Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ



2019-12-29 774 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии с теорией ЖЦТ (Р. Вернон) большинство товаров проходит определенный жизненный цикл, включающий этапы внедрения, роста, зрелости и упадка. Применяя эту теорию к внешней торговле, выделяют определенные закономерности в перемещении производства товара из развитых стран в развивающиеся по мере прохождения стадий его жизненного цикла.

Когда товар только изобретен, он нуждается в совершенствовании. Для его производства требуется специализированное оборудование, высококвалифицированная рабочая сила. Издержки производств и цена товара-новинки высоки. Поэтому, независимо от того, в какой стране товар был изобретен, выпуск его начинается чаще всего в развитых странах, где существуют соответствующие условия: высокий уровень технологии и квалификации работников, высокие доходы населения.

Промышленно-развитые страны становятся «первооткрывателями» нового товара, странами «первого эшелона». Сначала, на этапе внедрения, товар производится и продается внутри страны. Только через некоторое время, когда товар вступает в стадию роста, страна-первооткрыватель выходит с ним на внешний рынок. Импортерами новинок обычно оказываются в первую очередь промышленно-развитые страны.  Их рынки наиболее схожи, высокие доходы потребителей позволяют обеспечить сбыт дорогого еще товара.

Спустя некоторое время замысел и технология производства нового товара становятся известными и отработанными. Операции упрощаются, снижаются требования к уровню квалификации рабочей силы, издержки и цена товара. Относительно насыщается рынок. Производство товара начинается в странах «второго эшелона». Так называют страны, первыми получавшие товар из-за рубежа и освоившие его производство вслед за странами-первооткрывателями. В странах «второго эшелона» первоначальные капиталовложения и текущие затраты оказываются менее высоки. Внутреннее производство все в большей степени восполняет потребность в товаре, импорт постепенно снижается и страны «второго эшелона» начинают сами экспортировать товар.

В этот период направления экспорта и импорта складываются следующим образом:

− развитые страны-первооткрыватели продолжают экспортировать товар, объемы их экспорта уже не увеличиваются, экспорт направлен в развивающиеся страны («третьего эшелона»);

− развитые страны «второго эшелона» одновременно экспортируют и импортируют товар, импорт снижается, экспорт быстро увеличивается; экспорт направлен из одних стран «второго эшелона» в другие и частично в страны «третьего эшелона»;

− развивающиеся страны только импортируют товар, не осваивая пока его производство.

К моменту появления товара на рынках развивающихся стран и масштабного освоения его производства развитыми странами «второго эшелона» жизненный цикл товара подходит к этапу зрелости. На стадии зрелости страна-первооткрыватель сводит экспорт товара к минимуму или полностью прекращает его, становится нетто-импортером (импорт превышает экспорт). Страны «второго эшелона», напротив, становятся нетто-экспортерами, вытеснив первооткрывателей с международных рынков. Основу их конкурентного преимущества создают низкие первоначальные затраты, изученные условия спроса и особенности рынка. Однако возможности экспорта становятся ограниченными. Рынки развитых стран быстро насыщаются и основными покупателями товара становятся развивающиеся страны. Стадия зрелости подходит к завершению.

Технология изготовления товара к этому времени освоена настолько, что его производство поддается постановке на поток и не требует высокой квалификации рабочих. Этим условиям удовлетворяют уже не промышленно-развитые, а развивающиеся страны. Постепенно производство перемещается в страны «третьего эшелона», которые становятся основными экспортерами на мировых рынках. Экспорт направлен на рынки стран «первого» и «второго эшелона», которые к тому времени становятся уже достаточно узкими, а также из одних развивающихся стран в другие. На этапе упадка производят, экспортируют и импортируют устаревший товар страны «третьего мира».

 

 

 

 

 


Рис. 3. Закономерности внешней торговли товаром в течение его жизненного цикла.

Условные обозначения:

1 - экспорт (импорт) товара страной-первооткрывателем (странами «первого эшелона»);

2 - экспорт (импорт) товара странами «второго эшелона»;

3 - экспорт (импорт) товара странами «третьего эшелона»;

t0 - изобретение нового товара, внедрение его в производство;

t1 - начало внешней торговли товаром; развитые страны начинают экспортировать некоторое количество товара, импортируют новый товар также развитые страны;

│t1;t3│- производство и экспорт товара начинают страны «второго эшелона»;

t2 – страны «первого эшелона» начинает экспортировать товар в развивающиеся страны;

t3 – развитые страны «второго эшелона» становятся нетто-экспортерами;

t4 – страна-первооткрыватель сокращает производство и потребление товара, снижает его экспорт и становится нетто-импортером; постепенно импорт снижается и сводится к нулю;

t5 – развивающиеся страны (страны «третьего эшелона») становятся нетто-экспортерами.

Теория конкурентных преимуществ страны разработана Майклом Портером на основе анализа данных по 50 отраслям восьми ведущих стран мира (США, Великобритания, Германия, Швеция, Швейцария, Япония, Южная Корея и Италия).

Целью исследования было выяснение свойств страны, позволяющих ее фирмам достичь конкурентоспособности. Были выделены 4 ключевых свойства, формирующие среду, в которой конкурируют фирмы и два дополнительных параметра внешней среды. Ключевые свойства были названы детерминантами. Детерминанты: параметры факторов; параметры спроса; родственные и поддерживающие отрасли; стратегия, структура и конкуренция фирм. Дополнительные параметры: случайные события; роль правительства

Детерминанты объединяются в систему, они взаимосвязаны и влияют друг на друга. В зависимости от характера действия детерминантов внешняя среда в стране может оказаться благоприятной или неблагоприятной, может способствовать или препятствовать развитию конкурентных преимуществ у фирм страны. Дополнительные параметры также имеют значение, но их влияние меньше.

Конкурентное преимущество действительно возникает, если в стране есть дешевые, качественные факторы, необходимые в данной отрасли. Но состав факторов очень широк. Они включают людские ресурсы, материальные, денежные, природные, ресурсы знаний и информации, инфраструктуры и т.д.

Ресурсы могут быть основными и развитыми, общими и специализированными. Основные – те, которыми страна наделения естественным образом (географические условия, полезные ископаемые, неквалифицированная рабочая сила). Основные факторы «достаются по наследству», их не приходится создавать. Для потребления этих факторов не требуется больших капиталовложений. Они дают возможность получить естественное (а не приобретенное) преимущество, которое редко оказывается долговечным. Такие факторы важны в добывающих отраслях и там, где требования к квалификации рабочих невелики. Развитые факторы необходимо создавать, инвестировать для этого значительные средства. К развитым факторам относятся высококвалифицированные кадры, системы связи, банковских услуг, НИИ. Развитые факторы позволяют получить приобретенное преимущества, сохраняющееся длительное время. Развитые факторы строятся на базе основных. При низком уровне подготовки в школе трудно ожидать высокого уровня знаний в ВУЗах. При отсутствии, например, в Швейцарии, основного фактора – многонационального населения – трудно было бы ожидать наличия развитого фактора – способности преодолевать языковые и культурные барьеры.

Общие – те, которые можно применить в широком спектре отраслей и видов деятельности (сеть автомобильных дорог, персонал, получивший подготовку, позволяющую работать в разных отраслях). Специализированные – те, которые можно применить только в отдельных отраслях и видах деятельности (специализированные базы данных, редкие профессии, НИИ в области оптики и т.п.). Специализированные факторы обеспечивают более устойчивое преимущество по сравнению с общими, для их получения необходимы большие затраты. Как правило, развитые факторы бывают специализированными, хотя есть и исключения (программисты – развитый фактор, общий). 

 Однако более важной оказывается не столько обеспеченность факторами, сколько умение их создавать, совершенствовать и адаптировать к нуждам тех или иных отраслей. Кроме того, наличие некоторых факторов может не усилить, а, наоборот, ослабить конкурентное преимущество. Напротив, нехватка определенных факторов может заставить активно искать альтернативы и привести к созданию принципиально новых технологий и производств, развитию долговременного конкурентного преимущества.



2019-12-29 774 Обсуждений (0)
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (774)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)