Красный цвет одежды, материи, предметов и т. п.
Номинативное значение слова красный и его синонимов является в поэтических произведениях М. Цветаевой семантической основой большинства переносных и символических значений благодаря широко развитым в языке коннотациям, связанным с номинацией красного. Так, при обозначении красного цвета одежды, ткани, предметов домашнего обихода в стихах и поэмах Цветаевой отчетливо проявляется знаковый характер красного цвета и его оттенков: 1) Белый стан с шнуровочной, Да красный кушак. — Что за круг меж бровочек, Кумашный пятак? 2) Красный бант в волосах! Красный бант в волосах! А мой друг дорогой — Часовой на часах 3) И плащ его красен, И конь его бел 4) — Всё восхваляли! Розового платья Никто не подарил! 5) Полыхни малиновою юбкой 6) Молодость! Мой лоскуток кумашный! 7) Колотёры-молотёры, Полотёры-полодёры. Кумашный стан, Бахромчатый штан 8) Кафтан — нет белее. Кушак — нет алее... 9) В небе-то — ясно, Темно — на дне. Красный один Башмачок на корме 10) Я не танцую, — без моей вины Пошло волнами розовое платье 11) За плащом — рдяным и рваным 12) За пыльным пурпуром твоим брести в суровом Плаще ученика 13) Огненный плащ его, Посвист копья его, Кровокипящего Славьте — коня его! 14) Девчонка Моя кровать была бы голубая, Нет, — алая! А в головах — Амур 15) Словно лес какой червонный — Все склоняются знамена...
В цитированных контекстах знаковый характер имеет фольклорное сближение красного и белого как выразителей положительных эмоций (1, 8), «красный бант» героини (2) — знак ее страсти, «красный башмачок» княжны, погубленной Разиным (9), — след и знак ее жизни, «розовое платье» героини — знак ее мечты в одном контексте (4) и знак юности в другом (10), «малиновая юбка» (5) и «лоскуток кумашный» (6) — знаки молодости на излете, «алая кровать» (14) — знак мечты о красивой и богатой жизни девчонки из пьесы о Казанове, «пыльный пурпур» (12) и «рдяный плащ» (11) в цикле стихов «Ученик» символизируют духовную власть ведущего над ведомым, учителя над учеником, любимого над любящей; «кумашный стан» полотёров, отождествленный с пожаром (7), — символ бунта, революции; слово червонный непосредственно относится к знамени (15).
Цвет, связанный с горением Значение 'цвет, связанный с горением — цвет огня или поверхностей, освещенных огнем, вещества, охваченного огнем или раскаленного, цвет ожога, а также цвет молнии' реализуется у Цветаевой употреблением слов красный, малиновый, пурпуровый, пурпурный, алый, червонный, золотой, а также многочисленными метафорами и перифразами типа зажглась, горит, пожар, костер, факел, петух, коралл. Слова собственно цветовой номинации представлены в таких контекстах: 1) Не красный пожар лесной 2) На красных факелов жгуты 3) С красной молнией и громом 4) Железом ты в меня впился, Как огневая полоса Под красными щипцами — След твоих рук — на память! 5) И, все уже отдав, сей черный столб Я не отдам — за красный нимб Руана! 6) Огнепоклонник! Не поклонюсь! В черных пустотах твоих красных Стройную мощь выкрутив в жгут — Мой это бьет — красный лоскут! 7) Красною кистью Рябина зажглась 8) Хворост — сер. Хочешь — ал? Вместо хворосту — коралл 9) А вон за тою дверцей, Куда народ валит, — Там Иверское сердце, Червонное, горит 10) Под смуглыми веками — Пожар златокрылый 11) Нагота ищет покрова, Оттого так часто горят Чердаки — часто и споро — Час, да наш в красном плаще! 12) Грязь явственно сожжена! Дом — красная бузина! Честь царственно спасена! Дом — красная купина! 13) В сини волны в упор Грудь высокую впер. Посерёдке — костер, Пурпуровый шатёр 14) Жив! Не сожжен, а жгущ, Бьющ — тако огнь пурпурный Лемноса 15) То не два крыла — В золотой костер, То Царевич наш Две руки простер, Две руки свои разом поднял В золотую зарю господню!
Примеры показывают, что в перифрастических обозначениях огня, содержащих слово красный, именной частью являются, как правило, названия конкретных предметов, одежды, плодов, построек и т. д.: красный шатер, красный факел, красный лоскут, красный плащ, красная бузина и др., но наряду с такими перифразами типичны для Цветаевой и перифразы, отсылающие к традиционной библейской символике: красный нимб, красная купина, В таком словоупотреблении можно видеть одно из важнейших свойств цветаевской поэтики — представление символа материальной субстанцией.
Цвет крови или веществ и поверхностей, окрашенных кровью Это значение представлено в поэзии М. Цветаевой употреблением слов с четырьмя различными корнями: красный, пурпурный, пурпуровый, рдеть (рдянь), ржавый: 1) Красною кровью своей клянусь И головою своей кудрявой 2) Не отца седого скорбь Черная, не крови братней Ныне выцветшие пятна, — Пурпурные и поднесь! 3) Пурпуром омрача Меч, улыбался, аще Бог 4) Т е з е й Убей, Царь! Да рдеет Меч! 5) Ночь — ежели черная, — Кровь ежели красная, Бабёнка невздорная, Да на всё согласная 6) Вынимает из тела грешного Пурпуровую — всю — булавочку 7) Царь, еще не докончил сказки! Этой крови узревщи рдянь, Царь, сними роковую дань С града грешного... 8) А от губ — двойной канавой — Что за след такой за ржавый? — Бог спаси нашу державу! — Клюв у филина кровавый!
Слово кумач можно было бы отнести к этому ряду по цветовому подобию, на которое указывает контекст, но не по способу цветовой номинации: А кумач затем — что крови Не видать на кумаче!
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |