При изучении тем дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ История и методология экономической науки Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента» (первое высшее образование)
Учетно-статистический факультет Кафедра истории экономики, политики и культуры
МОСКВА 2008
Методические указания разработал доктор экономических наук, профессор Я.С. Ядгаров
Методические указания одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ
Проректор, председатель НМС, профессор Д. М. Дайитбегов
Ядгаров Я.С. История и методология экономической науки:Методические указания по выполнению самостоятельной работы. / Для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Магистр менеджмента» (первое высшее образование). М.: ВЗФЭИ, 2008. – 48 с.
© Ядгаров Я.С., 2008 г. © ВЗФЭИ, 2008 г.
Введение
Самостоятельная работа студента-магистранта по темам дисциплины «История и методология экономической науки» предусмотрена в объеме, определенным учебным планом в количестве 84 часов. Ее целями являются: - усвоение и закрепление магистрантами теоретического материала, в том числе в процессе чтения лекций; - приобретение навыков самостоятельного анализа различных управленческих ситуаций, умения выделить и самостоятельно изучить ключевые вопросы в рамках отдельных тем дисциплины; - овладение методикой профессионального изложения и оформления изученного материала в соответствующей письменной научно-теоретической работе; - приобретение опыта аргументации выносимых на защиту самостоятельно полученных результатов (обобщений, выводов). Самостоятельная работа включает в себя изучение и конспектирование дополнительной литературы в соответствии с программой курса; консультации преподавателя по наиболее сложным темам. В соответствии с учебным планом студентам-магистрантам надлежит выполнить самостоятельную письменную работу по дисциплине в форме реферата либо эссе. Реферат – (от лат. refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результата изучения научной проблемы, доклад на определенную тему, включающий в себя обзор соответствующих печатных, электронных и других источников. Как правило, реферат имеет информационно-научное назначение[1]. Реферат как теоретическая работа магистранта может не включать результатов его собственных теоретических исследований, но наличие в нем собственных выводов и обобщений магистранта по рассматриваемой проблеме является обязательным. Стандартная форма реферата в условиях магистерской подготовки должна включать в себя: название темы, план[2], список литературы. Объем реферата: 10-25 страниц. Эссе – (от франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Стандартная форма эссе, применяемая в процессе магистерской подготовки, включает в себя[3]: - название проблемы; - сопоставление позиций других авторов и изложение своей точки зрения (собственного видения) (может включать 1-3 вопроса); - выводы автора; - краткий список литературы (с учетом ссылок на другие позиции и источники). Объем эссе – 3-10 страниц. Представляемые работы (реферат либо эссе) должны быть оформлены в соответствии с современными требованиями редактирования и печати. По наиболее сложным и проблемным аспектам тем для самостоятельной работы преподаватель проводит для магистрантов индивидуальные консультации. К сдаче письменного экзаменационного зачета студент-магистрант допускается только после получения по итогам соответствующего собеседования[4] зачета за выполнение реферата (эссе).
Методические указания по организации самостоятельной работы студента-магистранта при изучении тем дисциплины
Успешное изучение теоретического материала по дисциплине наряду с проводимыми лекциями и практическими занятиями (аудиторной работой) предполагает и четкую организацию самостоятельной (неаудиторной) работы по каждой формирующей этот учебный курс теме. Самостоятельно, то есть вне аудитории, студенту-магистранту требуется изучить (и желательно конспектировать), прежде всего, выделенные в Программе дисциплины и настоящих Методических указаниях соответствующие вопросы, используя для этого рекомендованные источники учебной литературы и дополнительную литературу. В этих целях важно также использовать «Словарь основных терминов и понятий» (см. раздел 7 настоящих Методических указаний). Причем творческое использование с учетом научных интересов студента-магистранта дополнительной литературы имеет первостепенное значение для осознанного и продуманного выбора темы реферата (эссе), получения положительной оценки (зачета) по результатам собеседования по нему, сдачи письменного экзаменационного зачета в период зачетно-экзаменационной сессии. Поэтому, ознакомившись с рекомендуемым в настоящих методических указаниях списком основной и дополнительной литературы (раздел 6), весьма важно своевременно получить требующиеся источники во временное пользование в библиотеке института. Одновременно студенту-магистранту надлежит по возможности (и при наличии в книготорговой сети) приобретать труды так называемых «отцов политической экономии» и выдающихся историков и методологов экономической науки, формируя тем самым основополагающую часть «личной библиотеки экономиста», которая весьма необходима при изучении ряда других предусмотренных учебной программой магистратуры дисциплин и в предстоящей научно-практической деятельности.
* * *
В процессе самостоятельного изучения проблемных вопросов по темам дисциплины и ознакомлении с соответствующими литературными источниками рекомендуется обратить особое внимание на нижеследующие моменты, положения и тесты.
Тема 1. Содержание, задачи и понятийный аппарат дисциплины «История и методология экономической науки»
1. Место и роль «Истории и методология экономической науки» в системе историко-экономических дисциплин и осмыслении современной парадигмы экономической науки. 2. Выявление и отображение методологических и теоретических особенностей этапов и направлений в эволюции экономической науки через призму положения о неоднонаправленном и не кумулятивном характере развития этой отрасли человеческих знаний как главная цель, обусловливающая основные задачи в рамках изучения дисциплины «История и методология экономической науки». 3. Неоднонаправленный и не кумулятивный характер развития экономической науки как предпосылка перманентного «пересмотра» содержания существующих экономических теорий, методологического инструментария и приоритетов экономических программ и экономической политики и «возврата» этой отрасли человеческих знаний на соответствующем этапе эволюции хозяйственной жизни к «прежним версиям» их интерпретации. 4. Предпосылки возникновения и сущностные аспекты терминов: а) «позитивная экономическая наука», «нормативная экономическая наука»; б) «экономическая доктрина», «экономическая концепция», «экономическая теория»; в) «школа экономической мысли», «течение экономической мысли», «направление экономической мысли». 5. Содержание каузального, эмпирического, функционального, исторического и других методов экономического анализа и их роль на различных этапах эволюции экономической науки. 6. Экономика свободной конкуренции, экономика мелких товаропроизводителей, социалистическая экономика и социально ориентированная (смешанная) экономика как модели хозяйственной жизни на различных этапах развития экономической науки. 7. Общая характеристика основных направлений экономической мысли во взаимосвязи с проблематикой становления, развития и совершенствования экономической науки и ее методологического инструментария.
Тесты 1. «Неоднонаправленное развитие экономической науки» как особенность этой отрасли человеческих знаний означает, что ее эволюция: 1) не представляет собой кумулятивный, т.е. рациональный путь развития; 2) исключает пересмотр существующего уровня экономических знаний; 3) не предполагает «возврата» к «прежним версиям» интерпретации знаний.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |