Теоретико-методологических оснований экономической науки
1. Маржинализм представляет собой: а) обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне; б) теоретико-методологический инструментарий экономический науки, возникший вследствие внедрения в экономическую теорию предельного анализа и системного и подхода, отражения в ней «законов Госсена» и неклассового анализа экономических категорий и явлений. 2. «Маржинальная революция» как переоценка ценностей классической политической экономии и превращение экономической науки в точную науку благодаря применению в теоретических изысканиях математических методов исследования, дифференциального исчисления, графических построений и схем, преодоления ортодоксии в области количественной теории денег. 3. Возникновение субъективно-психологического направления экономической мысли как итог первого этапа «маржинальной революции», а неоклассицизма – второго завершающего этапа. Общая характеристика предмета и метода изучения этих направлений. 4. Вклад в историю и методологию экономической науки лидеров первого этапа «маржинальной революции» (глава «австрийской школы» К. Менгер и его ученики; У.С. Джевонс; глава «лозаннской школы» Л. Вальрас): а) введение в научный оборот положений и принципов «метода робинзонады», лежащих в основании современного микроэкономического анализа (К. Менгер); б) введение в научный оборот базирующихся на субъективной (психологической) оценке индивидом полезности понятий «экономические» и «неэкономические» блага и «комплементарность благ»; обоснование принципа неэквивалентного характера обмена благ через призму теории стоимости, разработанной на базе концепции предельной полезности благ (К. Менгер); в) отражение принципа убывающей предельной полезности потребляемых благ на примере хозяйства одинокого поселенца и аргументация механизма формирования прибыли в «теории ожидания», учитывающей степень использования «окольных методов производства» и фактор времени (О. Бём-Баверк); г) введение в научный оборот способов (методов) аддитивного (О. Бём-Баверк) и мультипликативного (Ф. Визер) определения суммарной полезности. д) утилитаристский методологический принцип «удовольствие и страдание» в субъективно-психологической направленности творчества У.С. Джевонса; е) возникновение первой математической модели макроэкономического равновесия (Л. Вальрас). 5. Вклад в историю и методологию экономической науки лидеров второго этапа «маржинальной революции» (глава «кембриджской школы» А. Маршалл; Дж.Б. Кларк; представитель «лозаннской школы» В. Парето): а) предпочтение каузальному методу родоначальников маржинализма функционального метода анализа экономических явлений; обособление микроэкономики в самостоятельный раздел экономической науки и формирование неоклассического направления экономической мысли (А. Маршалл, Дж.Б. Кларк, В. Парето); б) введение в научный оборот понятий: «репрезентативная фирма», «равновесная цена», «потребительский излишек» (А. Маршалл); «закон предельной производительности» (Дж.Б. Кларк); максимизация общественной полезности (В. Парето); в) обоснование функциональной взаимосвязи между понятиями «спрос», «предложение» и «цена» и двухкритериальной сущности стоимости и выявление факторов, обусловливающих эластичность спроса (А. Маршалл); г) возникновение учения о «статике» и «динамике» в экономике и теории предельной производительности и обоснование на ее базе методологических основ оптимизации издержек производства (Дж.Б. Кларк); д) совершенствование концепции макроэкономического моделирования «лозаннской школы» посредством применения ординалистского метода выявления потребительских предпочтений и использования «кривых безразличия» (В. Парето); е) возникновение научного понятия «оптимум Парето» на базе паретианской модели максимизации общественной полезности и прибыли. 6. Исторические предпосылки возникновения институционализма как альтернативы ортодоксии раннего неоклассицизма. 7. Общая характеристика предмета и метода изучения социально-институционального направления экономической мысли. Особенности неоинституциональной экономики – современного этапа эволюции институционализма. 8. Вклад в историю и методологию экономической науки родоначальников институционализма: а) возникновение социально-психологического течения институционализма и антимонопольной реформаторской концепции, реализация которой базируется на идее ведущей роли в ускорении научно-технического прогресса инженерно-технической интеллигенции (Т. Веблен); б) обоснование поведенческой ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или потеря его «актуальности» либо «престижности» среди населения, и тогда товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти («эффект Веблена»); в) введение в научный оборот поведенческих оснований теории стоимости, в том числе теории стоимости, базирующейся на выявлении определяющей роли при формировании стоимости фактора поведения (предпочтения) индивидуального потребителя (Т. Веблен) и потребительского поведения, обусловленного правовыми решениями коллективных институтов (Дж. Коммонс); г) возникновение в рамках социально-правового (юридического) институционализма: концепции транзакционных издержек; концепции демонополизации экономики посредством реформ в области законодательства, создания подконтрольного обществу правительства (Дж. Коммонс); д) возникновение конъюнктурно-статистического институционализма и концепции бескризисного цикла при государственном вмешательстве в экономику (У.К. Митчелл).
Тесты 1. В основании понятия «маржинализм» лежит: 1) классовый анализ экономических категорий и явлений; 2) исследование суммарных и средних экономических величин; 3) исследование предельных экономических величин.
2. «Маржинальная революция» в истории экономической науки имела место: 1) в середине XIX века; 2) в конце XIX века; 3) в начале XX века.
3. «1-й закон Госсена» гласит о том, что с увеличением наличия данного блага его предельная полезность: 1) уменьшается; 2) увеличивается; 3) оптимизируется.
4. «2-й закон Госсена» гласит о том, что оптимальная структура потребления (спроса) достигается: 1) при уменьшении предельных полезностей всех потребляемых благ; 2) при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ; 3) при неравенстве предельных полезностей всех потребляемых благ. 5. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления является: 1) эмпирический метод; 2) каузальный метод; 3) функциональный метод. 6. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления является: 1) эмпирический метод; 2) каузальный метод; 3) функциональный метод. 7. В области хозяйственной жизни представители субъективно-психологического и неоклассического направлений придерживаются политики: 1) протекционизма; 2) экономического либерализма; 3) социальных реформ.
8. Обмен, согласно концепции представителей австрийской школы, по своей сущности всегда является: 1) взаимовыгодным и эквивалентным; 2) не взаимовыгодным и неэквивалентным; 3) взаимовыгодным, но неэквивалентным. 9. «Метод робинзонады» ввел в научный оборот: 1) К. Менгер; 2) О. Бём-Баверк; 3) А. Маршалл.
10. «Окольные методы производства» и фактор времени, согласно О. Бём-Баверку, связаны с использованием в предпринимательской деятельности фактора: 1) труд; 2) капитал; 3) земля.
11. При аддитивном способе оценки предельной полезности потребляемых благ (О. Бём-Баверк) предельная полезность всех единиц однородного блага: 1) суммируется; 2) умножается на их количество; 3) дифференцируется.
12. При мультипликативном способе оценки предельной полезности потребляемых благ (Ф. Визер) предельная полезность всех единиц однородного блага: 1) суммируется; 2) умножается на их количество; 3) дифференцируется. 13. Автором первой математической модели макроэкономического равновесия является: 1) Л. Вальрас; 2) В. Парето; 3) А. Маршалл.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |