Культурологические аспекты поэтического текста Александра Городницкого
Из опыта работы преподавателя отечественной литературы Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий Серовой Татьяны Вадимовны. Методическая разработка урока по дисциплине «Петербурговедение»
Современная литература многообразна. Перед преподавателем стоит задача – представить творчество нашего современника, показать, как продолжаются традиции русской литературы, а для этого необходимо погрузить в поэтику (что мы и сделали, работая над стихотворениями). Вторая задача, стоящая перед учителем – «приблизить» слушателя к личности поэта. Не на уровне «желтой прессы», о чем изобилуют соответствующие журналы и ток-шоу. А на высоком, гражданском уровне, чтобы ребята гордились своим современником, достойным человеком, ученым, поэтом. Александр Моисеевич Городницкий родился в Ленинграде на Васильевском острове в далеком 1933 году, детство провел в Коломне, пережил самую страшную голодную и холодную зиму 1941 – 1942 года, вместе с мамой эвакуирован в Омск, где на военном заводе работал отец. Семья вернулась в Ленинград в 1945 году. Детство в лирике осмыслено как жизненный фундамент, определивший дальнейшую жизнь. Впечатления ранних лет связаны с обликом города, узнаваемостью в топонимике, в знании мифов и реалий города. Поэтический взгляд на Ленинград – очень индивидуален, автобиографичен, даже родственен. Лирический герой воспринимает город не только как место рождения, но и как соучастника всего пережитого, как воспитателя, учителя, которому безмерно благодарен. Задание 1. Предлагаю послушать стихотворение «Атланты» А. Городницкого и определить мотив стихотворения, ставшего песней. Ответы: – о нашем городе, – о судьбе человечества; – пацифистический мотив; – о каждом из нас, человек должен быть атлантом; – о том, что ты не одинок; -несмотря на то, что я впервые слышу это стихотворение, оно вселяет надежду; – если плохо, надо прийти к атлантам, которые без устали держат небо. Слово преподавателя: такие разные ответы и со всеми хочется согласиться. Каким представляете автора? Ответы – мужественным, любящим наш город, надежным человеком, многосторонним, очень талантливым и всесторонне образованным. Самое удивительное, что когда автор, Александр Моисеевич написал стихотворение, позднее ставшее песней и официальным гимном Эрмитажа ( в октябре 2018 года), оно ему совершенно не понравилось! И только спустя 2 года, в 1965 году, оно впервые прозвучало и сразу стало неофициальным гимном нашего города. Задание 2. Предлагаю сравнить две литературные справки, выбрать более точную, удачную: вариант 1 Александру Городницкому – 85 лет! Александр Моиссевич Городницкий. Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде в семье служащих. С сентября 1941 года – апрель 1942 (самая трудная и голодная зима) жил в блокадном Ленинграде. В 1951 году окончил школу с золотой медалью. В том же году поступил в Горный институт на факультет геофизики. Автор более 30 научных книг по геофизике. Член Союза писателей России (с 1972 ), член международного Cоюза писателей – маринистов. Лауреат Царскосельской литературной премии 1998) и национальной премии «Благодарность». Именем Городницкого названа планета солнечной системы.
вариант 2 Уроженец петербургской Коломны. Выпускник Горного института. Геофизик, океанолог. Автор 230 научных статей, 8 монографий. Около пятнадцати лет провел в экспедициях в Заполярье. Участник экспедиций по поискам Атлантиды. Много раз спускался на дно морей и океанов. Доктор физико-математических наук, мореплаватель, исходил почти все океаны планеты. Академик. Почти полвека назад написал первое стихотворение «Геофизический вальс», его песни запели геологи и летчики, альпинисты и моряки. Все, кто любит жизнь. Стихотворение «Атланты» стало неофициальным гимном нашего города.
Вывод (после обсуждения): Первая справка включает хронологические периоды жизни поэта. Вторая – делает упор на достижения (профессиональные и литературные) и ближе к публицистическому стилю. Обе справки содержат необходимые сведения для изучения биографии поэта. Нет повторов. Следовательно, следует объединить обе справки, что позволит увеличить информационный материал о поэте. Соглашаюсь с ребятами, советую познакомиться с сайтом А. Городницкого, который содержит сведения не только биографического характера, но и библиографию, фильмографию поэта. Задание 3. Работа в группах. Комментарий учителя: каждаягруппа работает над предложенным стихотворением. Следует после ознакомления со стихотворением ответить (после обсуждения в группе) на вопросы. Группа I . Стихотворение «Монолог маршала». 1. Прочитайте внимательно стихотворение. Подготовьте чтеца. 2. О каком маршале идет речь? Почему в стихотворении 8 раз звучит местоимение «Я»? 3. Найдите антитезу в первой строфе. Объясните ее. 4. Попробуйте найти кульминацию стихотворения. В чем раздвоенность душевного состояния лирического героя? 5. Сопоставьте стихотворение Городницкого с отрывком из стихотворения И. Бродского «На смерть Жукова»: Сколько он пролил крови солдатской В землю чужую! Что ж горевал? Вспомнил ли их, умирающий в штатской Белой кровати? Полный провал. Что ж он ответит. Встретившись в адской Области с ними? «Я воевал». После обсуждения в группе напишите развернутый ответ: как поэт изображает двойственность в характере маршала, внутреннюю борьбу? Кто из двух поэтов – Бродский или Городницкий выступает «грозным судией»? МОНОЛОГ МАРШАЛА Я – маршал, посылающий на бой Своих ушастых стриженых мальчишек. Идут сейчас веселою гурьбой, А завтра станут памятников тише. В огонь полки гоню перед собой Я маршал, посылающий на бой.
Я славою отмечен с давних пор, Уже воспеты все мои деянья. Но снится мне зазубренный топор, И красное мне снится одеянье, И обелисков каменная твердь. Я – маршал, посылающий на смерть.
Пока в гостях бахвалится жена, один бреду я по своим хоромам, И звякают негромко ордена Неугомонным звоном похоронным, И заглушить его мне не суметь. Я – маршал, посылающий на смерть.
Не знающему робости в боях. Немало раз пришлось мне нюхать порох. Но странный я испытываю страх В пустых соборах и на школьных сборах. И объяснить его мне не суметь. Я – маршал. Посылающий на смерть. И мне не крикнуть совести: «Не сметь!» Я маршал, посылающий на смерть. 1967 Ответ (после обсуждения в группе и чтения вслух одним из студентов)
Речь идет о маршале Г.К. Жукове, который «выиграл» войну, как говорили солдаты. Это монолог, поэтому 8 раз звучит «Я», попытка разобраться со своей совестью. Антитеза – «идут сейчас веселою толпой, а завтра станут памятников тише». Сразу представляешь документальные кадры, на них мобилизованные, они еще не знают, что их ждет, что многие не вернутся…, превратившись в камень. Кульминация в трех последних строчках: Я – маршал. Посылающий на смерть. И мне не крикнуть совести: «Не сметь!» Я – маршал, посылающий на смерть. Раздвоенность в том, что он вынужден это делать. Он не убийца. Это война. Спустя годы пришло осознание. Кто знает, может без приказа: Ни шагу назад мы бы не выиграли войну? К сожалению, Бродский в стихотворении «На смерть Жукова» выступает «грозным судией». Дело в том, что Бродский был подростком во время войны, он не воевал, возможно воспоминания отца-фронтовика сформировали такое осуждающее отношение к Жукову. И последние слова: «Я воевал» звучат как оправдание.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |