Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема № 3. Социальные уровни культуры: классическая и современная массовая и элитарная, официальная и андеграунд.(2 часа)



2019-12-29 549 Обсуждений (0)
Тема № 3. Социальные уровни культуры: классическая и современная массовая и элитарная, официальная и андеграунд.(2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Классическая и современная культура как две взаимодополняющие сис-

темы ценностей. Классика и вечность. Современная культура – обновление

ценностного потенциала культуры.

2. Массовая и элитарная культура. Основные черты современной массовой

культуры: коммерциализация, утилитарность, телесность, китч. Взаимопроникновение массовой и элитарной культур.

3. Официальная культура и андеграунд. Ценностные приоритеты официаль-

ной культуры. Андеграунд как творческая оппозиция официальной культу-

ры.

Основная литература

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства

/Н.А.Бердяев. – М.: Искусство, 1994.

2. Бодрийар Ж. Система вещей /Ж.Бодрийар. – М.: Рудомино, 1995.

3. Маркузе Г. Одномерный человек /Г.Маркузе. – М.: REFL-book, 1994.

4. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры /Х.Ортега-и-Гассет. –

М.: Искусство, 1991.

Дополнительная литература

1. Бойл Дж.Дж. Секты-убийцы. Главы из книги /Дж.Дж.Бойл // Иностранная

литература. – 1996 – № 7–8.

2. Байгоров А.М. От «разбитого» поколения к контркультуре

/А.М.Байгоров. – Минск, 1982.

3. Вебер М. Избранные произведения /М.Вебер. – М.: Прогресс, 1990.

4. Веблен Т. Теория праздного класса /М. Вебер. – М.: Прогресс, 1984.

5. Гапанович О.П. Бегство от человека? /О.П. Гапанович. – Минск: Вышэй-

шая школа, 1989.

6. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени /А.Генис

// Иностранная литература. – 1996. – № 9.

7. Генис А. Иван Петрович умер: статьи и расследования /А.Генис. – М.,

1999.

8. Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. –

М.: Наука, 1992.

9. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /А.Ка-

мю. – М.: Политиздат, 1990.

 

 Б) Контрольные вопросы и основные термины.
1. Дайте толкование понятий «культура» и «цивилизация», объясните, в чем
их сходство и различие?
2. В чем сущность деятельностной концепции культуры?
3. В чем состоят противоречия процесса овладения человеком культурой?
4. Прокомментируйте тезис о том, что человек выступает одновременно как
творец культуры и ее продукт.
5. Дайте краткую характеристику одной из субкультур (молодежной,
профессиональной).

6. В чем смысл концепции идеальных типов М. Вебера?
7. Что является основанием для типологии культуры О. Шпенглера, какие
культурно-исторические типы он выделяет?
8. Какие основания для типологии культур выдвигает Н.Я. Данилевский, какие культурно-исторические типы им описаны?
9. Что имел в виду К. Ясперс, говоря о двух дыханиях в историко-культурном процессе, какие периоды мировой истории он выделяет?
10. Разрешите дилемму: единый мировой культурный процесс или история «локальных цивилизаций».

Терминологический диктант.
Культурология. Культура. Менталитет. Цивилизация. Культурная
статика. Культурная динамика. Гуманизм. Материальная культура. Духовная
культура. Мировая культура. Национальная культура. Доминирующая
культура. Субкультура. Контркультура
. Антропология культурная (Культурантропология). Аполлоновское и дионисийское как типы культуры. Герменевтика. Детерминизм культурный. Диффузия культурная. Игры теория. Конфликт культурный.

 

В) Проверочный тест
1. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?
а) Н. Бердяев б) Э. Тейлор в) О. Шпенглер г) все перечисленные
2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая
природа»?
а) общество б) культура в) техника г) образование
3. Выберите правильное высказывание:
а) Культурология - интегративная дисциплина, изучающая содержание об -
щественной деятельности людей.
б) Культурология - система наук о природе и обществе
в) Культурология - область естественнонаучного знания
г) Культурология - область гуманитарного знания.
4. Эволюционный период в становлении культурологии как области научно-
го знания продолжался:
а) с 1800 по 1860 гг; б) с 1860 по 1895 гг; в) с 1895 по 1925 гг.
5. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на
массовое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели?
а) элитарная культура б) народная культура в) молодежная культура г)
традиционная культура д) массовая культура е) всеобщая культура
6. Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала?
а) А. Шопенгауер б) Г.Гегель в) Ф.Ницше
7. Какие религии относятся к мировым?
а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
б) буддизм, христианство, индуизм;
в) ислам, кришнаизм, бахаизм;
г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;
д) православие, католицизм, протестанстизм;
е) буддизм, христианство, ислам.
8. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?
а) «Феномен человека»
б) «Идеи к философии истории человечества»
в) «Недовольство культурой»
г) «Закат Европы»
д) «Три лика культуры»
9. Кому из мыслителей XX века принадлежат следующие слова: «Культура
возникает в игре, как игра»:
а) А.Тойнби б) Н. Бердяеву в) Й. Хейзинге г) О. Шпенглеру д) К. Ясперсу
10. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому орга -
низму и предполагали, что культурные живые организмы могут совершенствоваться, развиваться от простых к более сложным?
а) функциональной; б) эволюционной; в) структурной антропологии;
г) бихевиористской.

 

Г) Пользуясь кратким культурологическим словарём, представленном в приложении, опишите следующие понятия:

Игровая теория культуры. Культурное наследие. Культурогенез.

Культуры архетип. Культура макросреды. Культура микросреды. Культурный опыт. Культурный процесс мировой. Менталитет. Морфология культуры.

 

Д) Пользуясь материалами приложения, опишите генезис развития цивилизаций, представленных в работе А.Тойнби «Постижение истории» (от одной до трёх, на усмотрение преподавателя).



2019-12-29 549 Обсуждений (0)
Тема № 3. Социальные уровни культуры: классическая и современная массовая и элитарная, официальная и андеграунд.(2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема № 3. Социальные уровни культуры: классическая и современная массовая и элитарная, официальная и андеграунд.(2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)