Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание 2 (практическое занятие 1)



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Задание 2 (практическое занятие 1) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Изложите элементы структуры курсовой или дипломной работы. На примере конкретной работы раскройте содержание каждого элемента (объясните то, что включает в себя каждый элемент).

2. Раскройте роль и логику рубрикации научного текста. Перечислите основные правила деления основной части текста на разделы и приведите примеры заголовков разделов курсовой работы в соответствии с этими правилами.

3. Объясните особенности универсальных моделей (схем) построения основной структурной единицы научного текста - абзаца:

· перечисление,

· последовательность,

· сопоставление и противопоставление,

· причина-следствие.

Приведите примеры из курсовых работ (5-6 предложений) каждого из абзацев.

4. Объясните специфические схемы (принципы) организации абзаца научного текста:

· абзацы-иллюстрации;

· абзацы, содержащие дефиницию;

· абзацы, содержащие аналогию.

Приведите примеры из курсовых работ (3-4 предложения) каждого из абзацев.

5. Раскройте особенности каждого из трех основных элементов полного абзаца научного текста. Приведите пример из курсовой работы с изложением всех трех элементов.

6. Раскройте особенности написания научного текста. Объясните основные характеристики научного текста: логичность, связанность, законченность. Приведите примеры абзаца (нескольких абзацев), тест которого соответствует этим характеристикам.

7. Объясните особенности использования вводных слов и словосочетаний, характерных для моделей абзацев: перечисление, последовательность, сопоставление/противопоставление, следствие/причина. Приведите примеры из курсовых работ, иллюстрирующие эти особенности.

8. Объясните особенности использования клишированных фраз в научных работах. Приведите примеры из курсовых работ, иллюстрирующие эти особенности.

 

Задание 3 (практическое занятие 2)

1. Изложите процедуру защиты результатов научной работы студентов. Объясните разницу между защитой курсовой работы и защитой дипломной работы.

2. Перечислите составные части теста выступления студента на защите. Объясните содержание каждой части и особенности подготовки текста. Приведите пример структуры доклада на защиту курсовой работы.

3. Изложите основные рекомендации по выступлению студента на защите. Приведите примеры выполнения рекомендаций при выступлении на защите.

4. Перечислите основные требования (правила) оформления научной работы студента. Объясните необходимость их соблюдения.

5. Изложите и объясните с иллюстрацией примеров основные требования к оформлению методологических характеристик и результатов курсовой работы.

6. Изложите основные требования к демонстрации студентами мыслительных операций: пониманию, применению, анализу, синтезу, оценке. Приведите примеры применения данных операций в курсовых работах.

 

Тема 4*. Использование методов научного исследования

Конспект лекции

Успешность выполнения научной работы зависит не только от определения научного аппарата и логики исследования, но и в не меньшей степени от выбора методологии исследования и методов исследования.

 

4.1. Методология. Подход. Методика.

Методология научного познания- совокупность принципов, форм и способов исследовательской деятельности, выступающая основой для конкретных исследований.

В методологическую основу научного исследования сегодня закладываются критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии.

Научный подход- методологически обоснованный взгляд на явления, процессы действительности.

Методология научного познания выступает, прежде всего, как учение о том, как необходимо проводить исследования. Вместе с тем, методология является основой для проведения конкретного исследования, поскольку каждый исследователь опирается на научные теории, научные подходы, научные принципы, уже существующие в науке в целом (например):

· теория познания, теория информации, теория систем,

· системный подход к управлению, информационный подход к управлению,

· принцип системного изучения личности и деятельности,

· принцип развития,

· принцип единства сознания и деятельности;

· принцип системного изучения личности и деятельности.

Такие теории, подходы, принципы разрабатывались и доказывались не одним человеком (как правило) и не один десяток лет. Они создают определенную базу, которая позволяет исследователю быть логичным и последовательным в своих рассуждениях, что обеспечивает необходимую доказательность его исследования и выводов.

Кроме общенаучных теорий, подходов и принципов, исследование базируется на различных концепциях и идеях (имеющих конкретных авторов), созданных в рамках той науки, в которой проводится конкретное исследование (например):

· на основных положениях методологии и методики исследования конкретной науки;

· на теоретических положениях о сущности процессов в конкретной деятельности;

· на концепциях менеджмента,

· на методологических основах социального управления;

· на концепциях развития человеческих ресурсов;

· на современных теориях управления организациями конкретной сферы.

На успешность выполнения научной работы также оказывает серьезное влияние выбор методик и методов исследования

Методика исследования- совокупность методов и приемов практического или теоретического познания.

Метод исследования- способ применения старого знания для получения нового знания (новых научных фактов).

При подготовке научной работы исследователем отбираются методики, которые использовались другими исследователями в рамках общей проблематики (например, при исследовании эффективности контроля) или в сходной ситуации (например, изучении структуры управления крупным предприятием и эффективности проектного метода на крупном предприятии). Также исследователь может выстраивать методику исследования самостоятельно, меняя или добавляя методы и приемы.

4.2. Методы исследования.

Методы научного исследования принято разделять на общие и специальные. Общие методы используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Специальные методы используются в определенных областях научного знания (например, история, филология и математика).

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: методы эмпирического исследования; методы теоретико-эмпирического исследования; методы теоретического исследования.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение – наиболее простой метод, опирающийся на работу органов чувств. Выступает, как правило, одним из элементов в составе других методов. Наблюдение в совокупности эмпирических утверждений дает первичную информацию о мире и как метод должно удовлетворять ряду требований:

1) планомерности,

2) целенаправленности,

3) активности,

4) систематичности.

Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается общее, повторяющееся в объектах, что позволяет исследователю проводить обобщения и выявлять общие особенности, закономерности, законы. Для этого существует два правила продуктивного сравнения:

1 – сравниваться должны объекты, между которыми может существовать общность;

2 – для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение – это процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. При этом точность измерения зависит от усердия исследователя, от применяемых методов, от имеющихся измерительных приборов.

Эксперимент – это вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств. Любой эксперимент может осуществляться непосредственно с объектом или с его заменителем – моделью (в случае невозможности применить эксперимент к объекту).

Преимущества эксперимента:

1) изучение объекта становится возможным практически идеально;

2) изучение объекта возможно в особых условиях;

3) изучение можно повторить.

Методы теоретико-эмпирического исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений с одновременным выделением интересующих исследователя сторон предметов. Результатом абстрагирования выступает абстракция, примером которой являются понятия, которые люди используют в науке (термины) и в быту.

Анализ и синтез – разделение целого на составные элементы и соединение составных частей в новое целое. Анализ позволяет выделить в объекте составляющие его элементы, причинно-следственные связи между ними, выявить отдельные свойства частей и, тем самым, глубже проникнуть в глубину объекта. Синтез позволяет исследователю увидеть новое закономерное (знание теории) построение объекта и предположить, спрогнозировать его новое состояние.

Дедуктивный метод позволяет делать вывод о некотором элементе множества на основании знания свойств этого множества. Например: «Все металлы обладают ковкостью. Медь – металл. Следовательно, медь обладает ковкостью».

Индуктивный метод позволяет на основании знания о части предметов одного класса делать вывод о классе в целом. Например: «Очень мало студентов факультета управления учатся старательно. Следовательно, большинство будущих менеджеров не станут профессионалами с получением диплома».

Моделирование – построение аналога объекта для изучения и проведения эксперимента. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или невозможно. Поэтому моделирование широко используется в науке и выступает отдельным методом. Например, фокус-группа – это аналоговая модель сообщества, а формула расчета экономической эффективности – это математическая модель экономической эффективности.

Методы теоретического исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Этот метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении. Сначала конкретный объект разделяется на части, описывается при помощи понятий, превращаясь в совокупность абстракций, определений. Затем определения и абстракции соединяются в конкретный объект, но уже в голове исследователя, в его мышлении.

Например, описывая процесс разработки стратегии на конкретном предприятии, выделяются его особенности (соответствия и несоответствия теории), затем определяются необходимые изменения в процессе, выстраивается такой процесс разработки стратегии, который должен быть – в голове исследователя он есть, а в действительности – нет.

 

4.3. Отбор методов исследования.

Отбор методов исследования осуществляется на основании некоторых факторов. Общенаучные методы отбираются на основании особенностей проблемы исследования и выбранной методологии. Специальные методы отбираются на основе особенностей изучаемого объекта и предмета исследования, а также поставленных задач.

Например, в менеджменте как междисциплинарной науке используются социологические (изучение рынка), психологические (изучение персонала), статистические, экономические, математические (оценка эффективности, производительности) методы исследования.

В любом случае, отбор методов для конкретного исследования осуществляется на основе специфики изучаемого явления или процесса.

 

Задание 4 *

1. Дайте определение следующим понятиям:

· методология научного познания;

· научный подход;

· методика исследования;

· метод исследования.

Объясните сущность и значение каждого из явлений.

2. Объясните сущность критериев объективности, соответствия истине, исторической правде, морали, которые сегодня закладываются в методологическую основу исследований.

3. Объясните: на какие группы разделяются методологические основы исследований, почему так разделяются? Проиллюстрируйте ответ примерами научных теорий, подходов, принципов, концепций, идей, которые составляют методологическую основу курсовой работы.

4. Объясните, как отбираются исследователем методики и методы исследования. Докажите на конкретных примерах влияние выбора методик и методов исследования на результативность научной работы.

5. Объясните особенности использования общих и специальных методов исследования. Приведите примеры общих и специальных методов исследования.

 

Задание 5

1. Из научной литературы приведите пример двух-трех методик, используемых в одном или нескольких исследований. Объясните целесообразность применения этих методик.

2. Раскройте сущность методов эмпирического исследования: наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента. Приведите примеры использования каждого из перечисленных методов в научной работе студента.

3. Раскройте сущность методов теоретико-эмпирического исследования: абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования.

4. Раскройте сущность методов теоретического исследования на примере метода восхождения от абстрактного к конкретному. Приведите пример использования этого метода в научной работе студента.

5. Проанализируйте перечисленные ниже задачи исследования:

1. провести анализ современных подходов к планированию как функции менеджмента;

2. установить существенные различия в подходах к стратегическому и тактическому планированию;

3. выявить особенности тактического планирования в производственных организациях;

4. определить специфику использования технологий тактического планирования в производственных организациях;

5. провести проверку эффективного применения технологий тактического планирования в производственных организациях.

Отберите наиболее подходящие методы исследования (3-5) под каждую задачу. Обоснуйте свой выбор.

 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Задание 2 (практическое занятие 1) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание 2 (практическое занятие 1)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)