Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к определению предмета, методов и задач социальной психологии в США в конце – начале XX веков



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Подходы к определению предмета, методов и задач социальной психологии в США в конце – начале XX веков 0.00 из 5.00 0 оценок




Подход Предмет и задачи Методы и статус науки Основополагающие идеи  при трактовке социально-психологических явлений
Психологический эволюционизм (Л.Ф. Уорд, Ф.Г. Гиддингс) Не рассматривались Метод анализа различных источников, методы изучения этнографического материала, интроспективный метод. Психологическое объяснение социальных процессов. «Направленная эволюция» общества. Социальное поведение определяется в первую очередь «сознанием рода» (Гиддингс). Продуктами социального разума являются общественное мнение и традиции, коллективные настроения и желания, социальные оценки и ценности. Два основных типа групповой организации по Гиддингсу: «социальный состав» (семья) и «социальное устройство» (группа семей и т.п.). В центре внимания процесс социального взаимодействия (конфликт, сотрудничество, разделение труда). Специфика социального взаимодействия состоит в психических процессах (интерес, симпатия, желания, воля).

Философский подход

(Д.М. Болдуин,

Ч.Э. Эллвуд,

Д.Г. Мид)

Предмет С.П., по Болдуину - состояния и процессы индивида, которые определяют его социальную жизнь – изучение процесса социализации и развития «мысли о собственном «Я». С.П. – исследование социальных состояний и процессов индивида, обуславливающих его причастность к социальной группе. Психогенетический метод, метод наблюдения. С.П. – новейший раздел психологии, имеет собственный предмет и область исследования.   Использование эволюционной теории и теории подражания. Рассмотрение личности и общества вместе, изучение личности с точки зрения общества и общества с точки зрения личности. Идея «социального развития личности». Социальная и естественная наследственность. Решение проблемы «годных» (признание системы ценностей общества) и «негодных» обществу людей.
Предмет С.П., по Эллвуду - психические явления, находящиеся под воздействием сообщества людей (действия и реакции людей в группе относительно друг друга). Задача - исследовать и объяснить эти процессы, в ходе которых возникают и меняются продукты коллективной психической жизни (общественное мнение, язык, обычаи, институты). Методы психологии С.П. – приложение психологии при интерпретации жизни в социальной группе. Несамостоятельный статус С.П.   Человек и группа должны рассматриваться вместе, а не по отдельности. Решение с помощью С.П. социальных проблем, использование науки в области экономики, политики, этики. Идея о слиянии социологии и С.П.. Опора на функциональную психологию – С.П. – это психология деятельности и развития социальной группы. Критика теории социального сознания.
Интеракционизм (Ч.Х. Кули, Д.Г. Мид) Предмет С.П. –  социальный процесс, понимаемый как процесс ин­теракции индивидов в группе, обществе.  Метод наблюдения (рассмотрение данных наблюдений в тесной связи с миром социальных форм и процессов)   Признание единства личности и общества. Личность не может формироваться вне общества. Личность, выступающая субъектом взаимодействия, понимается как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее социальные роли. В центре внимания такие проблемы как: первичные группы (семья, соседство, местные общины), социализация, конфор­мизм и нонконформизм, лидерство, личная власть, структура личности. Теория «Зеркального Я». В центре социально-психологического анализа – процесс коммуникации.

Третья глава « Оформление социальной психологии США в самостоятельную эмпирическую дисциплину в первой четверти XX века» посвящена анализу процесса развития социальной психологии в самостоятельную эмпирическую дисциплину. В ней применены метод систематизации научных высказываний и метод анализа категориально-понятийного аппарата. В параграфе 3.1. третьей главы рассматриваются два варианта социальной психологии, предложенные У. Мак-Даугаллом (McDougall) и Э. Россом (Ross), анализируется значение опубликованных в 1908 г. работ по социальной психологии для развития данной области знания в США. В этих программных работах социальная психология развивалась с социологической и психологической точек зрения, представленных в работах Росса и Мак-Даугалла соответственно. Работа Росса впервые была опубликована в июне 1908 г., Мак-Даугалла – в октябре 1908 г.

Согласно Россу, социальная психология изучает «планы и настоящее, возникающие между людьми как следствие формирующихся ассоциаций (объединений). К «планам» Росс относил постоянные единообразия социальной жизни, а к «настоящему» временные способы действия и поведения. Росс выделил в социальной психологии два раздела: «Социальное влияние» и «Индивидуальное влияние», пояснив их как влияние многих на одного и влияние одного на многих. В числе рассматриваемых социальной психологией Росса тем можно выделить: психология толпы, конфликт, мода, обычаи, традиции, общественное мнение, социальное влияние, социальное взаимодействие и др. Особая значимость работы Росса состоит в том, что в социальной психологии США перестают занимать ведущие позиции индивидуалистские интерпретации психологии человека и содержания его сознания. Среди недостатков «Социальной психологии» Росса можно отметить односторонность используемого ученым подхода, использование идеи коллективного сознания, несистематичность и описательный характер методологии.

В отличие от Росса, Мак-Даугалл шел не от социологической, а от психологической традиции. Основной его интерес был сосредоточен на таких явлениях, как инстинкты, мотивации деятельности, чувства. «Введение в социальную психологию» Мак-Даугалла было посвящено «природным пристрастиям и способностям индивидуального человеческого разума». Мак-Даугалл выделил 3 составляющих социальной психологии: 1) изучение общих принципов коллективных суждений, чувств, действий, которые проявляются у людей в социальных группах; 2) изучение особенностей коллективного поведения и психической жизни определенных обществ; 3) описание психической жизни любого общества с его общественно и органически связанными членами. Наиболее полно свои взгляды Мак-Даугалл представил в работе 1920 г. «Групповой разум». По его мнению, «социальный» или «групповой» разум является настоящим предметом «социальной» или «групповой» психологии, цель которой – «отображать общие принципы коллективной психической жизни, которые нельзя проследить исходя из законов духовной жизни отдельных личностей». Рассматривая методы социально-психологического исследования, Мак-Даугалл отмечал, что интроспекцию необходимо дополнять более точными, экспериментальными методами.

Несмотря на то, что обе книги 1908 г. были необычайно популярными в США, влияние концепций Росса и Мак-Даугалла оказалось ограниченным по той причине, что их базовые идеи – коллективного разума и инстинктов поведения – невозможно применять в рамках методов экспериментальной психологии. Отсутствие критериев в определении предмета социальной психологии привело к тому, что представления о социальной психологии у Росса и Мак-Даугалла оказались различными. Тем не менее, 1908 г. стал символическим для американской социальной психологии, становится очевидным четкое разделение европейского и американского путей развития социальной психологии.   

В параграфе 3.2. проанализированы основные подходы к определению предмета социальной психологии, ее методов и границ исследования в работах американских психологов и социологов. Среди психологов, занятых в этот период социальной психологией (разработка теоретических основ науки), можно отметить Д. Дьюи (Dewey), Р. Голта (Gault), Н. Данлапа (Dunlap), Дж. Кантора (Kantor), Ф. Олпорта (Allport), В. Мак-Даугалла. До 1925 г. в США были опубликованы всего лишь две работы, написанные психологами, которые можно определить как учебное руководство по социальной психологии. Это работы 1925 г. с одноименным названием «Социальная психология» Олпорта и Данлапа.

Работа социологов в данном направлении оказалась плодотворнее. Свой вклад в развитие социальной психологии США внесли такие социологи как Л. Бернард (Bernard), Э. Богардус (Bogardus), Р. Парк (Park), У. Томас (Thomas), Д. Уильямс (Williams), Э. Фэрис (Faris), Ч. Эллвуд (Ellwood), К. Янг (Young). Кроме того, в этот период к проблемам социальной психологии продолжают проявлять интерес социологи Гиддингс и Кули, сильна и устная традиция Мида. В этот период появляется значительное число руководств по социальной психологии, написанных социологами (Эллвуд, 1917;  Богардус, 1924, Бернард, 1924, 1926). Одной из отличительных черт американской социальной психологии второго-третьего десятилетий XX века являлось стремление «избавиться» от инстинкта как объяснительного принципа социально-психологических исследований. Теория инстинктов становится мишенью критики как для психологов (Данлап, Кантор), так и социологов (Бернард, Богардус).

Развитию социально-психологического знания в послевоенное время в США способствовали многие события: появление бихевиоризма, возможности применения его терминологического аппарата, усиление интереса к изучению условных и безусловных рефлексов (в связи с достижениями российских физиологов), рост университетской подготовки специалистов и ученых, обострение социальных проблем американского общества (иммиграция, классовое расслоение, падение нравов).

Значительную роль в развитии социальной психологии сыграла публикация работы Томаса и Знанецкого (Znaniecki) «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918). В первую очередь это касается методологии социально-психологического исследования: использование методов опроса, анализа документов, биографического метода при работе с эмпирическими данными. Предложенная Томасом категория «установка» (attitude) все чаще использовалась американскими социальными психологами. Целая группа американских психологов и социологов (Дьюи, Томас, Голт, Бернард, Фэрис, Уильямс) для построения своих социально-психологических концепций использовали понятия «привычки», «установки» и «намерения».

Наблюдалась тенденция соединения социальной психологии установок с бихевиористским подходом. Используя термины бихевиоризма, свои варианты программы социальной психологии предложили Богардус, Кантор, Бернард, Данлап, Олпорт. При трактовке социально-психологических явлений популярностью пользовалась и функциональная психология (Бернард, Эллвуд, Томас). Продолжалась существенная работа в плане выявления возможностей практического применения данных социально-психологических исследований (Эллвуд, Уильямс). Были сделаны первые шаги к систематизации опыта, накопленного американскими учеными в процессе развития социально-психологического знания (Янг), попытки саморефлексии исторического пути социальной психологии США. Благодаря усилиям американских ученых, появились и первые попытки измерения установок (Богардус, Олпорт). Тем самым, социальная психология в США стала эмпирической дисциплиной, изучающей объективно наблюдаемые явления, доступные для исследования при помощи объективных методов.

В параграфе 3.3. проанализирована первая программа социальной психологии как самостоятельной дисциплины, представленная в работе Ф. Олпорта «Социальная психология» (1924). Время наступления нового – экспериментального этапа развития социальной психологии в истории американской науки, а также трансформацию социальной психологии от философских гипотез в эмпирическую науку связывают с именем Флойда Олпорта. Он впервые рассмотрел социальную психологию как экспериментальную науку, сделав основной упор на психологию, а не на социологию и придал особое значение индивиду, а не группе.

Ф. Олпорт, в отличие от предыдущих поколений социальных психологов был воспитанником американской науки, которая уже впитала передовой европейский опыт и научилась пользоваться им. Ранние исследования Ф. Олпорта (1919, 1920) были посвящены экспериментальному исследованию влияния группы на личность, он продолжил исследования Триплетта по изучению явлений социальной фасилитации, влияния группы на ассоциации и мышление, решения и оценки отдельного индивида. Уже в работах конца первого десятилетия XX века Олпорт призвал изучать социальные явления, непосредственно вызванные поведением людей при помощи методов наблюдении и эксперимента.

Отличное владение методами экспериментальной психологии, проведение собственных экспериментальных исследований позволили Олпорту разработать одно из первых систематических руководств по социальной психологии, которое бы объединяло накопленный наукой опыт решения социально-психологических проблем, рассматривало явления в рамках современного понимания предмета социальной психологии, а также базировалось на эмпирической основе. Социальная психология, согласно Олпорту, это наука, которая изучает поведение человека в той мере, в какой оно влияет на поведение других лиц, или само является реакцией на их поведение; социальная психология описывает сознание человека как сознание социального объекта и его реакции на социальные процессы

В «Социальной психологии» Олпорт описал собственные исследования по групповому влиянию, что привело к превращению групповых экспериментов в норму социальной психологии. Социальная психология Олпорта исследовала такие феномены, как «социальное развитие и спад», доминирующие рефлексы и привычки, круговое и линейное социальное поведение, содействующие и взаимодействующие группы и отношения подчинения.

В «Социальной психологии» Олпорт предпринял значительную попытку применения эксперимента, методов тестирования и рейтинговой оценки к исследованиям социально-психологических проблем. Разработка данной проблематики Олпортом способствовала расширению методологии социальной психологии и продвижению социально-психологического исследования. Более того, Олпорт впервые в методологии социальной психологии вышел за рамки лаборатории в изучении социальных явлений.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, констатируется факт реализации задач исследования, подтверждение выдвинутой гипотезы и положений. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Период конца XIX – первой четверти XX вв. является временем становления социальной психологии США как самостоятельной теоретической и эмпирической дисциплины. В качестве предпосылок становления социальной психологии США выступают значительные изменения в социально-экономической, культурной и духовной сферах развития страны, логика развития психологической науки в целом.

2. Научной основой для становления социальной психологии в США послужили европейская социологическая мысль, социальная антропология, теория эволюции. Источниками зарождения социально-психологического знания США явились работы социологов психологического направления.

3. С использованием многомерного подхода и качественного критерия выделено 4 этапа в развитии социальной психологии США:  1) 80-е гг. XIX в. – 1897 г. – этап зарождения социально-психологической мысли; 2) 1897 г. – 1908 г. – этап становления американской социальной психологии, выделения ее в самостоятельную область знания; 3) 1908 г. – 1918 г. – этап становления социальной психологии как эмпирической дисциплины; 4) 1919 г. – 1925 г. – оформление социальной психологии как самостоятельной экспериментальной дисциплины.

4. Характерными особенностями и отличительными чертами становления социальной психологии США являются: «европейские корни» социально-психологического знания, индивидуалистическая направленность, поиск практического применения результатов социально-психологических исследований, решение при помощи науки социальных задач общества, большая опора на социологические основы, тенденция перехода от философской трактовки социально-психологических явлений к эмпирической, абсолютизация значения прагматического, эмпирического знания.

5. В американской социально-психологической мысли в конце XIX – первой четверти XX вв. можно выделить несколько подходов к определению предмета и задач социальной психологии: психологический эволюционизм, философский подход, интеракционизм.

6. Характерной особенностью становления американской социальной психологии была тенденция перехода от философской трактовки социально-психологических явлений к эмпирической.

7. В первой четверти XX века американская социальная психология оформляется в самостоятельную дисциплину, изучающую объективно наблюдаемые явления, опираясь на эмпирические данные и эксперимент

8. Богатство социально-психологических идей американских ученых и необходимость введения их в систему современной истории психологии, а также отсутствие работ, посвященных анализу процесса становления социальной психологии США, доказывают научную новизну, теоретическую и практическую значимость данного диссертационного исследования.

 

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

Статьи по теме диссертации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Горшков Е.А. Экспериментальное оформление социальной психологии в США как самостоятельной дисциплины в конце XIX – первой четверти XX вв. // Мир науки, культуры, образования, № 7 (19), часть I . – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2009. - С. 225-227.

2. Горшков Е.А. Первый социально-психологический эксперимент Нормана Триплетта // Мир науки, культуры, образования, № 4 (23) – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2010. – С. 173-176.

Публикации по теме диссертации в других изданиях:

3. Горшков Е.А. История американской социальной психологии первой четверти XX века // Ананьевские чтения - 2008. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: Междисциплинарный подход: материалы научно-практической конференции 21-23 октября 2008 г. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. – С. 184-186.

4. Горшков Е.А. Американская психологическая социология конца XIX – начала XX вв. // Научное педагогическое наследие А.П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. Материалы 2 Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (30 сентября 2008 г.). Том 2. –  Н. Новгород, ВГИПУ, 2008. – С. 66-70.

5. Горшков Е.А. История первых экспериментальных исследований проблемы одаренности и интеллекта в зарубежной психологии второй половины XIX – начала XX вв. // Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас: АГПИ, 2008. – С. 27-31.

6. Горшков Е.А. К истории становления американской социальной психологии как самостоятельной научной дисциплины в первой четверти XX века // Актуальные проблемы истории психологии: материалы Всероссийского методологического семинара. г. Арзамас, 25-27 сентября 2008 г., ИП РАН, АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2009. – С. 56-62.

7. Горшков Е.А. Экспериментальное оформление социальной психологии в США как самостоятельной дисциплины в конце XIX – первой четверти XX вв. // Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки – Н. Новгород: Гладкова О.В., 2009. – С. 132-134.

8. Горшков Е.А. Экспериментальное оформление социальной психологии в США как самостоятельной дисциплины в конце XIX – первой четверти XX вв. // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня-03 июля 2009 г., М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – С. 323-327.

9. Горшков Е.А. «Европейские корни» американской социальной психологии // Наука молодых. Выпуск 3: межвузовский сборник научных трудов молодых ученых / науч. ред. Р.В. Кабешев; Ассоциация ученых г. Арзамаса, АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 54-56.

 

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 18.01.11.

Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ 1/11.

Участок оперативной печати АГПИ.

607220 г. Арзамас, Нижегородской обл., ул. К. Маркса, 36



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Подходы к определению предмета, методов и задач социальной психологии в США в конце – начале XX веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к определению предмета, методов и задач социальной психологии в США в конце – начале XX веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)