Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие страховых организаций как вектор интеграции страховых рынков стран СНГ



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Взаимодействие страховых организаций как вектор интеграции страховых рынков стран СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок




Интеграция международных рынков занимает особое место в системе интегративных процессов. Развитие интеграции рынков происходит во взаимодействии с конкуренцией и сотрудничеством страховых компаний, банков, инвестиционных корпораций.

С одной стороны, национальные финансовые операторы сталкиваются с глобальной конкурентной борьбой, а с другой, − на международных рынках осуществляется широкая кооперация. Поэтому должно быть соответствие народного хозяйства какой-либо страны требованиям международной экономической интеграции. Российские финансовые институты должна быть ориентирована на международные стандарты производительности, капитализации и качества услуг, и т.п. Российским финансовым компаниям (в том числе страховым) необходима конкуренция в масштабах мирового рынка, чтобы технологически быть на высоком уровне. Только если российские компании станут интегрированным компонентом международных рынков, потенциал роста России может быть реализован в полной мере.

В течение последних тридцати лет интернационализация страховой деятельности в наибольшей мере затрагивала страны Западной Европы. Такая тенденция обусловлена высоким уровнем развития в них страхового дела. Однотипные страховые механизмы, географическая близость, развитые коммуникации и коммерческие структуры способствовали углублению взаимодействия между западноевропейскими странами. В результате этого в 90-х гг. возникла новая, международная, глубоко интегрированная общность − единый европейский страховой рынок, устранивший большинство барьеров между странами, входящими в Европейский Союз, на пути движения страховых услуг.

Создание единого экономического пространства упростило процедуру проникновения западноевропейских страховщиков на другие страховые рынки стран ЕС. Процесс интеграции страховых рынков стран ЕС между собой проходит иначе, чем процесс интеграции стран ЕС с остальными странами мира. Более половины всех европейских страховых компаний представлены за рубежом. Не имеют дочерних компаний, филиалов и представительств за границей лишь небольшие страховые фирмы и фирмы, предлагающие специфические страховые продукты, удовлетворяющие потребностям определенного круга страхователей в одной стране. Процесс европеизации страховой деятельности усилился после создания единого европейского страхового рынка и охватил средние по величине компании, так как мегаоператоры имеют транснациональные сети заграничных филиалов и представительств, а мелкие компании не располагают для этого достаточными финансовыми возможностями.

За рубежом страховщики ЕС в основном занимались страхованием «non-life insurance», что объясняется международным характером страхования крупных рисков (large risk), входящих в категорию страхования «non-life insurance». Сегодня, как отмечает А.П. Коваль, президент Всероссийского союза страховщиков, накопительный характер страхования жизни, низкая рисковая составляющая этого вида страхования и длительные сроки вложений привлекают иностранные страховые компании к этому виду страхования на российском рынке[18]. Страхование жизни до последнего времени не попадало в сферу международной деятельности. Желая осуществлять страховую деятельность вне национальной территории, страховые компании для проникновения на иностранные рынки могут воспользоваться такими способами, как:

· учреждение в другой стране дочерней компании, а также слияние или поглощение;

· создание филиала страховой компании за рубежом;

· использование свободы предоставления услуг;

· использование сострахования, перестрахования и фронтирования.

И сегодня все страны выдвигают на первый план защиту интересов своих страхователей, не допускают в процессе интеграционного проникновения на национальный рынок их нарушений страховщиками других стран. Предоставляя национальный режим иностранным страховщикам на отечественном страховом рынке, нужно иметь представление об организации систем страхования взаимодействующих с нами стран.

В настоящее время интеграция страховых рынков в ЕС проходит на фоне уже состоявшегося перехода к единой валюте[19]. Интеграция валютных рынков явилась хорошей предпосылкой и действенным катализатором для дальнейшей интеграции других рынков, для более свободного перелива инвестиционных ресурсов, развития перестрахования. Эти процессы совпадают с тенденцией к глобализации. В 1994 г. в результате принятия директив третьего поколения во внутреннее законодательство стран-членов единый европейский страховой рынок стал реальностью.

Директивы основываются на принципе «единой» лицензии на проведение страхования, выданной страховщику, зарегистрированному на территории одной из стран ЕС, одинаково признаваемой страховыми надзорами других стран, контроле над финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщика только по месту регистрации головного офиса. Однако практика показывает, что единый страховой рынок пока не функционирует эффективным образом. Европейская ассоциация страховщиков (СЕА) составляет с 1996 г. и ежегодно обновляет список проблем, препятствующих трансграничному распространению страховых услуг и эффективному функционированию страхового рынка ЕС, исходя из тех сложностей, с которыми сталкиваются потребители. При этом особое внимание уделяется проблемам транснационализации страхового бизнеса при трансграничной торговле услугами.

В современных условиях динамично развивающийся процесс региональной интеграции набирают силу и способен противостоять глобализации. Региональная интеграция, выступающая как поступательный, но нелинейный процесс, содержит в себе элементы неопределенности, что находит свое отражение в борьбе за вектор развития СНГ как экономического и политического союза или просто единого рынка. Несмотря на отсутствие полноценной реинтеграции на постсоветском пространстве в формате СНГ, Россия не может игнорировать возможности и необходимости сохранения и расширения своих позиций на рынках Содружества. Это диктуется не только геоэкономическими, но, как ни в каком другом случае, и геополитическими интересами страны. В условиях глобальной экономики перед Россией и другими государствами СНГ остро стоит проблема: возможно ли сочетать эффективное развитие сотрудничества и интеграции в системе страховых отношений в СНГ с широким участием в глобальных процессах, развивающихся на мировом страховом рынке. Актуальными вопросами, стоящими перед правительствами стран СНГ и особенно перед страховыми союзами (которые достаточно много времени уделяют разработке методического сопровождения и институционального обеспечения этого процесса), являются определение механизмов, обеспечивающих взаимоувязанную реализацию стратегических направлений − и глобализации, и региональной интеграции в системе страховых отношений, выявления критериев определения допустимой и «безопасной» доли рынка иностранного страховщика[20]?    

Интеграционные процессы между странами СНГ основаны на институциональных особенностях, национальных традициях и социально-экономических интересах, исторических корнях и многолетних производственно-технологических и хозяйственных связях конкретных предприятий, научных организаций, ресурсная кооперация, и единое языковое пространство. Вместе с тем, в условиях экономической глобализации интеграция стран СНГ в любых ее аспектах и проявлениях наталкивается на искусственные барьеры.

В экономической науке интеграцию рассматривают с различных позиций, вследствие чего выделяют различные аспекты этого понятия. И.Ф. Суханова в своем исследовании среди признаков интеграции выделяет «более высокую степень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственных процессов отдельных сторон»[21]. Экономический словарь определяет интеграцию как объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними[22]. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

В последние годы и в российской, и зарубежной теории разрабатывается научный подход к исследованию экономической интеграции, основанный на целостном восприятии единого экономического пространства. В его рамках рассматривается проблема целостной совокупности национальных хозяйств, ее способности к саморазвитию через этапы усложнения и дифференциации. Это означает, во-первых, что в качестве целого признается интеграционная группировка (единое экономическое пространство). Именно это целое становится носителем реальной связи изучаемого объекта (национального хозяйства и т.п.) с другими. Во-вторых, за каждым национальным хозяйством признается его целостность, но не изолированная (атомизированная, отдельная) от других, а являющаяся частностью для другой, более крупной целостности, ее моментом. Национальные хозяйства отдельных стран превращаются в момент воспроизводства единой интегрированной системы. В-третьих, экономическая интеграция как целое требует соответствующего поведения частей. В-четвертых, становление интегрированной целостности ни в коей мере не означает формирования единообразной системы. В ее рамках сохраняется неограниченное национальное разнообразие.

В результате процесс экономической интеграции предстает как процесс становления органичного целого, когда между исходными компонентами создается система связей, имеющая, как отмечает в своем исследовании А.В. Мирошникова, характер целостной структуры. «Органическая целостность сменяет механическую вследствие роста ее плотности»[23]. В дальнейшем определенные изменения претерпевают как части целого, так и сама эта структура. Компоненты «ставшего» органичного целого, будучи продуктом его развития, не могут быть выделены из него как внешне обособленные части без утраты их новой природы. В этом плане, ни одна из существующих интеграционных группировок не является действительной целостностью, где национальные хозяйства либо растворяются полностью, либо существуют как производные части. Тем не менее, в ЕС уже наблюдается процесс превращения национальных хозяйств отдельных стран в составные части органичного целого.

Целью интеграции является объединение ресурсов (финансовых, производственных, сырьевых, интеллектуальных) коммерческих организаций для повышения эффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособности участников объединения. В результате акцентируется проблема организации взаимодействий интегрирующихся субъектов в ходе реализации ими своих интересов. Данному процессу взаимодействия присущи противоречия, которые зависят от интенсивности взаимодействия. В последней четверти XX столетия стали развиваться процессы интеграции групп стран по интересам − процессы регионализации. Фактически весь мир сегодня − это совокупность региональных блоков. Процессы регионализации, создавая замкнутые экономические группировки в целях защиты экономических интересов стран-участниц, не противоречат нарастающей глобализации, так как составляющие этого процесса − интернационализация капитала, трансграничное перемещение факторов производства, углубление и рост технологических, культурных обменов − наиболее интенсивно протекают именно в рамках интеграционных группировок.

Участники региональных группировок стремятся путем объединения своих усилий занять более прочные мирохозяйственные позиции с учетом общих тенденций глобализации и пытаются сообща преодолевать такие угрожающие их экономикам последствия, как утечка капиталов, диспропорции экономического развития. С этих позиций СНГ представляется одним из крупнейших региональных объединений в мировом хозяйстве. Вопреки общемировым тенденциям развития региональных интеграций хозяйственное взаимодействие стран СНГ характеризуется противоречивым сочетанием интеграционно-дезинтеграционных процессов. Первые связаны с институциональной сферой, вторые затрагивают производство.

Разрушив систему сложившихся производственно-технологических и хозяйственных связей, общую инфраструктуру, единую денежную зону, отвергнув идею создания на новых экономических принципах и критериях Евразийского союза, лидеры стран СНГ ограничились локальными, в основном двухсторонними, решениями о таможенном, платежном союзе, охране границ, борьбе с преступностью, формальными договорами о возрождении взаимовыгодных экономических отношений. Такие решения сопровождаются стремлением как можно быстрее прорваться в европейское сообщество и в различные союзы азиатских регионов и стран. Возникающие при этом противоречия приводят, с одной стороны, к неэффективности экономического сотрудничества и недоверию внутри стран СНГ и, с другой, – к конкуренции за прорыв в европейские интеграционные структуры. Об экономической и государственной безопасности при таком подходе к интеграционным процессам в странах СНГ, и, прежде всего России, говорить не приходится. Согласованная политика поддержки интеграционной стратегии в СНГ должна в полной мере учитывать те качественные перемены, которые произошли на постсоюзном пространстве.

За прошедшие годы страны Содружества утвердились как полностью суверенные государства, решили, в основном, задачи, связанные с созданием институтов государственности и формированием национальных рынков со своими ценами, собственными бюджетно-финансовыми и валютными системами. Одновременно страны СНГ стали полноправными субъектами международных отношений, включаясь в мирохозяйственные процессы. Отсюда вытекает ряд важных выводов для корректировки российского интеграционного курса в системе страховых отношений.

Во-первых, России, как, впрочем, и ее партнерам по СНГ, надо твердо определиться со стратегическими приоритетами своей финансовой и экономической политики. Во-вторых, непременным требованием к такой политике является ее реалистичность[24]. Интеграцию в СНГ следовало бы строить не на абстрактных умозрительных схемах, а на деловых межгосударственных программах и конкретных проектах, предусматривающих четкие взаимные обязательства участников и жесткие механизмы их реализации. В-третьих, требуется глубоко осмыслить экономические интересы партнеров по Содружеству и избегать шаблонов в подходе к развитию сотрудничества с каждой страной СНГ с учетом реально формирующейся в СНГ многоуровневой модели взаимоотношений. В-четвертых, важно последовательно укреплять рыночные начала интеграции. По мере перехода стран СНГ к рыночной экономике решающей силой в экономических связях между ними становятся предпринимательские, страховые и банковские структуры. Эффективная интеграция в современных условиях возможна только на основе их практического взаимодействия.

В результате интеграционного взаимодействия гармонического типа формируется специфическая структура − сетевая. Эффективной формой подобной структуры могут стать так называемые гетерорархии − гибкие функциональные иерархические формы, которые быстро создаются и преобразуются в соответствии с меняющимися потребностями. В настоящее время данный тип взаимодействия наиболее ярко проявляется на региональном и субрегиональном уровне, например в рамках ЕС.

При гармоническом типе интеграционного взаимодействия также возникает проблема центра. Однако здесь он выступает не как навязывающий свою волю и свои интересы субъект, а как лидер, который понимает потребности совместного развития и помогает развивать существующие тенденции. В соответствии с терминологией Дж. Бьюкенена такой центр выступает в роли «арбитра различных интересов». Лидер интеграционной группировки гармонического типа действует авансом в пользу всего единого экономического пространства. Как отмечает П. Козловски, в международной сфере определенные институты и режимы, которым отдают предпочтение все страны, возникают только тогда, когда «великая держава готова ради их осуществления делать заранее определенные авансы финансового и организационного характера»[25].

Для этого, прежде всего, необходимо научное обеспечение развития стран СНГ как определенной социально-экономической целостности. В сентябре 2003г. Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан подписали новые соглашения, определяющие стратегию развития финансово-инвестиционного комплекса на едином экономическом пространстве (ЕЭП). Связав страны СНГ дозированными кредитами МФО, Запад направил их по определенному пути экономических реформ, как условию предоставления этих кредитов[26].

Правительство РФ подготовило Концепцию формирования ЕЭП между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, в которой отражена готовность стран-участниц, перейти на режим свободной торговли товарами и услугами без изъятий и ограничений, свободного прохождения инвестиционных ресурсов, а также отказ от применения антидемпинговых и компенсационных мер. Россия активнее всего выступает за формирование ЕЭП, определяя при этом стратегическую линию интегрализма, направленную на объединение постсоветских стран. Между тем, Украина не спешит соглашаться с таможенным союзом, выступая лишь за зону свободной торговли, создание которой для Украины означает отмену изъятий в правилах взимания НДС[27]. И если Украина и Казахстан четко формулируют свои интересы, то Белоруссия, например, считает, что ускоренной динамике формирования ЕЭП будут способствовать совместные (интеграционные) проекты. Вместе с тем, после возникших разногласий по поводу экономического алгоритма поставок газа в Белоруссию, есть основания сомневаться в центростремительных тенденциях в политике Белоруссии. По оценкам российских экспертов, раньше 2005− 2006 гг. подготовить решения по этим вопросам вряд ли удастся.

Создание ЕЭП не препятствует странам СНГ принимать участие в общемировых и европейских интеграционных процессах. Самый конструктивный путь формирования институционального механизма такой интеграции состоит в подготовке и подписании полного пакета предложений, а потом на этой основе принимать решение, по какой конкретной теме и к какой из стран буде применена разноскоростная динамика интеграции, на которой настаивает Украина. Россия должна выступить инвестиционным донором в этих мероприятиях, об этом свидетельствует концепция по формированию единого страхового пространства для размещения инвестиционных резервов страховых компаний.

Логика развития глобализации и регионализации совпадают, но формы регионализации могут нейтрализовать негативное влияние глобализма на национальные государства, находящиеся в стадии реформирования и модернизации. Регионализация в глобализационном аспекте может быть промежуточной и смягчающей ступенькой между системой государств и гомогенным, в конечном счете, глобальным пространством. Локальная экономика или система локальных экономик, представляющих страну в целом, может рассматриваться как инструмент сохранения региональной идентичности.

Экономической интеграции стран Содружества нет альтернативы и, прежде всего потому, что их народно-хозяйственные комплексы остаются взаимозависимыми и взаимодополняемыми. Особенностью интеграции на экономическом пространстве СНГ является то, что одновременно с попытками становления интеграционных отношений в рамках всего Содружества в практике СНГ получают развитие и другие формы межгосударственного взаимодействия, знаменующие разноскоростное сближение стран. Это связано, в частности, с различным пониманием интеграционных целей и задач государствами СНГ[28].

Одним из динамично развивающихся направлений сотрудничества стран СНГ становится сфера страхования. Совместные промышленные проекты, тесные торговые связи, большой объем пассажирских перевозок между странами СНГ требуют координации усилий по созданию эффективной страховой системы возмещения потерь, возникающих при различных катастрофах, авариях и других неблагоприятных событиях. Логически можно предположить, что существуют общие интересы у интегрирующихся субъектов страхового бизнеса, страховых и перестраховочных компаний. Общим для интегрирующихся стран интересом является расширение емкости внутреннего рынка для развивающихся национальных страховых операторов. Страховые рынки стран Содружества более всего нуждаются во взаимодействии в условиях глобальных перемен на мировом страховом рынке после кризиса в 2001 г. Страхование как явление экономической жизни имеет транснациональный характер. Сегодня на страховом рынке наблюдается выраженная тенденция к углублению экономической интеграции, являющаяся следствием серьезной предварительной работы, организационных и политических усилий страховых союзов России, Украины и Белоруссии.

В русле этой тенденции осуществляется сотрудничество государств СНГ в сфере страхования. В ноябре 2003 г. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подписал соглашение с Лигой страховых организаций Украины и Белорусским союзом страховщиков в области страхования. Соглашение, подписанное между страховыми союзами, предусматривает, что стороны будут содействовать компаниям-членам объединений в установлении деловых контактов, что особенно важно при решении вопроса о перестраховании рисков.

Рынок перестрахования в государствах Содружества более профессионален и развит, нежели рынок прямого страхования. Однако и здесь имеются свои проблемы. Первая обусловлена общеэкономическим кризисом, вторая несовершенством правового регулирования страховых и перестраховочных операций в странах СНГ, третья − комплекс проблем учета перестраховочных операций и их налогообложения. Некоторые из этих проблем можно было бы решить посредством разработки и принятия межгосударственных соглашений по вопросам сотрудничества в области перестрахования. Используя преимущества механизма перестрахования, целесообразно было организовать эффективную защиту от промышленных, авиационных, морских, сельскохозяйственных и иных рисков.

Привлекая перестраховочные емкости других стран СНГ, национальный страховщик (перестраховщик) будет меньше обращаться к перестраховщикам дальнего зарубежья, что позволит сократить отток из страны валюты по каналам перестрахования. Совершенствование сотрудничества страховых организаций стран СНГ в области перестрахования является самой актуальной задачей. Относительная успешность этой конкуренции определялась знанием реалий трансформационных экономик, а основной проблемой для перестраховщиков СНГ была и остается недостаточная финансовая емкость: ограниченность собственных капиталов перестраховщиков не позволяет им самостоятельно перестраховывать более крупные риски без привлечения зарубежных конкурентов. При перестраховании крупного риска большая часть полученной премии все равно уходит на западные страховые рынки. После наступления рисковых событий 11 сентября 2001г. тарифы на перестрахование у зарубежных конкурентов сильно выросли, соответственно, резко увеличилась и цена страхования.

 Страховые компании стран СНГ стали более интенсивно работать на своих рынках, передавая, друг другу риски в перестрахование. Страховые компании стран СНГ сегодня могут предоставлять перестраховочную защиту по значительно более низкой цене. Это обстоятельство служит хорошим естественным ограничением для оттока капитала за рубеж, чем любые обсуждаемые меры по административному регулированию этой сферы. В ряде стран СНГ действуют квоты на передачу риска за рубеж и иные ограничения. На страховых рынках СНГ сегодня объективно сложились экономически оправданные схемы «многослойного» и многовариантного перераспределения рисков среди страховых и перестраховочных компаний СНГ. Издержки, возникающие при таком перераспределении рисков, страховым компаниям допустимо увеличивать до тех пор, пока совокупная стоимость перестрахования не сравняется с величиной установленных зарубежных тарифов. Взаимодействие с перестраховочными обществами и страховыми компаниями стран СНГ предоставляет российским перестраховочным и брокерским компаниям возможность использовать стратегию ускоренного развития, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, до вступления России в ВТО.

Подписав интеграционные документы о взаимодействии на перестраховочных рынках, страховые союзы стран СНГ заявили также о намерении осуществлять совместные действия, направленные на развитие, укрепление и защиту национальных страховых рынков, которые будут способствовать гармонизации и сближению институциональных механизмов функционирования национальных страховых систем с ориентацией на стандарты Европейского сообщества. Опыт ЕС свидетельствует, что интеграция может происходить поэтапно: сначала в части операций по видам иным, чем страхование жизни, а затем, по мере накопления опыта, и по страхованию жизни. История создания западноевропейского страхового рынка подтверждает перспективность такой постановки вопроса[29].

Профессиональные объединения страховщиков СНГ формируют взаимовыгодные программы сотрудничества в области подготовки профессиональных кадров, обмена программами обучения и методическими материалами, стажировок, проведения деловых встреч, конференций и семинаров по проблемам стратегии страхового бизнеса. Соглашение о взаимодействии между страховыми рынками следует рассматривать в качестве важнейшего шага в формировании единого страхового пространства на территории стран СНГ.

Экономическое взаимодействие страховых рынков России и стран-участниц СНГ во многом зависит от его правового регулирования и сближения законодательной базы в области страхования всех участников Содружества. Для обеспечения оптимального режима работы страховых компаний желательно в рамках СНГ достичь единообразия в действиях законодательных органов, направленных на повышение действующего норматива затрат на страхование, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также положительного решения по ряду вопросов налогообложения страховых операций. Если рассмотреть особенности развития страховых рынков СНГ, то можно определить доминирование тенденции увлечения обязательными видами страхования. Тенденции белорусского рынка проявляются как позитивными характеристиками (взносы по добровольному страхованию были исключены из налогооблагаемой базы с 2002 г.), так и негативными (1.10.2003 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Белоруссии о том, что частные страховщики не могут участвовать в обязательных видах страхования).

Отметим, что в целом ситуация на рынках СНГ из-за ограниченного платежеспособного спроса населения и экономических агентов на страховые услуги складывается таким образом, что развитие любых видов страхования должно быть подкреплено административным ресурсом, как и продвижение страховых продуктов. Стратегия развития страхового рынка Белоруссии нацелена на заполнение его обязательными видами страхования[30]. Целью таких решений, видимо, является концентрация финансовых потоков в руках правительства. Некоторое время назад по целому ряду вопросов белорусское страховое законодательство можно было характеризовать как самое прогрессивное из стран СНГ.

Важными направлениями сотрудничества являются создание совместных международных страховых компаний и пулов, а также взаимный допуск страховщиков, перестраховщиков и страховых брокеров на рынки стран СНГ. Например, «Российский антитеррористический страховой пул» (РАТСП) был создан в декабре 2001 г. по инициативе шести страховых компаний России. Основной задачей, стоящей перед участниками (РАТСП), является создание полного информационного сопровождения пула. Совокупная емкость Российского антитеррористического страхового пула в 2004 г. составит 845 млн рублей. Целью страхового пула было объединение финансовых возможностей компаний-членов пула для создания системы взаимного перестрахования рисков терроризма. В 2003 г. емкость РАТСП превышала 20 млн долларов. В настоящее время емкости пула хватает для принятия рисков в перестрахование, однако в том случае, если емкости РАТСП будет недостаточно, существуют договоренности о перестраховании этих рисков на специализированных западных рынках, занимающихся страхованием риска терроризма[31].

Глобальная интеграция страховых систем необходима для нормального функционирования отраслей экономики, связанных с международным взаимодействием. Либерализация условий доступа на страховой рынок обеспечит высокий уровень конкуренции страховых компаний, что окажет благотворное влияние на крупные страховые компании в плане транснационализации российского страхового бизнеса. Развитые страны в рамках концепции всеобщей либерализации прилагают последовательные усилия для максимальной интеграции национальных страховых рынков в единое мировое финансовое пространство. Их заинтересованность вызвана в первую очередь тем, что качественно большая конкурентоспособность их страховых корпораций обеспечивает тем уверенное преимущество на зарубежных рынках, а высокий уровень развития финансовых инструментов − уверенный приток в их собственные экономики капитала из менее развитых стран по страховым каналам. Страховые рынки СНГ должны сформировать свое метапросранство на основе взаимодействия финансовых корпораций, развития транснациональных групп, страховых пулов и интеграцию финансовых институтов в систему информационно-сетевой метакорпорации.

Сама природа страхования как универсальной финансовой услуги толкает национальные страховые системы к интеграции в мировом масштабе, определенная степень которой является необходимым условием их эффективности. Инструментом подобной интеграции в первую очередь являются механизмы перестрахования, позволяющие страховым компаниям современного человечества справиться практически с любыми по размеру и сложности рисками. Вступление стран СНГ в ВТО принесет страховым операторам и определенные перспективы: новые технологии, сбалансированные продукты, профессиональных менеджеров.


Заключение

Рассмотрев особенности включения страхового рынка России в мировое страховое пространство, можно сделать вывод, что экономическая интеграция России и других стран СНГ должна помочь раскрытию всех их потенциальных возможностей эффективного участия в мирохозяйственных финансовых процессах. В этом контексте интеграционное сообщество в СНГ необходимо с самого начала строить как составную часть мирового хозяйства, ориентированную на его нормы и правила и не отгораживающуюся от других государств. Это предполагает, что такое сообщество будет последовательно идти по пути формирования открытой экономики и широкой либерализации внешнеэкономических связей. Важнейшим направлением сотрудничества стран СНГ является согласование их действий при подготовке к присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) в части, касающейся страховых услуг. Стремление некоторых из них как можно скорее ценой любых уступок, не считаясь с интересами партнеров, вступить в ВТО создает опасность ухудшения режима торгово-экономических отношений с третьими государствами, а самое главное − может разрушить систему взаимных преференций в СНГ. Сепаратные действия в этих вопросах участников таможенного союза резко осложняют формирование единой таможенной территории с общим внешним таможенным тарифом.

В условиях финансовой глобализации усиливается взаимосвязь и взаимозависимость национальных интегрированных банкостраховых групп, финансовых корпораций и транснациональных операторов из стран базирования СНГ. Конечно, эта взаимозависимость неоднородна, неодинакова и в качественном и в количественном отношении, более того она не является замкнутой или ограниченной от мирового страхового хозяйства. Крупные национальные страховые компании, формируя информационно-сетевую структуру бизнеса, взаимодействуют с многочисленными страховыми компаниями, страховыми пулами, транснациональными группами из разных стран и регионов. Глобальное сотрудничество страховых организаций сегодня включает в себя не только сотрудничество союзов и ведомств надзора. Страховые рынки стран СНГ с незрелыми финансовыми системами нуждаются в особом методическом и информационном обеспечении. Таким образом, разработка концептуальных подходов к проблемам сочетания интеграции страховых отношений стран СНГ с их выходом на мировой страховой рынок должна охватывать задачи расширения международного сотрудничества между страховыми союзами, а также интенсификации интеграционного процесса, повышение результативности взаимодействия его участников. Это базовая предпосылка для преодоления отставания системной экономической интеграции в СНГ от требований времени. Без этого становится беспредметной сама постановка вопроса об обеспечении ее совместимости с процессом вхождения в структуру глобального мирового хозяйства.




2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Взаимодействие страховых организаций как вектор интеграции страховых рынков стран СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие страховых организаций как вектор интеграции страховых рынков стран СНГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)