Принципы и методы работы с родителями, используемые в программе
12 3.2.1. Принципы: · Принцип построения общения на основе взаимоуважения, эмпатии, толерантности, партнерства; · Принцип комплексности; · Принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик; · Принцип развития и сотрудничества (включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов). 3.2.2. Методы: Ориентируясь на достижениях современной психологии, в частности на исследовании Р.В. Овчаровой, в работе с родителями используются: · Мини-лекция по заданной тематике; · Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания; · Конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнения других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества; · Вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка; · Видеокоррекция - просмотр видеозаписей проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, анализ увиденного и поиск решения; · Коммуникативные игры применяются для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях; · Анкетирование родителей -форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкетыслужат исходным эмпирическим материалом для обобщений; · Моделирование игровых и проблемных ситуаций направлено на формирование у родителей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов; · Телесно-ориентированные игры и упражнения - “Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Игры и упражнения позволяют сбрасывать накопленное телесное напряжение, а также с их помощью снимается барьер, «дистанция» в отношениях; · Арттерапевтические упражнения – используются как один из способов самопознания и самовыражения для достижения гармоничного состояния личности.
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ Условия реализации программы Для проведения занятий с родителями необходим просторный кабинет для организации работы с группой от 12 до 20 чел. Пространство рабочей зоны должно быть оборудовано столами и стульями для каждого участника. Также потребуются набор цветных карандашей и бумаги, простой карандаш, бумага для записей. С целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется музыкальное сопровождение (коллекция звуков моря, леса и т.п.). На каждом занятии родитель получает информационный раздаточный материал по теме (буклеты, памятки и т.п.). Техническое оснащение · Магнитофон; · Мультимедийная установка; · Подборка видеозаписей. Кадровое обеспечение Занятия проводятся педагогом – психологом ДОУ c воспитателем, имеющим соответствующую подготовку.
V. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Для оценки эффективности выполнения данной программы используется: 1. Сравнительный анализ опроса родителей на начало и конец учебного года, позволяющий оценить уровень родительской компетенции в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста (Приложение 1). 2. Оценка уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ (Приложение 2). ЛИТЕРАТУРА 1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2001. – 188 с. 2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с. 3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада/ Ватутина Н.Д. - М.: Просвещение, 2003. - № 3. – 104 с., ил. 4. Взаимодействие ДОУ и семьи. /Сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 12 с. 5. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004. 6. Минкевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 64 с. 7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011-256с. 8. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2010. – 80 с. 9. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста. – М., «Скрипторий», 2003. – 48с.
Приложение 1 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Необходимо отметить вариант ответа, с которым Вы согласны. Знаете ли Вы возрастные особенности своего ребенка? а) Знаю, и могу поделиться этим опытом. б) Имею представление, но недостаточно. в) Не знаю, нуждаюсь в данной информации.
12
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |