Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение часов по темам.



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Распределение часов по темам. 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Российской Федерации

Московский художественно-промышленный институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

По специальности «Дизайн» (052400)

 

Учебно-методическое пособие

 

Москва 2006

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

 

Подготовка специалистов в высшей школе современной России осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2000 года. Данное пособие составлено в соответствии с требованиями этого стандарта. Оно адресовано преподавателям и студентам Московского художественно-промышленного института.

 Государственный образовательный стандарт определяет основное содержание всех изучаемых учебных дисциплин. Курс культурологии имеет целью характеристику основных этапов и тенденций в социокультурном развитии человеческого сообщества на примере отдельных эпох, стран, культурно-исторических явлений и персоналий. В курсе преподавания делается особый упор на формирование у слушателей представления об общих закономерностях и специфических чертах развития различных культурно-исторических типов с учетом религиозно-конфессиональных, этнических и психологических аспектов.

1.1 Цели преподавания дисциплины

    Преподавание курса “Культурология” нацелено на то, чтобы:

· содействовать общей инкультурации студента путем введения его в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установлений исторических и современных сообществ, а также систему языков и методов социальной коммуникации;

· ориентировать будущих специалистов на творческое освоение ценностей мировой культуры, сформировать навыки оценки культурных процессов и явлений;

· развивать у студентов гуманное отношение к окружающему миру и другим людям, уважение к ценностям культур разных региональных, этнических, конфессиональных, возрастных и иных социальных групп;

Курс «Культурология» направлен на повышение уровня и качества подготовки выпускников технического вуза в гуманитарной части, получение, дополнение и систематизацию знаний по культурно-цивилизационной сфере общественных отношений.  

 1.2 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

- структуру и состав современного культурологического знания;

- культурология и философия культуры;

- социология культуры, культурная антропология;

- культурология и история культуры;

- теоретическая и прикладная культурология;

- методы культурологических исследований;

- основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация;

- типология культур;

- этническая и национальная, элитарная и массовая культуры;

- восточные и западные типы культур;

- специфические и "серединные" культуры;

- локальные культуры;

- место и роль России в мировой культуре;

- тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;

- культура и природа;

- культура и общество;

- культура и глобальные проблемы современности;

- культура и личность;

- инкультурация и социализация

Студент должен уметь выражать свою позицию по основным культурным и гражданским аспектам человеческого бытия, выработать способность отстаивать свою точку зрения в ходе культурологических и общегуманитарных дискуссий, используя элементы научной аргументации. Студент должен приобрести навыки проведения самостоятельного научного исследования по актуальной на текущий момент культурологической тематике, изложив его итоги в письменной форме (семестровая работа).

Задача учебного курса

       Задачи курса состоят в том, чтобы:

· раскрыть специфику объекта и предмета культурологии, ее место и роль в системе гуманитарного знания;

· дать наиболее целостное и систематическое представление о сущности, структуре и механизмах функционирования культуры;

· сформировать представления об основных культурологических школах, направлениях, и теориях;

· показать место и роль культуры России в системе мировой цивилизации;

· сформировать представления об основных проблемах и тенденциях развития современной культуры;

· развить у студента навыки социокультурной ориентации, оценки явлений культуры прошлого и настоящего, активного освоения культурного наследия;

· развить у студента способность к диалогу с чужими культурами.

Основная линия в преподавании культурологии заключается в рассмотрении самого феномена “культура”. Этот феномен не сводится к набору явлений, связанных с искусством и сходных с ним. Культура - это система жизнедеятельности, куда входят и материальные, и духовные составляющие. Экономика, политика, наука, религия, философия, искусство представляют собой подсистемы человеческой культуры.

Системный характер человеческой жизнедеятельности (культуры), специфика различных типов культур, систем ценностей, знаний, логика их развития в каждой культуре - вот основные вопросы, интересующие культурологию как новую область исследований, обретших свой объект и предмет лишь во второй половине XX века.

В соответствии с государственным образовательным стандартом учебный курс «Культурология» содержит следующие разделы: теория культуры, основные культурологические теории, история мировой и отечественной культуры.

1.4 Структура курса

Курс «Культурология» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает опору на межпредметные связи с философией, социологией, религиоведением, этнографией, антропологией, мифологией, литературой, историей изобразительного искусства, эстетикой, этикой и т.д., отчасти выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, а, также помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

    Учебный курс нацелен на изучение культурологических школ и направлений, представленных отечественной и зарубежной традициями, и призван помочь студентам понимать роль культуры в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры; уметь оценивать достижения культуры, самостоятельно анализировать теоретические концепции и взгляды, содействовать становлению профессионального мышления.

Методологическая концепция данного курса построена следующим образом. Вначале представлен лекционный материал(представлен в приложении), затем он конкретизируется на консультационных занятиях, по итогам которых проверочные работы (устные и письменные опросы). Особое внимание уделяется уяснению основных терминов и понятий, на которых базируется изложение материала данного учебного курса, в помощь слушателям предлагается отдельное методическое пособие-словарь. В процессе усвоения материала и при подведении итогов учебного семестра применяется рейтинговая система, которая учитывает посещаемость занятий и итоги промежуточной аттестации.

Распределение часов по темам.

Название курса Кол-во-часов
Раздел 1. Теория культуры. 10
1.1 Понятие культуры. История развития представлений о культуре 2
1.2 Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования 2
1.3 Современные культурологические теории. 2
1.4 Основные функции культуры 2
1.5 Историческая типология культуры. 2
    Раздел 2: ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ  
2.1 Культурология как новая отрасль социально-гуманитарного знания и ее познавательный статус 4
2.2 Культура как объект культурологической рефлексии 2
  Раздел 3: МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 10
3.1 Культурные модусы социального бытия 2
3.2 Ценностная природа культуры 2
3.3 Культура как мир знаков 2
3.4 Культурная коммуникация и особенности самоопределения личности в культуре 2
3.5 Культурная динамика и проблемы управления социокультурными процессами   2
  Раздел 4: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ 4
4.1 Культурологическое моделирование социокультурных систем и проблемы типологии культур 2
4.2 Западные и Восточные типы культур. Место России в мировой культуре 2
    Всего:   28

 

1.4.2 Содержание самостоятельной работы студентов

        Рейтинговая система оценки.

 

Самостоятельная работа студентов, изучающих курс “Культурология”, рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к контрольной работе и зачету; подготовка к семинарским занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.), а также работа на семинарских занятиях, проблемное проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции. В качестве самостоятельной работы студентов на семинаре рассматривается также участие студентов в подведении итогов семинара и оценка ими выступлений участников семинара.

    Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является реферативная работа. Студент может: 1) выбрать одну из приводимых ниже возможных тем рефератов и, самостоятельно подобрав литературу (3-5 источников), написать реферат или 2) отреферировать одно из предлагаемых оригинальных культурологических произведений. Проверкой усвоения материала

служит промежуточное и итоговое тестирование студентов перед сдачей экзамена.

          Рейтинговая система оценки (РСО) принята в МХПИ для повышения контроля и улучшения качества образовательного процесса. РСО обеспечивает возможность осуществления эффективного учёта успеваемости и усвоения учебного курса. Принятая для расчёта рейтинга 100-бальная шкала позволяет реально оценить выполнение каждым студентом всех составляющих элементов учебного плана.

         Расчёт рейтинга представляет собой сумму баллов, которые набраны в результате семестровой работы. Система РСО и её критерии доводится до каждого студента в начале семестра и оформляется специальным рейтинговым соглашением. В качестве «контрольных точек» в неё закладываются проводимые в течение семестра занятия, выполнение выдаваемых заданий и результаты промежуточного контроля. В качестве примера РСО по данной дисциплине с учётом приведенного далее содержания курса и заданий по промежуточной аттестации может быть использован следующий вариант.

Вариант РСО по культурологии.

 1. Учёт посещаемости лекционных занятий. За 14 занятий (по 4 часа каждое)    студент может получить от 0 до 42 баллов, из расчёта 3 балла за занятие.

 2. Выполнение заданий по промежуточной аттестации. За три занятия от 0 до 18 балла, из расчёта 1 балл за присутствие и до 5 баллов в виде оценки за каждое занятие.

 3. Текущее тестирование на промежуточной аттестации. За три тестирования от 0 до 24 баллов, из расчёта до 8 баллов за тест.

 4. Написание реферативной работы, но не более двух за семестр, по 5 баллов за каждую.

 5. Написание терминологического диктанта, за каждый из них по 3 балла, но не более двух за семестр.

Максимальный рейтинг по системе равен 100 баллам. Студент, набравший менее 60 баллов, к итоговой аттестации не допускается. Участие в научной конференции добавляет 10 баллов. За каждое пропущенное лекционное занятие студент может написать реферат из перечня предложенных в пособии тем, но не более трёх за семестр, за каждый реферат- до трёх балов. Рейтинг, полученный студентом, учитывается преподавателем во время итоговой аттестации. Например, 85 и более баллов РСО может зачитываться в качестве итоговой оценки «отлично».

Содержание курса



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Распределение часов по темам. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение часов по темам.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)