Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Термин «фольклор» в дословном переводе с английского языка означает:

 

– народное достояние;

– народное искусство;

– народная мудрость;

– народные ремёсла.

 

2. «Колядки», «щедровки», «овсени» относятся:

 

– к историческим песням;

– к причитаниям;

– к свадебным песням;

– к календарно-обрядовой поэзии.

 

3. Вставьте пропущенное слово:

«Пришла Коляда

Накануне…,

Дайте коровку,

Масляну головку!»

 

– Купалы;

– Покрова;

– Рождества;

– Троицы.

 

4. Какой обряд завершается Прощённым воскресеньем?

 

– Святки;

– Масленица;

– Похороны Костромы;

– Ивана Купалы.

 

5. Как называется данная заклинательная формула:

«Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!»

 

– заговор;

– «колядка»;

– «веснянка»;

– «жаворонки».

 

6. Для какого календарного цикла обрядов характерно «завивание берёзки»?

 

– «зелёные Святки»;

– «завивание бороды»;

– жатва;

– Ивана Купалы.

 

7. Во время какого обряда исполнялась лирическая песня о любви Ивана и Марьи?

 

– свадебного;

– Святки;

– Ивана Купалы;

– Масленицы.

 

8. Какое мифологическое существо по народным представлениям являлось духом–покровителем поля?

 

– корова;

– козёл;

– конь;

– бык.

 

9. Сговор является элементом обряда:

 

– родильного;

– крестильного;

– свадебного;

– рекрутского.

 

10. День, в который невеста прощалась со своими подругами и родными, назывался:

 

– пропоем;

– девичником;

– сватовством;

– смотринами.

 

11. С какой целью использовались бубенцы и колокольцы как элементы «поезда» жениха?

 

– в качестве оберега от «нечистой силы»;

– для украшения;

– для музыкального сопровождения;

– для оповещения невесты.

 

12. Назовите обязательный элемент свадебного обряда:

 

– причитания;

– заговор;

– гадание;

– ряженье.

 

13. «Разувание молодого мужа» женой во время свадебного пира является выражение:

 

– любви;

– верности;

– покорности;

– заботливости.

 

14. Определите жанр:

«Мою волю поневолили,

И не в колокол ударили,

Меня, девушку, просватали»

 

– причитания;

– молитва;

– заговор;

– песня.

 

15. Определите жанр: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»

 

– загадка;

– скороговорка;

– пословица;

– поговорка.

 

16. Определите тему пословицы: «Тело – государево, душа – божья, спина – барская»:

 

– о государстве и царе;

– о крепостничестве;

– о счастье;

– об учёте реальности.

 

17. Кто из перечисленных существ не относится к низшей славянской мифологии?

 

– Даждьбог;

– Водяной;

– Кикимора;

– Леший.

 

18. Какому жанру устного народного творчества соответствует такой композиционный элемент, как «исход»?

 

– заговору;

– былине;

– балладе;

– лирической песне.

 

19. Определите жанр: «Десятая вода на киселе»:

 

– пословица;

– загадка;

– поговорка;

– скороговорка.

 

20. Отгадайте загадку: «Два брюшка, четыре ушка»

 

– лягушка;

– кувшин;

– ковёр;

– подушка.

 

21. Определите тематическую группу загадки:

«Стоит Арина

Рот разиня» (труба)

 

– предмет материальной культуры;

– предмет и понятие духовной культуры;

– человек и его тело;

– мир растений.

 

22. Какие художественные средства не встречаются в пословицах?

 

– антитеза;

– метонимия;

– сравнение;

– гипербола.

 

23. Каким словом в русском языке обозначается всякая неизвестность?

 

– легенда;

– сказка;

– загадка;

– миф.

 

24. Сказочная формула «Жили–были…» соответствует такому композиционному элементу, как:

 

– присказка;

– концовка;

– зачин;

– запев.

 

25. Кто из перечисленных персонажей не является представителем сказочного «светлого» мира?

 

– Василиса Премудрая;

– Кощей;

– Иван-царевич;

– Марья Моревна.

 

26. Что из перечисленного не является сказочным волшебным предметом?

 

– самолёт;

– топор-саморуб;

– шапка-невидимка;

– сапоги-скороходы.

 

27. Кто из персонажей волшебной сказки при появлении героя произносит такие слова: «Фу–фу! Прежде русского духу слухом было не слыхать, видом не видать, а нониче русский дух воочью является, в уста бросается»?

 

– Кощей Бессмертный;

– Змей Горыныч;

– Баба Яга;

– Серый волк.

 

28. Поп, батрак, мужик – главные персонажи сказок:

 

– о животных;

– социально-бытовых;

– волшебных;

– новеллистических.

 

29. Какое из перечисленных произведений является сказкой о животных?

 

– «Звери в яме»;

– «Баба Яга и Заморышок»;

– «Война грибов»;

– «Правда и кривда».

 

30. Какой из перечисленных жанров не имеет установку на достоверность?

 

– сказ;

– легенда;

– сказка;

– былички.

 

31. Произведение устной народной поэзии о героических событиях и народных героях называется:

 

– баллада;

– былина;

– легенда;

– рассказ.

 

32. Кто из перечисленных персонажей не является былинным героем?

 

– Алёша Попович;

– Илья Муромец;

– Добрыня Никитич;

– Иван Калита.

 

33. Садко, герой Новгородского цикла былин, любил играть на таком народном инструменте, как:

 

– балалайка;

– гусли;

– жалейка;

– рожок.

 

34. Кто из былинных героев сиднем просидел на печи тридцать лет?

 

– Микула Селянинович;

– Волх Всеславьевич;

– Василий Буслаев;

– Илья Муромец.

 

35. Кто из перечисленных былинных персонажей не является врагом Земли русской?

 

– Калин-царь;

– Идолище;

– Соловей разбойник;

– Владимир Мономах.

 

36. Приём замедления повествования называется:

 

– ретардацией;

– гиперболизацией;

– аллитерацией;

– ассонансом.

 

37. Солдатские, плясовые, бурлацкие, любовные, ямщицкие, тюремные – это разновидности:

 

– исторических песен;

– частушек;

– лирических песен;

– балладных песен.

 

38. Определите жанр:

« Повяжу я, повяжу

Беленький платочек,

Я никем не занята –

Гуляю, как цветочек!»

 

– частушка;

– лирическая песня;

– скороговорка;

– считалка.

 

39. Театр картинок, распространённый в России в XVIII–XIX веках, называется:

 

– Раёк;

– Вертеп;

– театр Петрушки;

– Ряженье.

 

40. Какое животное являлось средством потехи на народных праздничных гуляниях?

 

– волк;

– собака;

– медведь;

– козёл.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ Литература

1. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1987.

2. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество. – М., 2001.

3. Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия. – М., 1971.

4. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1978.

5. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1978.

6. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. – Л., 1987.

7. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. 2-е изд. – Л., 1987.

 

Примерный перечень вОПРОСов К ЭКЗАМЕНУ

1. Происхождение и значение термина «фольклор». Фольклор и литература, их взаимосвязь.

2. Фольклор как показатель истории этносов.

3. Специфика фольклора, его основные черты и виды.

4. Жанровый состав русского устного народного творчества (схематический план статьи В. Я. Проппа).

5. Представления древних славян о времени и пространстве. Модели мира: христианская и языческая.

6. Космизм древних славян. Понятия «анимизм», «тотемизм» и «антропоморфизм» в фольклоре.

7. Пантеон языческих богов. Славянская мифология.

8. Возникновение обрядовой поэзии, её связь с обрядами. Отражение в обрядовой поэзии социально–бытовых условий жизни народа.

9. Заговорные формулы как один из древнейших видов народной словесности. Тематическое многообразие заговорных формул.

10. Композиционное и поэтическое своеобразие заговорных формул.

11. Классификация обрядовой поэзии.

12. Календарные обряды зимнего цикла и обрядовый фольклор.

13. Календарные обряды весенне-летнего цикла и обрядовый фольклор.

14. Календарные обряды осеннего цикла и обрядовый фольклор.

15. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Родильный обряд.

16. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Свадебный ритуал.

17. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутский обряд, причитания.

18. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Похоронный обряд.

19. Паремии. Пословицы и поговорки. Определение, тематические группы, художественное своеобразие пословиц и поговорок.

20. Загадки, их происхождение и поэтическая функция. Эволюция.

21. Сказки. Общая характеристика жанра. Классификация.

22. Сказки о животных. Происхождение вымысла, главные персонажи, художественные особенности.

23. Волшебные сказки, их связь с магическими представлениями. Композиция, основные герои, сюжеты, проблематика.

24. Социально-бытовые сказки-новеллы. Их происхождение. Своеобразие вымысла.

25. Отражение народной морали в бытовых сказках. Образ «дурочка».

26. Былины. Происхождение термина. Основные признаки былинного эпоса.

27. Классификация былин. Былины киевские и новгородские.

28. Основные персонажи былинных циклов.

29. Художественные особенности былин.

30. Исторические песни. Предмет изображения. Отличие от былин.

31. Лирические песни. Предмет изображения. Отличие от былин.

32. Балладные песни. Художественное своеобразие.

33. Частушки. Идейно-художественное своеобразие.

34. Духовные стихи и песни. Вопрос о классификации. Своеобразие «Голубиной книги».

35. Устная проза. Предания. Бывальщины. Вопрос о классификации. Своеобразие произведений.

36. Устная проза. Былички. Легенды. Вопрос о классификации. Своеобразие произведений.

37. Народный театр: истоки, состав. Зрелища с элементами театрализации (вождение медведя, ряженые).

38. Народный кукольный театр (вертепная драма, театр Петрушки).

39. Театр живого актёра. Первые театральные постановки.

40. Своеобразие ярмарочного фольклора (зазывания покупателей, балагурство, раёк).


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1. Чем можно объяснить победу Зевса над титанами?

 

– могучей физической силой;

– попыткой человека объяснить природные явления;

– переходом от неорганизованного хаоса к упорядоченному миру.

 

2. Чем отличались олимпийские боги от людей?

 

– мудростью;

– силой;

– величием;

– бессмертием.

 

3. Кто из богов мужского пола смог родить дочь?

 

– Гефест;

– Посейдон;

– Дионис;

– Зевс.

 

4. Что такое Лета?

 

– время года;

– мифологическая река;

– имя древнегреческой богини.

 

5. Соотнесите древнегреческого бога и то, что он собой олицетворяет:

 

– Афродита;                                        1) справедливость и право;

– Афина;                                              2) искусство;

– Аполлон;                                                   3) война и мудрость;

– Фемида;                                            4) любовь и красота;

– Немезида;                                         5) море;

– Посейдон;                                         6) право.

 

6. Соотнесите имя греческого мифологического героя и то, что оно символизирует:

 

– Цербер;                         1) самовлюблённый человек;

– Фурия;                           2) иллюзорная мечта;

– Нарцисс;                        3) свирепый, безжалостный страж;

– Химера;                         4) злобная, жёсткая, бессердечная женщина.

 

7. Кому из известных древнегреческих героев соответствует характеристика: «Необыкновенно сильный, могучий человек, способный совершать чудесные подвиги благодаря своей храбрости и смекалке»?

 

– Гефест;

– Дионис;

– Геракл.

 

8. Что является главной отличительной чертой мифа и сказки?

 

– фантастические персонажи;

– понятие о происхождении мира и человека;

– вымысел;

– развлекательность.

 

9. Кто считался самым могущественным богом на Олимпе?

 

– Крона;

– Зевса;

– Геру;

– Аполлон.

 

10. Кто из олимпийских богов проявил свои способности ещё в младенчестве?

 

– Аполлон;

– Афина;

– Гермес;

– Гефест.

 

11. Соотнесите олимпийского бога и атрибуты, ему принадлежащие:

 

– Афина;                                                       1) венок;

– Аполлон;                                                             2) доспехи и копье;

– Гефест;                                                       3) молнии и громы;

– Зевс;                                                           4) венок и лира;

– Арес;                                                          5) молот и наковальня.

 

12. Соотнесите греческие имена богов с их римскими именами:

 

– Афродита;                                                           1) Минерва;

– Афина;                                                                2) Юнона;

– Гера;                                                                    3) Венера;

– Зевс;                                                                    4) Нептун;

– Посейдон;                                                           5) Юпитер;

– Дионис;                                                               6) Вакх.

 

13. Кто такой Харон?

 

– древнегреческий бог;

– перевозчик из царства живых в царство мёртвых;

– герой одного из мифов.

 

14. Какую одежду носил Геракл?

 

– тунику;

– плащ;

– шкуру дикого зверя.

 

15. Какая из муз покровительствует театру?

 

– Полигимния;

– Мельпомена;

– Терпсихора;

– Талия.

 

16. «Непобедимый в битвах герой, имеющий лишь одно уязвимое место»:

 

– Геракл;

– Ахиллес;

– Гефест.

 

17. Какой из трёх богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»?

 

– Афине;

– Афродите;

– Гере.

 

18. Кто воспитал Геракла?

 

– Зевс;

– Гефест;

– Хирон.

 

19. Кто подарил людям огонь?

 

– Гефест;

– Зевс;

– Прометей.

 

20. Сколько голов было у гидры?

 

– три;

– девять;

– тринадцать.

 

21. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид?

 

– три;

– пять;

– двенадцать.

 

22. В какое животное мог превращаться Зевс?

 

– в льва;

– в орла;

– в быка.

 

23. Какое животное приносили в жертву Гере?

 

– кошку;

– лошадь;

– корову.

 

24. Какая богиня носила прозвище «Пенорождённая»?

 

– Гера;

– Афина;

– Афродита.

 

25. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?

 

– Пигмалеон;

– Фидий;

– Арес.

 

26. Как звали богиню радуги?

 

– Афродита;

– Ирида;

– Артемида.

 

27. Сколько лет по мифу длилась Троянская война?

 

– три года;

– десять лет;

– сорок лет.

 

28. Сколько дней длится действие «Илиады»?

 

– пятьдесят;

– три;

– сто.

 

29. Сколько дней длится действие «Одиссеи»?

 

– сорок;

– пятьдесят;

– сто.

 

30. Тема любви главная в творчестве:

 

– Сафо;

– Архилоха;

– Алкея.

 

31. Назовите первого великого греческого трагика.

 

– Эсхил;

– Аристофан;

– Еврипид.

 

32. Кто является автором трагедии «Прометей прикованный»?

 

– Эсхил;

– Софокл;

– Еврипид.

 

33. Автором оды «Памятник» является:

 

– Катулл;

– Гораций;

– Овидий.

 

34. Кто из римских поэтов написал поэму «Энеида»?

 

– Вергилий;

– Катулл;

– Овидий.

 

35. Миф об Орфее и Эвридике стал известен благодаря творчеству:

 

– Овидия;

– Катулла;

– Цицерона.

 

36. Кто из поэтов Римской империи был сослан на территорию Причерноморья?

 

– Овидий;

– Катулл;

– Гораций.

 

37. Великий римский писатель-оратор:

 

– Цезарь;

– Цицерон;

– Гораций.

 

38. Назовите автора «Записок о галльской войне»:

 

– Цезарь;

– Цицерон;

– Ювенал.

 

39. Кто автор дидактической поэмы «О природе вещей»?

 

– Гораций;

– Лукреций;

– Катулл.

 

40. Римский автор знаменитых «Сатир»?

 

– Сенека;

– Ювенал;

– Цицерон.



2019-12-29 301 Обсуждений (0)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (301)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)