По дисциплине «Введение в литературоведение»
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО Институт языка и литературы Кафедра русской и зарубежной литературы
Контрольно–измерительные материалы по литературе
Учебно-методическое пособие
Тирасполь, 2009 УДК 82.0(07) (075.8) ББК Ш5 р3я 73 К65 Контрольно–измерительные материалы по литературе: Учебно-методическое пособие / Сост.: И.А. Бавенкова, А.С. Винницкая, Г.Н. Николаева, Е.В. Потапова. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2009. – 00 с. (в обл.)
Пособие предназначено для самостоятельной работы и самоконтроля знаний студентов первого курса дневного и заочного отделений специальности «Филология» и «Журналистика». Оно содержит тестовые задания по учебным дисциплинам, имеющим экзаменационную форму контроля в период зимней и летней сессий, что поможет студентам при подготовке к текущим и итоговым модульным контрольным работам. К тестовым заданиям прилагается рекомендуемая литература, список произведений для заучивания наизусть, а также перечень вопросов для подготовки к экзаменам. УДК ББК с оставители: И.А. Бавенкова, ст. преп. А.С. Винницкая, ст. преп. Г.Н. Николаева, ст. преп. Е.В. Потапова, преп.
Рецензенты: Л.И. Васильева, канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко Б.Д. Челышев, канд. филол. наук, доц. каф. журналистики Института языка и литературы ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Утверждено Научно–методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко
© Составление Бавенкова И.А. Винницкая А.С. Николаева Г.Н. Потапова Е.В., 2009 Тестовые Задания по дисциплине «Введение в литературоведение»
1. Выберите правильную формулировку темы стихотворения А. А. Блока «На железной дороге»:
– тема жизни и смерти; – тема любви и одиночества; – тема поиска смысла жизни; – тема разобщённости русского общества и трагической судьбы русского человека.
2. Идея стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» заключена в том, что:
– народы не готовы к свободе; – народам не нужна свобода; – народам нужен пророк, чтобы достичь свободы; – поэт-пророк должен проповедовать идеалы свободы.
3. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» имеет пафос:
– героический; – драматический; – сатирический; – трагический.
4. Особенностью композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является:
– расположение его частей в хронологической последовательности; – наличие одного рассказчика и лирических отступлений; – принцип сюжетной симметрии; – расположение частей в нехронологической последовательности.
5. Какое произведение А. П. Чехова имеет рамочную композицию?
– «Дама с собачкой»; – «Ионыч»; – «О любви»; – «Хамелеон».
6. В стихотворении Н. А. Некрасова «Нравственный человек» использован такой композиционный приём, как:
– монтаж; – повтор; – противопоставление; – усиление.
7. Какая разновидность повтора характерна для композиции стихотворения В. Высоцкого «Я не люблю»?
– кольцевая композиция; – лейтмотив; – припев; – рефрен.
8. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтов использовал:
– зеркальную композицию; – кольцевую композицию; – монтаж; – усиление.
9. Определите тип проблематики в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»:
– национально-исторический; – социокультурный; – романный; – философский.
10. Назовите произведение, в котором сюжет не совпадает с фабулой:
– «Господин из Сан-Франциско»; – «Ионыч»; – «Лёгкое дыхание»; – «Смерть чиновника».
11. Предыстория героя в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» является:
– завязкой; – кульминацией; – развязкой; – экспозицией.
12. Завязкой любовной сюжетной линии в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является глава:
– «Арест»; – «Пугачёвщина»; – «Разлука»; – «Сирота».
13. Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» является:
– беседа Кулигина и Шапкина; – отъезд Тихона; – признание Катерины Тихону; – свидание Катерины и Бориса.
14. Основой драматургического конфликта пьесы М. Горького «На дне» является:
– любовный конфликт; – семейно-бытовой конфликт; – социально-исторический конфликт; – социально-философский конфликт.
15. С образом рыбки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан мотив:
– искушения; – любви; – мечты; – одиночества.
16. Назовите образы «двойников», с которыми связан мотив ученичества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
– Алоизий Могарыч – Иуда; – Берлиоз – Каифа; – Иван Бездомный – Левий Матвей; – Мастер – Иешуа.
17. Укажите, какой из фрагментов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является лирическим отступлением:
– «Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток…»; – «В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал…»; – «Он оставляет раут тесный, Домой задумчив едет он…»; – «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – всё кипит…».
18. Кто из названных персонажей является антигероем?
– Беликов; – Болконский; – Данко; – Чацкий.
19. Героем-резонёром в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:
– Дикой; – Кабанов; – Кудряш; – Кулигин.
20. Внесценическим персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:
– Глаша; – полусумасшедшая барыня; – сестра Бориса; – Феклуша.
21. Литературное направление, с которым связано творчество В. А. Жуковского:
– классицизм; – реализм; – романтизм; – сентиментализм.
22. Литературное направление, в произведениях которого строго соблюдается принцип «трёх единств» Н. Буало, называется:
– классицизмом; – реализмом; – романтизмом; – сентиментализмом.
23. Для романтического метода произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» не характерно:
– жизненно правдивое изображение действительности; – мотив судьбы, рока; – основной структурный элемент поэмы – поединок; – тема свободы – несвободы.
24. Жанр произведения «Горе от ума» А. С. Грибоедов определил как:
– драму; – комедию; – поэму; – трагедию.
25. Жанр произведения «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский определил как:
– балладу; – книгу; – поэму; – эпопею.
26. Жанр произведения «Мёртвые души» Н. В. Гоголь определил как:
– повесть; – поэму; – рассказ; – роман.
27. Жанрово-видовой формой стихотворения А. С. Пушкина «Пущину» является:
– ода; – послание; – эпиграмма; – эпитафия.
28. Владимир Ленский, герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», пишет Ольге Лариной:
– мадригалы; – оды; – поэмы; – элегии.
29. «И всплыл Петрополь, как тритон, По пояс в воду погружен», – в этой фразе А. С. Пушкин использовал:
– метафору; – метонимию; – сравнение; – эпитет.
30. «А на погосте том – ни деревца», – в этой фразе А. Т. Твардовский использовал:
– архаизм; – историзм; – омоним; – профессионализм.
31. «…Рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу», – в этой фразе использована:
– градация; – метафора; – метонимия; – идиома.
32. «Как я сяду поеду на лихом коне За Москву реку покататися», – в этой фразе М. Ю. Лермонтов использовал:
– аллегорию; – метафору; – метонимию; – эпитет.
33. «Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:
– аллегорию; – градацию; – гротеск; – оксюморон.
34. «В воротах вьюга вяжет сеть Из густо падающих хлопьев», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:
– гиперболу; – метафору; – метонимию; – сравнение.
35. Вид тропа, противоположный гиперболе, называется:
– аллегорией; – гротеском; – литотой; – оксюмороном.
36. «Не жалею, не зову, не плачу», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:
– градацию; – инверсию; – параллелизм; – эллипс.
37. «Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:
– аллитерацию; – алогизм; – реминисценцию; – реплику.
38. «И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам, – плакал ребенок», – в этой фразе А. А. Блок использовал:
– анафору; – градацию; – параллелизм; – эллипс.
39. «Прощай, родная пуща, Прости, златой родник», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:
– антитезу – градацию – параллелизм – эпифору
40. «На камни пламенного мола Матросы вышли из кают», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:
– архаизм; – неологизм; – профессионализм; – фразеологизм.
41. Определите разновидность повтора: «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!»
– анафора; – кольцо; – стык; – эпифора.
42. «Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:
– аллитерацию и ассонанс; – анафору и эпифору; – инверсию и параллелизм; – кольцо и стык.
43. Совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихов, подчеркивающее ритм произведения, называется:
– ассонансом; – рифмой; – стопой; – строфой.
44. Группа стихов, образующих единство, называется:
– размером; – рифмой; – стопой; – строфой.
45. Строфа, в которой шесть стихов связаны перекрёстной рифмой, а два заключительных – парной, называется:
– катреном; – секстиной; – октавой; – сонетом.
46. Определите стихотворный размер: «Как хорошо ты, о море ночное, Здесь лучезарно, там сизо-темно…»
– анапест; – дактиль; – хорей; – ямб.
47. Какое из перечисленных стихотворений А. А. Блока написано верлибром?
– «Когда вы стоите на моём пути…»; – «Незнакомка»; – «О доблестях, о подвигах, о славе…»; – «Россия».
48. Какое из перечисленных произведений А. С. Пушкин написано белым стихом?
– «Во глубине сибирских руд…»; – «Вновь я посетил…»; – «Песнь о вещем Олеге»; – «Я помню чудное мгновенье…».
49. Определите стихотворный размер: «Великая радость, – работа, В полях, за станком, за столом!»
– амфибрахий; – анапест; – дактиль; – ямб.
50. Определите стихотворный размер: «Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей…»
– амфибрахий; – хорей; – дактиль; – ямб.
Рекомендуемая литература 1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2006. 2. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1992. 3. Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999. 4. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1997. 5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. 6. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 ч. – М., 2003.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |