-психологических проблем (прикладной характер социально-психологических исследований); социальная психология рассматривается как психология социального взаимодействия индивидов (интеракция) как часть индивидуальной психологии или социологии.
3. 1908 г. – 1918 гг. анализ продуктов деятельности, биографический метод, метод опроса, методики измерения установок. Становления социальной психологии как эмпирической дисциплины; критика теории инстинктов социального поведения, отказ от концепции «группового сознания»; использование терминологического аппарата бихевиоризма; социальная психология – наука о поведении человека, его установках, реакциях на социальные стимулы; выделение самостоятельного американского пути социальной психологии. 
4. 1919 г. – 1925 г. экспериментальные методы, лабораторный эксперимент, шкалирование установок. Оформление социальной психологии США как самостоятельной экспериментальной дисциплины; социальная психология – наука, изучающая социальное поведение человека; использование бихевиористских терминов на уровне отдельного индивида; разработка методологии группового эксперимента.

 

Во второй главе «Основные направления и тенденции разработки проблем социальной психологии в США» применен метод систематизации психологических высказываний, сравнительно-исторический метод, метод анализа категориально-понятийного аппарата. В параграфе 2.1. анализируется философский подход к пониманию предмета, задач и методов социальной психологии, представленный, главным образом, в работах Д. Болдуина (1897, 1898) и Ч. Эллвуда (1899, 1901). Первой работой в США, в названии которой появился термин «социальная психология» была книга Болдуина «Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии». Целью своего произведения Болдуин считал изучение «психического развития человеческого индивидуума на первых стадиях его развития, чтобы осветить его социальную природу и социальную организацию, в которую он входит». За основу у Болдуина берется социальное взаимодействие индивидов между собой, а также индивида и общества. В социальную психологию Болдуина входят такие проблемы как происхождение и приобретение социального опыта, социализация, появление социального суждения.

Эллвуд в 1899 г. в качестве темы для написания диссертации на соискание степени доктора философии выбрал социальную психологию, представив попытку обозначения предмета, задач и метода этой науки.

В 1901 г. материал диссертации был опубликован в качестве отдельной книги под названием «Некоторые пролегомены к социальной психологии» (Some Prolegomena to Social Psychology). По мнению Эллвуда, социальная психология – это приложение психологии при интерпретации жизни в социальной группе. Эллвуд унаследовал многие представления первых американских психосоциологов. Он рассматривал общество как органическое целое, а задачей социальной психологии как самостоятельной науки считал психологический анализ всего социального процесса. Свой подход к определению предмета социальной психологии при помощи философского метода разрабатывал и Д.Г. Мид, однако, уже в рамках интеракционисткой теории.

Среди достоинств подходов Болдуина и Эллвуда к проблемам социальной психологии следует отметить признание необходимости изучать личность и общество вместе, а не по отдельности, использование метода наблюдения, поиск практического применения данных социально-психологических исследований. К числу явных недостатков данного подхода можно отнести: использование теории подражания, ограничение социальной психологии изучением социального развития лишь на начальных этапах, ограниченность методов исследования, отсутствие опоры на эмпирические данные, умозрительный характер теоретических исследований, несамостоятельность социальной психологии как отдельной науки (включение ее в состав психологии или социологии).

В параграфе 2.2. рассматриваетсяинтеракционистский подход к определению предмета и методов социальной психологии. В центре внимания интеракционизма находится взаимодействие индивидов. В США идеи интеракционизма имели прочные корни в виде психологической концепции «Я» У. Джеймса и теории Д. Дьюи. В социально-психологической мысли США данные позиции занимали видные ученые того времени Ч.Х. Кули и Д.Г. Мид.

К предмету социальной психологии Кули подошел главным образом с социологической, а не с психологической точки зрения. Кули признавал изначальное единство личности и общества, признаком истинно социального существа он считал способность выделять себя из группы, сознавать свое Я. Как и Болдуин, Кули использовал метод наблюдения, но с социологической точки зрения (в тесной связи с миром социальных форм и процессов). В работах Кули берут свое начало многие аспекты современных социально-психологических проблем. Важной в социально-психологической концепции Кули была проблема первичных групп. Он призывал изучать личность и общество через представления, в процессе коммуникации, выделив в нем интеракцию и перцепцию. Для обозначения возникающего у человека при восприятии другого «чувства Я», Кули ввел термин «зеркальное Я».

Для Мида была характерна так называемая устная традиция, он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по социальной психологии (первый курс лекций был прочитан им в 1900 г. в Университете Чикаго). Мид был заинтересован в тщательном анализе процесса приобретения личностью социального, в частности, он занимался изучением и дополнением теоретических разработок Болдуина и Кули. Мид значительно расширил границы социально-психологических исследований в США в основном за счет общей психологии, рассмотрев социально-психологические аспекты таких понятий как сознание, воображение, смысл, разум, мысль, импульс, эмоции, внимание и т.д.

Среди достоинств интеракционистской ориентации в понимании социально-психологических явлений следует выделить отказ от принципа подражания и идеи «группового разума», введение понятия малой группы, разработку процессов взаимодействия и коммуникации индивидов. Основная критика интеракционизма сводится к отсутствию опоры на эмпирические данные, сведение всех социально-психологических явлений к непосредственному взаимодействию индивидов.

В параграфе 2.3. проанализированы важные события американской социальной психологии конца XIX века, которые способствовали популяризации социально-психологического знания, разработке методологического аппарата новой науки и применения новых методов исследования. Речь идет об исследованиях Триплетта, Старбака и Гейла.

Работа Старбака по психологии религии явилась одной из первых попыток применения метода опроса в изучении социально-психологических проблем, в своей работе он систематизировал большой эмпирический материал в новой области исследований. Исследование Х. Гейла по психологии рекламы считается первой работой при­кладного характера в области социальной психологии. В своей работе Гейл использовал метод анкетирования, а также проводил эксперименты по изучению внимания к рекламе.

Наибольшее внимание из числа событий конца XIX века в американской социальной психологии следует уделить лабораторному эксперименту Н. Триплетта, посвященному явлению социальной фасилитации, влиянию группы на индивида. Триплетт уделил особое внимание экспериментальной процедуре и обработке результатов исследования, однако многие моменты им были упущены. Тем не менее, изучение реально существующего феномена обозначило широкий спектр проблем при разработке эксперимента, с целью преодолеть ограниченность простых наблюдений социально-психологических явлений. Исследование Триплетта значительно расширило границы социально-психологических исследований, сделав «социальную фасилитацию» одним из самых изучаемых феноменов в социальной психологии. Именно 1898 г. можно считать годом начала эмпирического подхода к социально-психологическим явлениям.  

Отмеченные исследования являются ярким доказательством того, что социальная психология в США на рубеже веков была инструментом для решения различных задач американского общества, и имела практическое применение.

 

Таблица 3



2019-12-29 168 Обсуждений (0)
В качестве методов исследования в работе применялись: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В качестве методов исследования в работе применялись:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)