Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Группа 3. Стихотворение «Матюшкин»



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Группа 3. Стихотворение «Матюшкин» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Подготовьте чтеца. Найдите в поисковой системе сведения о лицейских приятелях Пушкина (краткая справка).

2. В стихотворении «19 октября 1825 года » найдите строки, посвященные Матюшкину.

3. Внимательно перечитайте стихотворение Городницкого. Что значит: «дальновиднее из них был мореплаватель Матюшкин»?

4. Какую роль играет отрицательная частица «НЕ» в стихотворении?

5. В каких строчках звучит пушкинский парафраз? Почему автор к нему прибегает?

6. Какие черты Матюшкина близки лирическому герою стихотворения?

7. Проследите смену настроения в стихотворении. Объясните ее.

8. Объясните слово «секстант».

9. Почему наш современник героем стихотворения делает приятеля Пушкина, человека из другой эпохи? (развернутый коллективный ответ)

 

МАТЮШКИН

Вольховский, первый ученик,

Князь Горчаков и гений Пушкин…

Всех дальновиднее из них

Был мореплаватель Матюшкин,

Что поручив себя волнам,

Сумел познать все страны мира,

И жаль, что он известен нам

Лишь как лицейский друг поэта.

Не дал он (не его вина)

Законов мудрых для державы,

За стол багряного сукна

Не приглашал его Державин,

но вне покинутой земли

Такие видел он пейзажи,

Каких представить не могли

Ни Горчаков, ни Пушкин даже.

Жил долго этот человек

И много видел, слава Богу,

Поскольку в свой жестокий век

Всему он предпочел дорогу.

И к новым нас зовя местам,

От всех сомнений панацея,

Зеленый бронзовый секстант

Пылится в комнатах лицея  1977

 

Ответ.

Горчаков Александр Михайлович – по окончании лицея был награжден малой золотой медалью, Дипломат, канцлер Российской империи, именно Горчаков был тем «несчастным», по словам Пушкина, кому пришлось праздновать день Лицея в одиночестве, дожил до 1883 года (пережив всех лицеистов).

Вольховский Владимир Дмитриевич, при выпуске из Лицея был награжден большой золотой медалью. Блестящий офицер, участник сражений на Кавказе, награжден золотой шпагой «За храбрость».

Пушкин Александр Сергеевич – великий русский поэт.

Матюшкин Федор Федорович – приятель Пушкина, единственный из лицеистов стал мореплавателем. Отрывок из стихотворения «19 октября 1825 года»:

Счастливый путь!

С лицейского порога

 ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога

О, волн и бурь счастливое дитя.

Отрицательная частица указывает, что можно не быть дипломатом, как Горчаков («законы мудрые»), не быть поэтом, как Пушкин (Державин присутствовал на переводном экзамене и был в восторге от стихов пятнадцатилетнего поэта )

«В свой жестокий век восславил я свободу».  У Городницкого – дорогу. Матюшкин тоже нашел себя в жизни – он стал великим мореплавателем, вместе с Врангелем исследовал Северный Ледовитый океан, сделал открытия. Городницкому, исследовавшему тайгу и океан, это очень близко. Он сожалеет, что потомки вспоминают Матюшкина, так много сделавшего для науки, только как лицейского приятеля  Пушкина. Об этом напоминает хранящийся в лицейском классе секстант (прибор для измерения высоты солнца над горизонтом для определения местоположения корабля).

Настроение меняется так:  в начале стихотворения оно ровное, повествовательное, мы вспоминаем тех, кто оставил след в культуре и истории России. Затем поэт с восторгом говорит о том, что ему очень близко – «такие видел он пейзажи», «и много видел», «предпочел дорогу». Заканчивается стихотворение грустью, сожалением, что прибор в музее напоминает нам об этом сподвижнике.

 

Группа 4.

 Стихотворение »Памятник».

1. Подготовьте чтеца. Вспомните традицию создания в русской поэзии стихотворения с таким названием. Объясните ее.

2. Внимательно прочитайте стихотворение. Подготовьтесь к выразительному чтению.

3. В чем автобиографизм стихотворения? Соберите материал о лирическом герое.

4. В какой строке автор вступает в полемику с Пушкиным в одноименном стихотворении? (воспользуйтесь текстом пушкинского стихотворения). Объясните этот спор.

5. О какой «господней милости» просит автор?

 

ПАМЯТНИК

Я обошел все континенты света,

 А город мой все тот же с давних пор,

Там девочка, склонясь у парапета,

Рисует мост, решетку и собор.

Звенят трамваи, чаек заглушая.

Качает отражения вода.

А я умру, и «часть меня большая»

Не убежит от тлена никуда.

Моих стихов недолговечен срок.

Бессмертия мне не дали глаголы.

Негромкий незапомнившийся голос

Сотрут с кассет,   предпочитая рок.

Прошу другого у грядущих дней,

Иная мне нужна Господня милость,-

Чтобы одна из песен сохранилась,

Став общей безымянной, не моей.

Чтобы в глухой таежной стороне,

У дымного костра или под крышей,

Ее бы пели, голос мой не слыша

И ничего не зная обо мне.

 

Ответ.

Традиция берет начало с творчества Г.Р. Державина и А.С. Пушкина («Памятник»). Это тема поэта и поэзии. Лирический герой – путешественник, ученый, был на всех материках, даже в Антарктиде. Но  город он называет «своим», вспоминает мост, решетку (Летнего сада, а может Сан-Галли?)

Мы слышим пушкинские и державинские отголоски-(«тлен, часть меня большая не убежит», «милость»).

У Пушкина уверенность: «Весь я не умру…». Городницкий как человек науки, понимающий, что все станет тленом, спокойно говорит, что умрет, что исчезнет голос с кассет, что бессмертие ( в отличие от Пушкина ) он не заслуживает, слишком скромен его «стихов слог».

Милость, о которой он мечтает, чтобы его песни, его мысли, его открытия (не научные!) звучали в любимой обстановке: в тайге, в горах, у костра. И знать его имя совсем не обязательно…

 



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Группа 3. Стихотворение «Матюшкин» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Группа 3. Стихотворение «Матюшкин»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)