Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С.А.Есенин – это вечное



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
С.А.Есенин – это вечное 0.00 из 5.00 0 оценок




(К 110-летию со дня рождения поэта)

Оборудование: портрет, выставка книг по теме, кассета с записями песен в исполнении современных авторов, костюмы того времени.

Прелюдия: «Не жалею, не зову, не плачу» (С.Сарычев)

Ведущий:

-Есенин Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах:

«Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В сборнике «Русь советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Историческая тема поднимается в драматической поэме «Пугачев» (1921).

Поэта не стало, когда он был в состоянии депрессии.

С.А.Есенин (из автобиографии).

-Родился я в 1895 году 4-го октября. Сын крестьянина Рязанской губернии, Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей. Рос под призором бабки и деда. Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до «Миколы». Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед иногда сам заставлял драться, чтоб крепче был.

Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. В Бога верил мало. В церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали четыре копейки на просфору, которую я должен был нести в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре три надреза и брал за это 2 копейки. Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 копейки клал в карман и шел играть на кладбище с мальчишками (играть в бабки). Один раз дед догадался. Был скандал, и я убежал в другое село к тетке и не показывался до той поры, пока не простили.

Учился в закрытой учительской школе. Дома хотели, чтобы я был сельским учителем. Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и убежал домой за 100 с лишком верст пешком. Дома выругали и отвезли обратно. После школы с 16-ти до 17-ти жил в селе. 17-ти лет уехал в Москву и поступил в университет имени Шанявского.

19-ти лет попал в Петербург проездом в Ревель. Зашел к Блоку. Блок свел с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью (1915) появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я – талант. Я знал это лучше других. За «Радуницей» я выпустил «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядницу», «Исповедь

хулигана» и «Пугачев». Скоро выйдет из печати «Страна негодяев» и «Москва кабацкая».     

Ведущий:

—Первый сборник стихов Есенина – «Радуница» (1916) – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов») складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна – становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

Революция...

С.А.Есенин:                                        

—Солнце златого печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью – для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин, воспевая новую действительность и ее героев, пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925. Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Имажинизм

Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

 

Огонь зеленый шевелится.

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов. Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» - литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу – стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа (трактат «ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев» - имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

С.А.Есенин:

    —Из стихотворения «Москва кабацкая»

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

    В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (распался длившийся около трех лет брак с З.Н. Райх), пьяной удали, сменяющиеся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

    Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнаружило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

С.А.Есенин (стихи последних лет):

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далеких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

        

 

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки стихотворений: «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие.

    Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь советская» - «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь советская», «Страна советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Милые березовые рощи!..

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

    В перекличке образов, поэтических тропов проявляется не только устойчивость эстетической системы Есенина. За всем этим стоит главное – единство нравственно-эстетических ценностей.

    Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую картину «родины любимой» во всем многообразии деталей и оттенков. Это и является высшим идеалом поэта («Чувство родины-основное в моем творчестве», - подчеркивал Есенин).

    Такая целостность поэзии Есенина проистекает из ее народной основы: в фольклоре тоже единая система ценностей. И, конечно же, это - одна из главнейших черт русской классической литературы, в которой не могло быть оправдания «второй», «другой жизни», как не могло быть оправдания оборотню в народной поэзии; в которой двойственность и конформизм всегда получали недвусмысленную оценку. В этом проявляется народность русской литературы, ее связь с народной философией жизни, выраженной в фольклоре, с ориентацией на народное мировосприятие.

        

 

В качестве самого высокого идеала в поэзии Есенина выступает родина. В ее зримых земных проявлениях чуткое сердце поэта улавливает душу, облаченную в плоть, как об этом сказано в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…». Даже «на земле угрюмой» поэт «счастлив», потому что «дышал и жил» на родине любимой «с братьями меньшими» и братьями-людьми, которые дороги уже потому, «что живут со мною на земле».

    Через все стихотворение проходит тема «той страны»: «не цветут там чащи, // Не звенит лебяжьей шеей рожь…», «… в той стране не будет // Этих нив, златящихся во мгле…». И хотя поэтически здесь используется миф о загробном мире, главное не в нем, а в том, что «той стране» противопоставлены конкретные и характерные приметы «этой» страны – России.

    В произведениях народного творчества герой, попадая в иное царство, в волшебную страну, на небеса, в райские кущи, всегда в конце концов возвращается на родную землю, стремится к ней из самого дальнего далека, потому что только на родной земле он может «дышать и жить».

    Своеобразным возвращением Есенина к родной земле, к своим человеческим истокам стала поэма «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с судьбой народной.

    Инсценирование: «Поэт и Анна» (3 глава поэмы).

Ведущий:

—Подобно А.С.Пушкину, который, по словам Ф.М.Достоевского, сроднился с народом за правду, Есенин, пройдя через искушение изысканной метафорой, пришел к такому пониманию искусства, которое определяется верностью художника «простоте, добру, правде» (излюбленной триаде Льва Толстого). Эти ориентиры выразились в языке поэмы – во всем богатстве разговорной народной речи, что бросается в глаза уже с первых строк. В поэме Есенина персонажи «самопроизводятся» через речь и оттого сразу приобретают пластически зримые черты живого лица. Речь каждого настолько индивидуальна, что хорошо помнятся и возница, и мельник, и старуха, и Анна, и даже ее мать, которая произносит всего одну фразу, но определяется в ней, и Прон, и Лабутя, и, конечно же, сам главный герой. Именно здесь проявилась неподдельная народность, которая нашла свое высшее воплощение у великих предшественников Есенина – Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова…

    Центральным, организующим началом поэмы является речь самого Есенина. Голос автора и – шире – личность автора, его

соотношение к миру пронизывает буквально все, скрепляя воедино. Однако автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру героям – он только «объединяет» их в поэме. Сама же поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Это, пожалуй, и составляет «эпическую основу» поэмы.

Поэма Есенина – лиро-эпическая. Главная ее тема – личная. Сила поэмы как раз в том, что «эпические» события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что имя героини звучит как-то особенно и многозначно. Анна Снегина – удивительная полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: « девушка в белом», «тонкая березка», «снежная» черемуха («Сыплет черемуха снегом»), напоминающая метель, стихию, « Как метель, черемуха «//Машет рукавом»). Но все знакомое переплавлено в образ главной героини, в единство образного строя поэмы.

Печально, что в некоторых работах прошлых лет образ Анны рассматривался слишком «приземлено» и получал порой вульгарно – социологическое толкование. Так, один из авторов даже называет ее «женой белогвардейца», хотя, как явствует из самой поэмы, муж Анны погиб на фронте еще до Октябрьской революции. С другой стороны, хочется предостеречь и от чрезмерного увлечения поисками прототипов героев, сведения всего богатства произведения какой-то конкретной биографической ситуации. Конечно, в поэме Есенина не могли не отразиться моменты его биографии, но надо помнить, что прототип и художественный образ всегда богаче; герой произведения живет и развивается по законам данного произведения, т.е. по законам искусства, которые тождественны жизни, отвечают жизненной правде, а не правде узкобиографической. К примеру, прототипом Анны Снегиной называют помещицу Л.И.Кашину - молодую, интересную, образованную женщину, которая после революции ни в какие заграницы не уезжала, а работала в 1937году в Москве переводчицей и стенографисткой. Судьба распорядилась так, что Л.И. Кашина была похоронена в 1937 году на одном кладбище с Есениным.

Но вернемся к поэме. То, что Анна Снегина оказалась вдали от России - это, конечно же, печальная закономерность, трагедия многих

 

 

русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.

Но и это не самое главное, если говорить о том, что поэт и Анна расстались, как мы понимаем, навсегда. Надо вновь обратиться к многозначности образа главной героини и понять, что разлука с Анной Снегиной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда – как память , как «живая жизнь», как свет далекой звезды, указывающей путь в ночи:

Далекие, милые были!…

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Этот эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь это все помогало ему жить, бороться в себе со своим «черным человеком». Эпилог этот означает еще и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны; он как бы соединяет времена, подчеркивая их неделимость и неотделимость от судеб родной земли, ощущаемой в конкретных и зримых образах «малой родины», где прошли ранние годы жизни поэта и его героини.

Тема родины и тема времени в поэме тесно связаны. В узко хронологическом смысле эпическая основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) – это Рязанская  земля 1917 года; в пятой главе – эскизный набросок усадьбы, одного из уголков большой деревенской Руси. Разумеется, за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа, но все это дано эскизно, хотя и с довольно четким утверждением «силы» Руси советской («теперь там достигли силы»). Особый интерес представляет не само изображение «эпических событий», а отношение к ним поэта: ведь поэма – то в первую очередь лирическая. Есенин в поэме высказывает, если так можно выразиться, концепцию жизни – свой взгляд на мир, на события , на то, что остается неизменным и вечным.

Думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

Поэт жив, он рядом с нами, ведь не случайно мы с удовольствием слушаем романсы и песни на его слова. Вашему

 


вниманию предлагаются произведения поэта в музыке: «Письмо матери» (Е.Кемеровский), «Клен ты мой опавший» (Н.Бабкина), «Вижу сон» (Н.Караченцев), «Отговорила роща золотая» (М.Покровский), «Я московский городской гуляка» (С.Сарычев)       

Ведущий:

—Любителям поэзии – тест «С.А.Есенин».

(Группа ребят – на сцену, победители получают призы.)

 

Тест С.А. Есенин

1.Место рождения С.А. Есенина:

А) Москва

В) Петербург

С) Рязань

Д) Спас-Клепики

Е) Константиново

2.Кружок имени кого посещал поэт:

А) Сурикова

В) Шанявского

С) Петрашевского

Д) Тютчева

Е) Блока

3.Назовите цикл стихотворений С.А. Есенина:

А) «Лебединый стан»

В) «Час души»

С) «Радуница»

Д) «Марине»

Е) «Сыну»

4. К какому литературному течению был близок С.А. Есенин:

А) К символизму

В) К акмеизму

С) К имажинизму

Д) К футуризму

Е) К кубофутуризму

5. С. А. Есенин использует художественный прием антитезы в своем в обращении к теме Родины. Антитеза – это …

А) Сравнение

В) Противопоставление

С) Преувеличение

Д) Преуменьшение

 

Е) Звукопись



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
С.А.Есенин – это вечное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С.А.Есенин – это вечное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)