Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность технологии модульного обучения



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Сущность технологии модульного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Модульное обучение имеет свои корни как в педагогической теории, так и в практике. В общем, основная идея этой технологии состоит в расчленении содержания каждой дисциплины на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами. П.А. Юцавечене в своих исследованиях подчеркивает: «Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей».

Центральным понятием теории модульного обучения является понятие модуль. Несмотря на достаточную традицию использования технологии модульного обучения существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологии его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и разработки форм и методов обучения. Некоторые зарубежные авторы (В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт и др.) понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Дж. Рассел определяет модуль как автономную порцию учебного материала.

В работах Ю.К. Башлова и В.А. Рыжова мы находим понимание модуля как определенного объема информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Модуль может включать несколько модульных единиц, каждая из которых содержит описание одной законченной операции или приема. Модульные единицы могут расширять и дополнять содержание модуля в зависимости от требований конкретной профессиональной деятельности. Существуют следующие преимущества и особенности модульного обучения:

«1) разбивка (учебных курсов и дисциплин образовательного стандарта - ред. авторов) на законченные части (модули и его элементы), имеющие самостоятельное значение;

2) отсеивание материала, являющегося «лишним» для данного конкретного вида работ;

3) максимальная индивидуализация продвижения в обучении» [1].

 

В российской педагогической литературе широкое распространение получило следующее обобщенное определение: модуль - это часть программного материала дисциплины, реализующая интегрирующую дидактическую цель. Комплексная дидактическая цель реализуется всей модульной программой. Каждая интегрирующая цель состоит из частных дидактических целей, которые реализуются в модуле через учебный элемент (УЭ). Соответствие структурных элементов модульной программы и дидактических целей покажем на рис. 1.

 

Рис.1 Соответствие структурных элементов модульной программы и дидактических целей

 

Подготовка специалиста является комплексной педагогической целью, реализация которой осуществляется через интегрирующие и частные дидактические цели. Поэтому в соответствии с принципом системного квантования в модульном обучении учебная информация компонуется в учебные элементы. Учебный материал делится на порции не по степени их постепенного усложнения (как в программированном обучении), а в зависимости от деятельностной дидактической цели, содержание обучения при этом представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение. В модульном обучении мелкая структурная часть, отвечающая конкретной деятельностной цели, называется элементом. Из отдельных элементов, отвечающих одной интегрированной дидактической цели, строится модуль.

Таким образом, исходя из того, что модуль является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей, покажем соответствие структурных элементов учебных планов традиционного и модульного обучения. Причем рассмотрим два случая:

1 случай - в рамках базового образования (обучение строится в соответствии с целями и содержанием традиционного очного обучения по соответствующим образовательным программам конкретной специальности);

 

Традиционное обучение   Модульное обучение
Учебный план - набор учебных дисциплин Уровень 4 = Модульный учебный план - набор модульных программ
Учебная программа дисциплины - совокупность тем/разделов Уровень 3 = Модульная программа (дисциплины) - совокупность модулей
Тема/раздел Уровень 2 = Модуль
Подтема/подраздел Уровень 1 = Учебный элемент

 

2 случай - в рамках дополнительного образования (обучение строится по индивидуальным траекториям в зависимости от поставленных целей обучения). В этом случае ставится задача составления вариативных учебных программ с учетом начальных (имеющихся) и конечных (целевых) компетентностей будущих специалистов в конкретной сфере.

 

Традиционное обучение   Модульное обучение
Учебная программа курса - совокупность тем/разделов разных дисциплин Уровень 3 = Модульная программа (курса) - совокупность модулей
Тема/раздел Уровень 2 = Модуль
Подтема/подраздел Уровень 1 = Учебный элемент

 

Таким образом, для обоих случаев уровни 1 и 2 совпадают. Это значит, что:

1) модули, выделенные из дисциплин всех циклов, прописанных в ГОС, можно использовать как в базовом, так и дополнительном образовании; и как следствие - 2) технология модульного обучения органично вписывается в систему непрерывного образования.

Схематично принцип построения индивидуальной траектории обучения представлен на рис.2. Стрелками на рисунке показан пример формирования концептуальных (содержательных) линий обучения с учетом межпредметных связей: для того, чтобы освоить содержание модуля М2 дисциплины «Геодезические работы при ведении кадастра», необходимо обладать знаниями и умениями из других предметных областей, а именно знаниями и умениями, приобретаемыми при освоении содержания модуля М2 дисциплины «Картография»; но прежде для освоения содержания модуля М2 дисциплины «Картография» нужно обладать знаниями и умениями, приобретаемыми в результате освоения содержания модуля М1 дисциплины «Картография» и т.д.

 


Концептуальные (и/или содержательные) линии обучения определяют совокупность модулей, которые реализуют в учебном процессе цели обучения и обеспечивают будущего специалиста знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетентность. Напомним, что «содержательные линии обучения указывают основные разделы содержания обучения, а концептуальные - реализуют основную ведущую идею в обучении и позволяют, согласно этой идеи, выстраивать изложение учебного материала и изучение базовых понятий и всего цикла учебных курсов в рамках, например, предметной или специальной подготовки будущего специалиста».

Каковы же отличительные черты модульного обучения? Приведем сравнительный анализ традиционного и модульного обучения, проведенный Дж. Расселом и дополненный И. Прокопенко, П. Юцявичене, Э. Стоунсом и др. (см. Таблицу 2.1.1).

 

Таблица 2.1.1.



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Сущность технологии модульного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность технологии модульного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)