Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список художественных произведений для чтения



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Список художественных произведений для чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




Греческая литература:

1. «Герои Эллады».

2. Гомер «Илиада» и «Одиссея».

3. Гесиод «Работы и дни».

4. «Античная лирика» – сборник стихотворений.

5. Эсхил «Трагедия».

6. «Древнегреческая лирика». Москва, 1988 г.

7. Софокл «Трагедия».

8. Еврипид «Трагедии».

9. Аристофан «Избранные комедии».

10. Менандр «Комедия. Фрагменты».

11. «Александрийская поэзия».

Римская литература

1. Тит Макций Плавт «Избранные комедии», «Комедии».

2. Катулл «Книга стихотворений».

3. Вергилий «Буколики», «Георгий», «Энеида».

4. Гораций «Оды», «Эподы», «Сатиры».

5. Овидий «Метаморфозы», «Сборные элегии», «Любовные элегии».

6. Ювенал «Сатиры».

7. Апулей «Метаморфозы», «Апология».

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вулих Н. В. Овидий и августовский классицизм. – М., 1975.

2. Джеббр. Гомер. Введение к «Илиаде» и «Одиссее». – М., 1962.

3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957.

4. Лосев А. Ф. Гомер. – М., 1960.

5. Соболевский С. И. Аристофан и его время. – М., 1974.

6. Толстой И. И. Сафо и тематика её песен. – М., 1977.

7. Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа. – М., 1966.

8. Фёдоров М. А. Греческая лирика. – М., 1968.

9. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. – М., 1979.

10.  Ярхо В. Н. Эсхил. – М., 1974.

Примерный перечень Вопросов к экзамену

1. Особенности античной литературы, основные этапы периодизации.

2. Античная мифология. Этапы развития, основные мифологические циклы и их характеристика.

3. Сюжетно-композиционное своеобразие «Илиады» Гомера.

4. Сюжетно-композиционное своеобразие «Одиссеи» Гомера.

5. Люди и боги у Гомера: гомеровское искусство; стиль поэм.

6. Гомеровский вопрос.

7. Дидактический эпос Гесиода «Труды и дни» – общая характеристика.

8. Жанровые формы греческой лирики. Архилох, Мимнерм, Солон.

9. Мелос. Песни Алкея, Сафо.

10. Творчество Анакреонта. Понятие «анакреонтическая лирика».

11. Переход от лирики к драме. Античный театр.

12. Эсхил. Сюжетно-композиционное своеобразие трилогии «Орестея».

13. Софокл. «Антигона», «Царь Эдип». Мировоззрение трагика периода расцвета афинской демократии.

14. Трагедии Еврипида как отражение кризиса афинской демократии. «Медея», «Ипполит».

15. Аристотель как философ и теоретик переходной эпохи; Аристотель о катарсисе.

16. Социально-политическая комедия Аристофана «Лисистрата».

17. Аристофан. Тема воспитания и морального аспекта в творчестве. «Облака», «Лягушки».

18. Античная литература эпохи Эллинизма; Афины – центр комедиографии и философии: эпикуризм, стоицизм, кинизм.

19. Происхождение комедии в Древней Греции.

20. Новоаттическая комедия. Менандр «Третейский суд».

21. Греческий роман поздней античности. Лонг «Дафнис и Хлоя». Понятие хронотопа.

22. Литература Древнего Рима, её особенности, периодизация.

23. Театр в Риме. Комедия Плавта «Горшок».

24. Ораторское искусство в Риме. Цицерон.

25. Философская и дидактическая поэма Лукреция. «О природе вещей»; философия Эпикура в поэме.

26. Римский александризм; поэты-неотерики. Любовная лирика Катулла.

27. Вергилий. «Буколики», «Георгики» – основная тема, идея; историко–литературный контекст.

28. Сюжетно-композиционное своеобразие «Энеиды» Вергилия.

29. Гораций – основные темы в творчестве. «Эподы». «Сатиры». «Оды».

30. Творчество Овидия. «Любовные элегии», «Скорбные элегии» – общая характеристика. «Наука любви» особенности поэмы.

31. Овидий. «Метаморфозы» – жанр. Превращение в римской литературе.

32. Сенека. Краткая характеристика творчества.

33. Римская литература II века н. э. – закат античной мифологии. Апулей «Золотой осел».

34. Переход от античного язычества к христианству.


Тестовые задания

по дисциплине «Древнерусская литература»

 

1. За что летописцы прославили княгиню Ольгу?

 

– за месть древлянам;

– за «хождение» в Царьград;

– за воспитание Святослава;

– за любовь к мужу Игорю.

 

2. В каком городе Савва Грудцын исцелился от бесовского наваждения?

 

– Орле;

– Казани;

– Москве;

– Киеве.

 

3. Кто из бывших союзников вызывал у Аввакума наибольшее негодование?

 

– Федор Ртищев;

– Никон;

– Стефан Вонифатьев;

– Борис Нелединский.

 

4. Аввакум был знаком лично с царем:

 

– Алексеем Михайловичем;

– Михаилом Федоровичем;

– Федором Алексеевичем;

– Иоаном Грозным.

 

5. Какое произведение относится к XII веку?

 

– «Повесть о Петре и Февронии»;

– «Слово о полку Игореве»;

– «Житие» протопопа Аввакума;

– «Повесть о Горе-Злочастии».

 

6. К какому жанру относится «Повесть временных лет»?

 

– к новелле;

– летописи;

– житию;

– исторической хронике.

 

7. Древнерусская литература возникла на территории:

 

– Суздальского княжества;

– Московского княжества;

– Владимирского княжества;

– Киевского княжества.

 

8. «Повесть временных лет» написана на:

 

– русском языке;

– древнерусском языке;

– старославянском языке;

– древнегреческом языке.

 

9. Героем «Жития» протопопа Аввакума является:

 

– сам автор;

– другой человек;

– вымышленное лицо;

– собирательный образ.

 

10. После какого события, по летописной легенде, Олега прозвали Вещим?

 

– после смерти;

– после взятия Царьграда;

– после того, как он стал киевским князем;

– после предсказания своей смерти.

 

11. Сколько раз Аввакума отправляли в ссылку?

 

– два;

– три;

– четыре;

– один.

 

12. Какое животное упоминается в «Слове о полку Игореве»?

 

– волк;

– медведь;

– заяц;

– осёл.

 

13. К какой реке обратилась Ярославна в «Слове о полку Игореве»?

 

– к Дунаю;

– Днепру;

– Дону;

– Донцу.

 

14. «Повесть о Шемякином суде» была написана:

 

– в XII веке;

– XIV веке;

– XVII веке;

– XVIII веке.

 

15. К жанру древнерусской литературы назидательного характера относится:

 

– житие;

– поучение;

– слово;

– летопись.

 

16. Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о жизни святых:

 

– житие;

– поучение;

– слово;

–повесть.

 

17. Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о каком–то значительном событии:

 

– житие;

– поучение;

– слово;

– историческая хроника.

 

18. «Золотое слово» Святослава включено:

 

– «Слово о Законе и Благодати»;

– «Слово о полку Игореве»;

– «Поучение Владимира Мономаха»;

– «Слово о погибели Русской земли».

 

19. Замысел автора «Слова о полку Игореве»:

 

– рассказать о неудачном военном походе;

– призвать к единению князей;

– указать на необходимость защиты Отечества;

– показать силу духа русских людей.

 

20. Автором «Слова о полку Игореве» является:

 

– Мусин-Пушкин;

– Владимир Мономах;

– автор неизвестен;

– Нестор.

 

21. Святые Борис и Глеб благословили на битву в устье реки Ижоры:

 

– Александра Невского;

– Дмитрия Донского;

– князя Игоря;

– Владимира Мономаха.

 

22. Древнейший тип книжного почерка называется:

 

– скоропись;

– стенография;

– устав;

– полуустав;

 

23. В число основных запретов в древнерусской литературе входил:

 

– запрет на переводы;

– запрет на тему любви как страсти;

– запрет на стих;

– запрет на смех.

 

24. К официальной агиографии не относились:

 

– жития;

– воинские повести;

– патеричные рассказы;

– апокрифы.

 

25. Первым оригинальным русским жанром является:

 

– хроника;

– хронограф;

– летопись;

– житие.

 

26. Какие из сказаний включены в состав «Повести временных лет»?

 

– «Сказание о Белгородском киселе»;

– «Сказание о Мамаевом побоище»;

– «Сказание о Кожемяке»;

– «Сказание о Магмет-Салтане».

 

27. В XVII столетии в русской литературе впервые появились:

 

– воинские повести;

– бытовые повести;

– стихотворные произведения;

– патеричные рассказы.

 

28. В русской драматургии сюжет притчи о блудном сыне возник:

 

– в XII веке;

– XVII веке;

– XV веке;

– XVII веке.

 

29. Вставьте в соответствии с требованиями литературного этикета слова, отсутствующие в следующей цитате: «Сей князь Александр родился от отца …………., и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии»:

 

– доблестного и счастливого;

– храброго и сильного;

– известного и славного;

– милосердного и человеколюбивого.

 

30. «Слово о полку Игореве» переводили и перекладывали на русский язык:

 

– А. И. Соболевский;

– В. А. Жуковский;

– А. М. Панченко;

– Н. Заболоцкий.

 

31. В «Хождении за три моря» Афанасия Никитина ясно усматриваются черты:

 

– «плетения словес»;

– предвозрождения;

– барокко;

– эллинизма.

 

32. «Княже мои, господине! Аз бо не в Афинех ростох, ни от философоф научихся, но бых падая аки пчела по различным цветомъ и оттуду избирая сладость словесную и совокупляя мудрость, яко в мех воду морскую», – так пишет:

 

– Владимир Мономах;

– Андрей Курбский;

– протопоп Аввакум;

– Даниил Заточник.

 

33. О каком из князей в «Повести временных лет» говорится: «И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда»?

 

– о Вещем Олеге;

– Владимире;

– Игоре;

– Святославе.

 

34. Кому были адресованы следующие слова: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала»?

 

– Ярославне;

– Ольге;

– Анне;

– Февронии.

 

35. С жизнью какого святого связано отсутствие «деревянного масла, чтобы залить в лампады», меда «для князя и спутников его», муки «чтобы испечь хлеб для братии»?

 

– Сергия Радонежского;

– Стефана Пермского;

– Феодосия Печерского;

– Даниила Заточника.

 

36. Кому принадлежат слова: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»?

 

– Святославу;

– Владимиру Мономаху;

– Ярославу Мудрому;

– Даниилу Заточнику.

 

37. «Рождение же мое в Нижегородских пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаще пития хмелнова; мати же моя постница и молитвеница бысть, всегда учаше мя страху божию», – так рассказывает о себе:

 

– Савва Грудцин;

– Фрол Скобеев;

– протопоп Аввакум;

– Ульяния Осоргина.

 

38. О какой героине идет речь в цитате: «Она же остаточное дело воздуха того шьяше, уже бо единого святого риз не дошив, лице же нашив и воста и вотче иглу свою в воздух и преверте нитию, ею же шиаше»?

 

– о Февронии;

– об Ульянии Осоргиной;

– об Аннушке Нардин–Нащокиной;

– о Марии.

 

39. Кто из персонажей переодевался в девичий убор?

 

– Молодец («Горе-Злочастие»);

– Фрол Скобеев;

– Савва Грудцин;

– Шемяка.

 

40. Кто является автором «Комедии притчи о блудном сыне»?

 

– Симеон Полоцкий;

– Сильвестр Медведев;

– Епифаний Премудрый;

– Нестор.

 

Рекомендуемая литература

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

2. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. – М., 1986.

3. История русской литературы X–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985.

4. «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969.

5. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1997.

6. Федорова М. Е., Сумникова Т. А. Хрестоматия по древнерусской литературе. – М., 1985.

Вопросы для проверки усвоения материала курса

1. В чем состоит специфика истории литературы как одной из основных литературоведческих дисциплин?

2. Где и когда возникла литература, которую мы называем древнерусской?

3. Почему древнерусская литература относится к литературе средневекового типа?

4. Какие внелитературные причины обусловили усвоение византийской литературы и быструю выработку собственных принципов и форм творчества?

5. Почему древнерусские книги называются «памятниками»?

6. Чем отличаются друг от друга такие варианты текстов, как списки и редакции?

7. В какое время возникают в древнерусской литературе такие типы почерков, как устав, полуустав и скоропись?

8. Назовите основные научные учреждения в России, занимающиеся изучением и хранением древнерусских текстов?

9. По каким палеографическим признакам учёные определяют место и время написания древнерусских рукописей?

10. Какова основная тема литературы XI–XII веков?

11. Чем отличается летопись от известных и бытовавших в то время в Европе типов исторических сочинений?

12. Какие гипотезы о создании «Повести временных лет» вам известны?

13. Объясните, почему «Повесть временных лет» начинается с описания раздела Земли между сыновьями Ноя после Всемирного потопа?

14. Почему ученые говорят, что под «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона подписался бы и Демосфен?

15. Какими причинами вызвано создание в русской церковной культуре культа святых Бориса и Глеба?

16. Как воспринимался в средневековье житийный герой: как образец для подражания или как объект сострадания?

17. Выделите канонические черты жития в тексте «Жития Феодосия Печерского».

18. Какую часть «Поучения» Владимира Мономаха вы подписали бы именем Василий, а какую – Владимир, и почему?

19. Назовите жанры переводной литературы.

20. Какие новые культурные центры возникли во второй трети XII – середине XIII века во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском, Рязанском княжествах? Можете ли вы найти их на современных картах?

21. Чем отличаются летописные повести о походе князя Игоря на половцев в 1185 году от «Слова о полку Игореве»?

22. Почему ученые говорят, что Боян в «Слове о полку Игореве» – певец скальдического типа?

23. Почему перед медиевистикой стоит проблема автора «Слова о полку Игореве»?

24. Какие музыкальные, живописные и графические произведения вызваны к жизни «Словом о полку Игореве»?

25. Как связан «Киево-Печерский патерик» с русской литературой XVIII – XX веков? Какие тексты Н. Лескова и Л. Толстого вы могли бы привести в качестве иллюстрации к своему ответу?

26. Как летописцы восприняли появление в русских пределах нового врага – татар? С чем они связали их появление?

27. Почему «Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к лучшим образцам Древнерусской литературы? Как вы понимаете художественные особенности произведения: образ единой смертной чаши, ритмическую организацию речи, приём гиперболы?

28. Как поэтически выражен патриотический пафос «Слова о погибели Русской земли»?

29. Как сочетаются элементы воинской повести и жития в «Житии князя Александра Невского»?

30. Как отразилась ситуация культурного непонимания в «Сказании об убиении в орде князя Михаила Черниговского»?

31. В чем состоит историческое и культурное значение Куликовской битвы 1380 года? Как это отразилось в памятниках Куликовского цикла?

32. Какими новыми чертами можно охарактеризовать русскую культуру времени Епифания Премудрого и Андрея Рублёва?

33. Почему Сергий Радонежский считается святым покровителем русской культуры, русской книжности? Подтверждается ли это в тексте «Жития Сергия Радонежского»?

34. Как отразилась личность путешественника Афанасия Никитина в его «Хождении за три моря»? Такое отражение следует считать новаторским или традиционным?

35. Чем вызван расцвет публицистики в литературе XVI века? Каких крупных публицистов вы знаете?

36. Какие черты переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского делают её фактом истории литературы?

37. Четко ли разграничили вы текст «Повести о Петре и Февронии Муромских» на отдельные части (новеллы)? Как связан этот текст с мировой литературой и русским устным народным творчеством?

38. Чем определяется место в истории древнерусской литературы «Сказания о царстве Казанском»?

39. Почему Гражданская война в России названа Смутой?

40. Почему в памятниках, анализирующих причины и историю Смуты, появляется новый («чёрно-белый») тип героя?

41. Почему В. Ключевский выстроил лекцию «Добрые люди Древней Руси» на анализе текста «Повести об Юлиании Лазаревской»?

42. Чем интересны для историка литературы «Повесть о взятии Азова донскими казаками в 1637 году» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»?

43. Какие особенности литературного быта «приказной школы» вам запомнились? Что такое досиллабическое стихотворство?

44. Каковы особенности смехового мира сатирической литературы посадских слоёв XVII века?

45. Почему протопоп Аввакум стал идейным главой раскола? В чём состоит литературное новаторство его «Жития»?

46. Какие новые темы и формы повествования появляются в русской беллетристике XVII века?

47. Какие изменения в русском литературном быте связаны с именем Симеона Полоцкого?

Примечание. В пределах тематики данных вопросов формулируются вопросы для экзаменационных билетов (для стационарного и заочного отделений). В билет включаются два историко-литературных вопроса, третий – чтение наизусть. В обязательном порядке студент должен выучить:

• одно из фольклорных преданий из «Повести временных лет» – пересказ;

• отрывок из погодной записи под 852 годом до слов «...яко от Адама до потопа...» – из «Повести временных лет»;

• «Слово о полку Игореве» – отрывок из перевода Д. С. Лихачева, три-четыре отрывка из разных стихотворных переложений «Слова...» на русский язык;

• «Повесть о разорении Рязани Батыем» – отрывок о подвиге Евпатия Коловрата от слов «...И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат» до слов «...и велел царь Батый отпустить его» – пересказ;

• начало «Слова о погибели Русской земли» до слов «...о правоверная вера христианская»;

• два-три образца виршевой поэзии Симеона Полоцкого;

• десять древнерусских афоризмов.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1987.

2. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество. – М., 2001.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2006.

4. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1992.

5. Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1997.

7. Вулих Н. В. Овидий и августовский классицизм. – М., 1975.

8. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

9. Джеббр. Гомер. Введение к «Илиаде» и «Одиссее». – М., 1962.

10. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. – М., 1986.

11. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969.

12. История русской литературы X–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985.

13. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957.

14. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1997.

15. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2003.

16. Лосев А. Ф. Гомер. – М., 1960.

17. Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия. – М., 1971.

18. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой – М., 1978.

19. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1978.

20. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. – Л., 1987.

21. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. 2-е изд. – Л., 1987.

22. Соболевский С. И. Аристофан и его время. – М., 1974.

23. Толстой И. И. Сафо и тематика её песен. – М., 1977.

24. Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа. – М., 1966.

25. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 ч. – М., 2003.

26. Фёдоров М. А. Греческая лирика. – М., 1968.

27. Фёдорова М. Е., Сумникова Т. А. Хрестоматия по древнерусской литературе. – М., 1985.

28. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. – М., 1979.

29. Ярхо В. Н. Эсхил. – М., 1974.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

БИБЛИОГРАФИЯ


Учебное издание

Конт.–измер. мат. по лит-ре

Учебно-методическое пособие

 

Составители:

Бавенкова Ирина Анатольевна

Винницкая Алла Сергеевна

Николаева Галина Николаевна

Потапова Екатерина Владимировна

 

Редактор Носкова Л. Н.

Компьютерная верстка

 

выпускные сведения



2019-12-29 164 Обсуждений (0)
Список художественных произведений для чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список художественных произведений для чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)