Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурологические аспекты поэтического текста  Александра Городницкого



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Культурологические аспекты поэтического текста  Александра Городницкого 0.00 из 5.00 0 оценок




Из опыта работы преподавателя отечественной литературы Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий Серовой Татьяны Вадимовны.

Методическая разработка урока по дисциплине «Петербурговедение»        

 

 Современная литература многообразна. Перед преподавателем стоит задача – представить творчество нашего современника, показать, как продолжаются традиции русской литературы, а для этого необходимо погрузить в поэтику (что мы и сделали, работая над стихотворениями).

 Вторая задача, стоящая перед учителем – «приблизить» слушателя к личности поэта. Не на уровне «желтой прессы», о чем изобилуют соответствующие журналы и ток-шоу. А на высоком, гражданском уровне, чтобы ребята гордились своим современником, достойным человеком, ученым, поэтом.

Александр Моисеевич Городницкий родился в Ленинграде на Васильевском острове в далеком 1933 году, детство провел в Коломне, пережил самую страшную голодную и холодную зиму  1941 – 1942 года, вместе с мамой эвакуирован в Омск, где на военном заводе работал отец. Семья вернулась в Ленинград в 1945 году. Детство в лирике осмыслено как жизненный фундамент, определивший дальнейшую жизнь. Впечатления ранних лет связаны с обликом города, узнаваемостью  в топонимике, в знании мифов и реалий города. Поэтический взгляд на Ленинград – очень индивидуален, автобиографичен, даже родственен. Лирический герой воспринимает город не только как место рождения, но и как соучастника всего пережитого, как воспитателя, учителя, которому безмерно благодарен.

Задание 1.

Предлагаю послушать стихотворение «Атланты» А. Городницкого и определить мотив стихотворения, ставшего песней. Ответы:

 – о нашем городе,

 – о судьбе человечества;

 – пацифистический мотив;

 – о каждом из нас, человек должен быть атлантом;

 – о том, что ты не одинок;

-несмотря на то, что я впервые слышу это стихотворение, оно вселяет надежду;

 – если плохо, надо прийти к атлантам, которые без устали держат небо.

Слово преподавателя: такие разные ответы и со всеми хочется согласиться. Каким представляете автора?

Ответы – мужественным, любящим наш город, надежным человеком, многосторонним, очень талантливым и всесторонне образованным.

Самое удивительное, что когда автор, Александр Моисеевич написал стихотворение, позднее ставшее песней и официальным гимном Эрмитажа ( в октябре 2018 года), оно ему совершенно не понравилось! И только спустя 2 года, в 1965 году, оно впервые прозвучало и сразу стало неофициальным гимном нашего города.

Задание 2.

Предлагаю сравнить две литературные справки, выбрать более точную, удачную:  

вариант 1

Александру Городницкому – 85 лет! Александр Моиссевич Городницкий. Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде в семье служащих. С сентября 1941 года – апрель 1942 (самая трудная и голодная зима) жил в блокадном Ленинграде. В 1951 году окончил школу с золотой медалью. В том же году поступил в Горный институт на факультет геофизики. Автор более 30 научных книг по геофизике. Член Союза писателей России (с 1972 ), член международного Cоюза писателей – маринистов. Лауреат Царскосельской литературной премии 1998) и национальной премии «Благодарность». Именем Городницкого названа планета солнечной системы.

 

вариант 2

Уроженец петербургской Коломны. Выпускник Горного института. Геофизик, океанолог. Автор 230 научных статей, 8 монографий. Около пятнадцати лет провел в экспедициях в Заполярье. Участник экспедиций по поискам Атлантиды. Много раз спускался на дно морей и океанов. Доктор физико-математических наук, мореплаватель, исходил почти все океаны планеты. Академик. Почти полвека назад написал первое стихотворение «Геофизический вальс», его песни запели геологи и летчики, альпинисты и моряки. Все, кто любит жизнь. Стихотворение «Атланты» стало неофициальным гимном нашего города.

 

Вывод (после обсуждения): Первая справка включает хронологические периоды жизни поэта. Вторая – делает упор на достижения (профессиональные и литературные) и ближе к публицистическому стилю. Обе справки содержат необходимые сведения для изучения биографии поэта. Нет повторов. Следовательно, следует объединить обе справки, что позволит увеличить информационный материал о поэте.

Соглашаюсь с ребятами, советую познакомиться с сайтом А. Городницкого, который содержит сведения не только биографического характера, но и библиографию, фильмографию поэта.

Задание 3.

Работа в группах. Комментарий учителя: каждаягруппа работает над предложенным стихотворением. Следует после ознакомления со стихотворением ответить (после обсуждения в группе) на вопросы.

 Группа I . Стихотворение «Монолог маршала».

1. Прочитайте внимательно стихотворение. Подготовьте чтеца.

2. О каком маршале идет речь? Почему в стихотворении 8 раз звучит местоимение «Я»?

3. Найдите антитезу в первой строфе. Объясните ее.

4. Попробуйте найти кульминацию стихотворения. В чем раздвоенность душевного состояния лирического героя?

5. Сопоставьте стихотворение Городницкого с отрывком из стихотворения И. Бродского «На смерть Жукова»:

 Сколько он пролил крови солдатской

В землю чужую! Что ж горевал?

 Вспомнил ли их, умирающий в штатской

Белой кровати? Полный провал.

Что ж он ответит. Встретившись в адской

Области с ними? «Я воевал».

После обсуждения в группе напишите развернутый ответ: как поэт изображает двойственность в характере маршала, внутреннюю борьбу? Кто из двух поэтов –  Бродский или Городницкий выступает «грозным судией»?

МОНОЛОГ МАРШАЛА

Я – маршал, посылающий на бой

Своих ушастых стриженых мальчишек.

Идут сейчас веселою гурьбой,

А завтра станут памятников тише.

В огонь полки гоню перед собой

Я маршал, посылающий на бой.

 

Я славою отмечен с давних пор,

Уже воспеты все мои деянья.

Но снится мне зазубренный топор,

И красное мне снится одеянье,

И обелисков каменная твердь.

Я – маршал, посылающий на смерть.

 

Пока в гостях бахвалится жена,

один бреду я по своим хоромам,

И звякают негромко ордена

Неугомонным звоном похоронным,

И заглушить его мне не суметь.

Я – маршал, посылающий на смерть.

 

Не знающему робости в боях.

Немало раз пришлось мне нюхать порох.

Но странный я испытываю страх

В пустых соборах и на школьных сборах.

И объяснить его мне не суметь.

Я – маршал. Посылающий на смерть.

И мне не крикнуть совести: «Не сметь!»

Я маршал, посылающий на смерть. 1967

Ответ (после обсуждения в группе и чтения вслух одним из студентов)

 

Речь идет о маршале Г.К. Жукове, который «выиграл» войну, как говорили солдаты. Это монолог, поэтому 8 раз звучит «Я», попытка разобраться со своей совестью.

Антитеза  – «идут сейчас веселою толпой, а завтра станут памятников тише».

Сразу представляешь документальные кадры, на них мобилизованные, они еще не знают, что их ждет, что многие не вернутся…, превратившись в камень.

 Кульминация в трех последних строчках:

Я – маршал. Посылающий на смерть.

И мне не крикнуть совести: «Не сметь!»

Я – маршал, посылающий на смерть.

Раздвоенность в том, что он вынужден это делать. Он не убийца. Это война. Спустя годы пришло осознание. Кто знает, может без приказа: Ни шагу назад мы бы не выиграли войну?

К сожалению, Бродский в стихотворении «На смерть Жукова» выступает «грозным судией». Дело в том, что Бродский был подростком во время войны, он не воевал, возможно воспоминания отца-фронтовика сформировали такое осуждающее отношение к Жукову. И последние слова: «Я воевал» звучат как оправдание.

 



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Культурологические аспекты поэтического текста  Александра Городницкого 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурологические аспекты поэтического текста  Александра Городницкого

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)