Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Час души. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Час души. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой 0.00 из 5.00 0 оценок




Оборудование:

стенд с иллюстрациями, выставка книг о жизни и творчестве поэтессы, кассеты с музыкой Л. Бетховена, с песнями и романсами М.И. Цветаевой на музыку М. Таривердиева, М. Минкова, А. Петрова, костюмы времени тех лет для задействованных в инсценировке учащихся, икебаны.

Прелюдия (сонет Л. Бетховена)

Ведущий:

—Мы рады видеть вас! Тема вечера: "Час души". Речь пойдет о жизни и творчестве М.И. Цветаевой.

Чтец:

—Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Она родилась.

Спорили сотни колоколов - 

День был субботний,

Иоанн Богослов…

Чтец:

—Есть час Души, как час Луны,

Совы - час, мглы – час, тьмы – час…

Час Души – как час струны Давидовой сквозь сны

Сауловы…В тот час дрожи,

Тщета, румяна смой!

Есть час Души, как час грозы,

Дитя, и час сей – мой …

Ведущий:

Её… Марины Цветаевой…

Среди самых замечательных имен в русской поэзии 20 века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 в Москве. Отец её выходец из Владимирской губернии, самостоятельно, благодаря личным способностям и великому трудолюбию, достиг известности как филолог-профессор Московского университета и как искусствовед – основатель Музея изящных искусств, ныне Музей имени А.С. Пушкина в Москве. Цветаев был также директором Румянцевского музея. Мать Марины была талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна.

Атмосфера профессорской семьи, атмосфера искусства, высокая культура, учение в частных пансионах и гимназиях, поездки за

границу, слушание в Сорбонне курса истории старо-французской литературы – все это, несомненно, сказалось на формировании личности и характера Цветаевой. Культура 20 века вошла в её сознание как нечто неустойчивое, дисгармоничное, переменчивое.

Марина очень рано начала писать. В один из московских осенних дней 1910 года близ Патриарших прудов проходила невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у неё была внушительная стопка стихов, в душе - дерзость и нерешительность. Знаменательный день - Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери Русской литературы.

Немало печали уже увидела в жизни эта гимназистка. Её отец, будучи уже немолодым человеком, похоронил горячо любимую жену, от которой остались сын и дочь, женился вторично, продолжая любить ушедшую. Этого не знали, но чувствовали, а потом поняли его дочери от второго брака – Марина и Анастасия. Впрочем, отец был нежно привязан к их матери – Марии Александровне Мейн, женщине романтической, расставшейся с юности с любимым человеком, одаренной и самоотверженной.

Счастливая, невозвратимая пора детства была связана с рождественскими ёлками, с первыми книгами, рассказами матери; летние "золотые деньки" протекали в старинном городке Тарусе на Оке.

Благополучие покинуло семью в тот год, когда Марине исполнилось 10 лет. Мария Александровна заболела чахоткой, лечилась в Италии, Швейцарии, Германии, умерла в 1906 году в Тарусе.

Осенью Марина по собственной воле пошла в интернат при Московской гимназии, предпочитая год жить среди чужих людей, но не в стенах осиротевшего дома.

В минуту жизни юная Марина была диковата, дерзка, застенчива и конфликтна. Замкнутая в себе, она жаждала узнать мир, в первую очередь литературный, куда она мечтала войти со своим миром.

Первый сборник "Вечерний альбом" вышел в 1910 году (500 экземпляров). На книгу последовали отклики Н. Гумилева, М. Волошина. Автор "Вечернего альбома" приглашала в страну детства, прекрасного, хотя и не всегда безоблачного.

 

Здесь – крайнее проявление той романтической "диалектики души", что не покинет Цветаеву до конца дней. Жизнь и смерть, их постоянное сосуществование. «В этой жизни - ничего нельзя»,- скажет Цветаева, но ее энергия будет постоянно бороться с этим ощущением, пока она будет жить, будет любить жизнь, людей, природу, свое "ремесло". Послушайте одно из чудных стихотворений о конце лета – начале осени - "Август".

Чтец:

—Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины,

Ржавый – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце.

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных -

Август! – Месяц

Ливней звездных!

Ведущий:

—В 1911 году Марина едет в Крым, там познакомится с Сергеем Эфроном, выйдет замуж.

    В 1912 году выходит 2 ой сборник её стихов - "Волшебный фонарь". Этот сборник повторял и перепевал старые мотивы.

    В то время в русской поэзии соперничали символисты, акмеисты, футуристы, но Цветаева не примкнула ни к одному из этих литературных направлений. Свой звездный час она предвидела в будущем времени.

Чтец:

— Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ведущий:

—Её стих становится упругим, плотным.

В сентябре 1912 года у Марины Ивановны родилась дочь Ариадна, в 1913 году умер отец, в апреле 1917 года появилась вторая дочь Ирина.

Муж Цветаевой был сыном революционных деятелей, сам стал белым офицером, отбыл в армию Корнилова, в связи с чем между Мариной и Сергеем разлука – надолго.

Осенью 1919 года Цветаева отдает девочек в московский приют, где Ирина умирает от голода.

С 1917 по 1920 год Цветаева издает около 300 стихотворений, поэму – сказку "Царь-девица". Появляются стихи, которые говорят о долге поэта.

Чтец:

—В черном небе – слова начертаны,

И ослепли глаза прекрасные…

И не страшно нам ложе смертное.

И не сладко нам ложе страстное,

В поте – пишущий, в поте – пашущий!

Нам знакомо иное рвение:

Легкий огонь, над кудрями пляшущий –

Дуновение – вдохновения!

Инсценирование.

Ведущий:

—В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном Политехническом музее проходил "Вечер поэтесс". Одна за другой появились представительницы богемы, публика скучала. Как вдруг, словно из темноты ночи явилась женщина в черном, она была олицетворением протеста, так как революцию не приняла, жила отчужденно, литературная Москва стала её забывать… Она прочла стихи. Перенесемся в то время.

Поэтесса:

     —Я расскажу тебе про великий обман:

    Я расскажу тебе, как ниспадает туман

    На молодые деревья, на старые пни,

    Я расскажу тебе, как погасают огни

    В низких долинах, как – пришелец египетских стран –

    В узкую дудку под деревом дует цыган.

    Я расскажу тебе – про великую ложь:

    Я расскажу тебе, как зажимается нож

    В узкой руке, как вздымаются ветром веков

    Кудри у юных и бороды у стариков:

    Рокот веков.

        

       Топот подков

. Ведущий:

       —Её мысли при возвращении домой.

       М. Цветаева:

       "Я отродясь, как вся наша семья – была избавлена от этих двух понятий: слава и деньги. (Добрая слава с простой славой – незнакома. Слава, чтобы обо мне не говорили - плохого. Добрая слава: один из видов нашей скромности и вся наша честность)

       Деньги? Да плевать мне на них, я чувствую только когда их нет... Ведь я могла бы зарабатывать вдвое больше. Ну и? Ну, вдвое больше бумажек в конверте. Но у меня то, что останется? Ведь нужно быть мертвым, чтоб предпочесть деньги"…

Ведущий:

Событие, перевернувшее всю дальнейшую жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 года. В этот день она получила "благую весть" – первое за 4 с половиной года письмо от мужа. Он находился после разгрома Белой армии и бегства за границу в Чехословакии и учился в Пражском университете. Разыскивал его по просьбе Марины Эренбург, писатель. Без мужа она не мыслила своего существования. Увлечений в её жизни было много, любовь – одна.

    Расставание с Родиной запечатлено в поэме - сказки "Переулочки" – о чародейке, которая завораживает доброго молодца и уносит его в заоблачную высь, и в стихотворном цикле "Сугробы", посвященному Эренбургу, но всеми помыслами обращенному к далекому любимому.

До отъезда за границу написано стихотворение "Орфей".

Чтец:

—Так плыли: голова и лира,

Вниз, в отступающую даль.

И лира повторяла: - мира!

А губы повторяли: - жаль!

Кроваво – серебряный, серебро –

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра –

Брат нежный мой! Сестра моя!

Порой в толпе неутомимой,

Ход замедлялся головы,

Но лира уверяла: - мимо!

А губы ей вослед: - увы!

В даль – зыблящимся изголовьем -

Сдвигаемые, как венцом –

 

Не лира ль истекает кровью?

Ни волосы ли – серебром?

Так, лестницею нисходящей,

Речною – в колыбель зыбей,

Так, к острову тому, где солнце,

Чем где-либо – лжет соловей.

Где осиянные останки?

Волна соленая, - ответь!

Простоволосой поселянки,

Быть может, вытянула сеть?

Ведущий:

—Образ мифического фракийского певца Орфея, создателя музыки и стихосложения, привлекал Цветаеву своей трагической судьбой, которая чем-то напоминала ей собственную. Стихотворение создавалось в то время, когда поэтесса особо тревожилась за судьбу мужа, находящегося вдали от России.

    Древнегреческий миф об Орфее и его жене Эвридике повествует о трагедии двух любящих сердец: желая любой ценой воскресить погибшую от укуса змеи Эвридику, певец отправился в царство мертвых, своим творчеством растрогал владычицу преисподней Персефону, которая разрешила вывести Орфею жену из Аида, но с условием не оглядываться назад на её тень. Орфей не сумел обуздать свою страсть, нарушил запрет, навсегда потерял любимую. Миф об Орфее заканчивается гибелью самого певца. Вакханки, разгневанные на Орфея за то что, он был верен Эвридике, убили его, а голову и лиру бросили в реку. "Вдоль обмирающего Гебра…" – древнее название реки Марицы во Франции, куда, по преданию, бросали его голову и лиру вакханки. Голову и лиру волны принесли к берегам острова Лесбос, под воздействием чего на острове появились великие лирики: Алкей и Сапфо.

"Не лира ль истекает кровью? Не волосы ли – серебром?" – в этих вопросах много личного. Сердце поэтессы истекает кровью, но источает свет любви и поэзии. В судьбе Орфея прослеживается линия жизни самой Цветаевой. В мае 1922 года поэтесса с дочерью Ариадной покинула Россию, направилась в Прагу… Семья воссоединилась. Но началась ностальгия. Эта тоска отобразилась в стихотворении "Рельсы".

Чтец:

—В некой разминованности в нотной.

Нежась наподобие простынь –

Железнодорожные полотна,

 

Рельсовая режущая синь!

Пушкинское: сколько их, куда их

Гонит! (Миновало – не поют!)

Это уезжают – покидают,

Это остывают – отстают.

Это - остаются. Боль, как нота

Высящаяся… Поверх любви

Высящая… Женою Лота

Насыпью застывшие столбы…

Час, когда отчаянным, как свахой,     

Простыни разостланы – твоя! –

И обезголосившая Сафо

Плачет, как последняя швея.

Плач безропотности! Плач болотной

Цапли… Водоросли – плач! Глубок

Железнодорожные полотна

Ножницами режущий гудок.

Растекись напрасное зарею,

Красное, напрасное пятно!

Молодые женщины парою

Льстятся на такое полотно.

Ведущий:

—Пушкинское… "сколько их, куда их гонит!" – строки, взятые из стихотворения "Бесы" А.С. Пушкина, любимого поэта Цветаевой. Речь Цветаевой - об эмигрантах. Как жить дальше? Строку: "Женою Лота насыпью застывшие столбы" следует понимать, исходя из библейской легенды о жене праведника Лота, которому Бог позволил бежать из караемого его гневом города, жена его была превращена в соляной столб за то, что посмела оглянуться. Как же было не оглядываться женам России, которых судьба гнала за пределы Родины…

Словно " насыпью застывшие столбы", тысячи окаменевших сердец… Строки о Сафо – следует понимать так: Сафо – древнегреческая поэтесса 6 века до нашей эры. Известно, что ей пришлось бежать с острова Лесбоса в Сицилию, разделив судьбу аристократии, к которой она принадлежала. По преданию, она покончила самоубийством, став жертвой неразделенной любви. Описываемый же плач – это плач изгнанницы по Родине.

    В Чехии Марина Цветаева выросла в поэта, который в наши дни причислен к великим. Самой заветной цветаевской темой стала

 

 

философия, психология любви. Стихотворение "Вот опять окно…" – доказательство тому.

Чтец:

—Вот опять окно,

Где опять не спят,

Может – пьют вино,

Может – так сидят.

Или просто – рук не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое!

 

Не от свеч, от ламп тишина зажглась,

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч –

Ты окно в ночи!

Может- сотни свеч,

Может- три свечи!

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому завелось такое

Помолись , дружок, за бессонный дом,

За окно с огнем.

В 1925 году у Марины родится сын Георгий, в это время она заканчивает писать поэму "Крысолов", восходящую к легенде о флейтисте, который всех крыс заманил в реку, а когда не получил от бюргеров обещанной платы, то выманил детей богатых людей из домов, увел на гору, которая их поглотила, детям уготован рай. Крысолов – флейтист – олицетворение поэзии. Крысы – мещане, бюргеры, обыватели – они убивают души.

    Марина и её муж Сергей любят Родину, решают вернуться в отчий край. Муж и дочь Цветаевой были арестованы как враги народа, Марина с сыном едет в Елабугу на Каме в эвакуацию. 31 августа 1941 года она повесится, потому что не сможет больше жить. Сын Георгий погибнет на фронте через 3 месяца после смерти матери.

    Смерть поэта также входит в наше бытие. А его бытие принадлежит Будущему. Это будущее уже наступило. Творчеству Марины Цветаевой настал черед. На её стихи поют песни, романсы. Послушайте М. Цветаеву в музыке.

Чтец:

- Поколенье! Я - ваша!

Отражение зеркал.

 

Ваша – сутью и статью,

И почтеньем к уму.

И презрением к платью,

Плоти – временному!…

До последнего часа

Обращаться к звезде –

Уходящая раса,

Спасибо тебе!

 

1.3 Царственное слово А.А. Ахматовой, или Просто – душа живет (Жизнь и творчество А.А. Ахматовой)

Оборудование: портрет поэтессы, стенд с иллюстрациями по теме, выставка книг о жизни и творчестве А.А. Ахматовой, кассеты с музыкой группы «Релакс», романсами С. Прокофьева, А. Вертинского.

костюмы тех лет для задействованных учащихся в инсценировании.

Ведущий:

– Мы вас приветствуем в гостиной, посвященной памяти А.А.Ахматовой. Родилась она у берегов Черного моря, во младенчестве впитала в себя дух природы, ее звуки, что помогло ей стать поэтессой. Вслушаемся же и мы в эти звуки, что поможет нам понять поэзию А. Ахматовой.

 В этом нам поможет группа «Релакс» - «Рассвет у моря»…

А. Ахматова (1889-1966) – поэтесса Серебряного века русской поэзии (1892-1917).

Ахматова – псевдоним (фамилия бабушки). Настоящая фамилия – Горенко.

Циклы произведений, наиболее известные: «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Стихотворения» (1958, 1961), «Реквием» (1935-1940).

«Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трехчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога» (1912-1922), глубоко трагической центральной части (собственно Судьбы) (1923-1955) и не менее блистательного эпилога, «победы моей над судьбой» (1956-1966)»,- по определению исследователя М. Кралина.

 

А. Ахматова – о себе.

- Я родилась…под Одессой. Мой отец в то время был отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там и прожила до 16 лет.

Читать я училась по азбуке Л.Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.

Училась в Царско-сельской женской гимназии.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.

Поступила на юридический факультет Высших женских курсов в г. Киеве.

В 1910 году я вышла замуж за Н. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Переехав в Петербург, я училась на высших историко-литературных курсах Раева.

В 1910 году обнаружился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли к футуристам, другие – в акмеизм. Я сделалась акмеисткой.

Весну 1911 года я провела в Париже… В 1912 году проехала по Северной Италии.

1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.

Ведущий:

- Уже простое перечисление событий ее тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщенны были ее дни.

Из воспоминаний К. Чуковского и М. Кралина.

К. Чуковский:

- Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15-юю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С. Гумилева, который тогда уже, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То были годы ее первых стихов…

Прошло года 2-3, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

М. Кралин:

- Необыкновенный успех сборника «Четки» определил место Ахматовой в первых рядах русской поэзии того времени…(52 стихотворения).

За эти первые 10 лет ею было выпущено 5 поэтических книг. Почти все это десятилетие Ахматова окружена толпой поклонников: о ней слагают стихи А.Блок и О.Мандельштам, ее портреты пишут Натан Альтман и Петров-Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на ее стихи создают С. Прокофьев и А. Лурье.

Ведущий:

— Стихотворения А. Ахматовой напоминают романы, они сюжетны, эмоциональны, музыкальны, их форма отточена, ярка. Рядом с фигурой самой поэтессы открываются образы ее трагических «двойников», а за видимой действительностью раскрывается таинственное «зазеркалье». Трагедия одного превращается в трагедию эпохи.

Любовь уже в ранних стихах Ахматовой печальна. Она несет с собой боль и страдание, заканчивается смертью, изменой или охлаждением со стороны любимого.

Послушайте 2 стихотворения и о них: «Читая Гамлета», «Песня последней встречи».

Чтец:

 —«Читая Гамлета»

У кладбища направо пылил пустырь,

А за ним голубела река.

Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь

Или замуж за дурака…»

Принцы только такое всегда говорят,

Но я эту запомнила речь,-

Пусть струится она 100 веков подряд

Горностаевой мантией с плеч.

И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты…»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор…

Я люблю тебя, как 40

Ласковых сестер.

Ведущий:—Стихотворение адресовано, по-видимому, Н. Гумилеву. Опознавательные знаки этой адресации – определение героя как «принца», брата, а также содержание прямой речи героя.

 

Как и шекспировские герои (Гамлет и Офелия), Он и Она в предверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия. Включение реплик в текст делает его более зримым.

Все это можно представить себе в виде фрагмента из немого кино. Сценарий выглядел бы так.

Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение; горечь, обида, тень улыбки. Переход от длинных строк в 1-ой части к коротким во 2-ой создают иллюзию счастья, но недоговоренность, обозначенная многоточием свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает несоответствие конкретного предметного мира («кладбище», «река», «пустырь») отвлеченным, зыбким деталям («принцы», «100 веков подряд», «тень улыбки»).

Чтец:

— «Песня последней встречи».

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только 3!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже умру с тобой».

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Ведущий:

— Стихотворение названо песней, но в нем больше от новеллы. По уровню драматизма в нем есть что-то бунинское. Это – женский вариант драмы. Есть сюжет и ощущение трагедии. Один отвлеченный образ – «шепот осенний», обманутый злой судьбой, - захватывает и увлекает за собой. Куда? В небытие. Там спасение. Мы видим равнодушие и молчание мира живых людей и диалог с миром природы.

 

Время действия конкретно – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия, что помогает подчеркнуть цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).

Ведущий:

- Поэтесса рано осознала трагическую истину: человек – гость на Земле. Это пророческий дар, почему Ахматова осознает свое бремя: быть «трагическим голосом эпохи».

Слово М. Баженову, его информация – биохроника.

М. Баженов:

- Апрель и май 1925 года она провела в санатории в Царском Селе в связи с обострением туберкулеза.

Начала изучать жизнь и творчество А. Пушкина и архитектуру Петербурга.

В этот период поэтесса знакомится с литераторами М. Волошиным, М. Булгаковым, Л. Мануйловым, Э. Герштейн.

27 октября 1935 года арест Н. Пунина и Л. Гумилева, мужа и сына Ахматовой. 30 октября М. Булгаков помогал Ахматовой составить письмо Сталину об облегчении участи двух близких ей людей. 3 ноября Н. Пунин и Л. Гумилев были освобождены.

10 марта 1938 г. – второй арест сына за участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ. Приговорен сначала к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, затем, после пересмотра дела, - к 5.

В конце 1940 года А.Ахматова вступает в Союз писателей СССР.

В июне 1941 года – знакомство в Москве с М.Цветаевой.

В конце сентября 1941 года Ахматову в тяжелом состоянии эвакуировали самолетом из Ленинграда в Москву.

Во время войны до 15 мая 1944 года жила в Ташкенте.

1 июля 1944 года вернулась в Ленинград.

В 1944-1945 годах выступает в Ленинграде в Доме писателей, в Доме ученых, в Доме кино.

4 сентября 1946 года президиум правления Союза писателей СССР постановил исключить М. Зощенко, А. Ахматову из данной организации, т.к. они не стоят на платформе советской власти и не участвуют в социалистическом строительстве.

26 августа 1949 года арестованы Н. Пунин, Л. Гумилев, осуждены на 10 лет лагерей.

В мае 1951 года – у Ахматовой – инфаркт.

21 августа 1953 года в воркутинском лагере умер Н. Пунин.

В этом же году Ахматова восстановлена в СП СССР.

В мае 1955 года Ленинградский литфонд выделил А. Ахматовой дачу в Комарово, которая известна под названием «Будка».

15 мая 1956 года вернулся из лагерей Лев Гумилев (сын).

Ведущий:

- В жизни и поэзии странницы А. Ахматовой был Дом, который служил ей прибежищем.

Этот Дом – Родина. Поэтесса идет от женских стихов к новой теме -  глубокие раздумья над разными эпохами русской истории, т.е. разрабатывает жанр исторической лирики.

В 40-ые годы Ахматова рассматривает идеи Смерти, Памяти.

Смерть близких, конец своей жизни…

Память – спасение от террора (он варварство), культура.

Сейчас вы услышите стихотворение, которое стало поэтическим кредо поэтессы.

Чтец :

—Кого когда-то называли люди

Царем в насмешку. Богом в самом деле,

Кто был убит – и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди.

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы–старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес,-

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Ведущий:

- Прокуратор Рима – Понтий Пилат (20-30-ые годы н.э.), при котором был казнен Иисус Христос, сын Бога был не понят людьми.

Ключевые слова: люди, Бог, орудье пытки, смерть, прочили, ржавеет, печаль, слово.

Бог – спаситель людей, тот, кто искупил своими страданиями грехи мира.

Бог назван не прямо, а через ссылки: един, «свидетели Христовы», «солдаты», «сплетницы-старухи», «прокуратор Иудеи», так как мысль о спасителе Боге очевидна, отсутствием имени Бога поэтесса подчеркивает вину людей.

 

Конфликт таков: Бог, слово и сердце поэта – люди и их слово.

Перечень однородных придаточных создает ощущение монотонности – как бы чувствуешь ощущение времени.

Поэтесса подчеркивает: вечен Бог с его заповедями о добре, а слово настоящих поэтов – «я» Бога. Поэт обязан выражать Божьи истины, в награду – рождение царственного Слова (не суетного) – его ждет трагическая судьба избранного Богом.

Далее – слово А. Ахматовой.

А. Ахматова:

- В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу.

Чтец:

- «Посвящение»

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Чтец:

- И упало каменное слово

На мою еще живую грудь

Ничего, ведь я была готова

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дел:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то…Горячий шелест лета

Словно праздник под моим окном

 

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Ведущий:

- «Реквием» создавался с 1935 по 1940 год, а напечатан был в 1987 году.

Разворачивается он как драма, мы слышим разные голоса: бабы, поэтессы, Марии. Поэтесса показала трагедию свою и народа.

Почти 2 тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. Слова «Реквиема» обращены к тем, кто сажал, сидел, погиб.

Три голоса – матери, поэта, историка – в конце поэмы сливаются с голосами целого поколения.

Из биохроники М. Баженова.

М. Баженов:

–1 января 1957 г. – встреча на даче у Б. Пастернака с А. Эфрон, писательницей-переводчицей, литературоведом, дочерью М. Цветаевой.

1958 г. – «Стихотворения» - цикл тиражом 25 тыс. экземпляров.

1967 г. – «Стихотворения» - цикл тиражом 50 тыс. экземпляров.

30 мая 1964 г. в музее В. Маяковского состоялся литературный вечер, посвященный 75-летию А. Ахматовой, на который она не смогла прийти.

12 декабря в замке Урсино (г. Катания, Италия) Анне Ахматовой вручена Международная литературная премия «Этна-Таормина» - «За 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов».

15 декабря Оксфордский университет (Англия) принял постановление о присвоении Ахматовой почетной степени доктора литературы, 5 июня 1965 года степень доктора литературы присуждена.

С 17 по 21 июня А. Ахматова находилась в Париже.

5 марта 1966 года после длительного лечения (от 4-ого инфаркта) поэтесса скончалась.

Ведущий:

- Представляем стихотворения последних лет.

Чтец:

 –«Последняя роза»

Мне с Морозового класть поклоны,

С падчерицею Ирода плясать,

С дымом улетать с костра Дидоны,

 

Чтобы с Жанной на костер опять.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Все возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить.

Чтец:

— «А как музыка зазвучала»…

А как музыка зазвучала,

Я очнулась – вокруг зима,

Стало ясно, что у причала

Государыня–смерть сама.

Ведущий:

— А. Ахматова предчувствовала уход из этого мира, что Государыня-смерть неумолима, но хотела, чтобы ее царственное слово жило после смерти. Личное восходит к общему, сливаясь с ним – к небу. И так всегда в стихах Ахматовой. Многие ее стихотворения положены на музыку, звучат как песни, романсы.

Послушайте некоторые из них (С.Прокофьев – Э.Андреева – «Настоящую нежность не спутаешь»; А.Вертинский – А.Вертинский – «Сероглазый король», «Темнеет дорога приморского сада»).

Это говорит о том, что просто душа А.А. Ахматовой – живет.

А сейчас пресс-конференция. Победители будут награждены. Вопросы о жизни и творчестве поэтов Серебряного века.

(Литературно-музыкальная гостиная «Час души» о жизни и творчестве М. Цветаевой была проведена. Поэтессы А. Ахматова и М. Цветаева были знакомы).

 



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Час души. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Час души. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)