Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV . Особенности поэтики (результат работы на уроке, обобщение.)



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
IV . Особенности поэтики (результат работы на уроке, обобщение.) 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Поэт часто повторяет: текст важнее мелодии, песни – одно, а стихи – другое. Песни – это то, «что со всеми вместе».

Стихи – это то, «что наедине с собой!»

Не владея ни голосом, ни гитарой, он не поет свои произведения на концертах. Тем не менее, большинство текстов стали песнями. По словам Льва Аннинского, эти песни бежали по стране «магнитной лентой», их пели у костров, в уютных квартирах интеллигентов, в поездах, чередуя с песнями – бардов: Б. Окуджавы, Ю. Визбора. Вам следует ответить, в чем притягательность лирики поэта? (Ответ – лирика, обращенная в драму).

б) Главной темой лирики Городницкого является Российская история. Он, ученый с мировым именем, не мог представить свое существование ни в одной благополучной стране мира. Выбрана Россия: «И все – таки с детства люблю я, хоть плачь, проселки и серое небо над ними. И эту любовь у меня не отнимет ни пьяный погромщик, ни Бог, ни палач».

В) В его творчестве произошла трансформация исторического факта в поэтическую идею («Кладбище Сен – Женевьев –де – Буа», «Матюшкин, «Теркин в Чечне», «Донской монастырь». Он, по словам. Л.Аннинского», поднимает из гробов русское дворянство» и пред нами выстраивается Россия Пушкина, Чаадаева, Дельвига, Батюшкова, Матюшкина, Карамзина, Кюхельбекера, Пущина. Почему поэт считает их современниками?

Г) Стихи о нашем времени наполнены героическим романтизмом («Песня полярных летчиков», «Пиратская», «Тени тундры» «Шотландская песня», «Теркин в Чечне». «В его судьбе сошлись две линии: мечта и опыт, бунт против внутреннего рабства, понимание, сколь глубоко заложено оно в душу» (Аннинский). Не случайно, именно А.Городницкий стал первым обладателем премии Булата Окуджавы.

Д) Композиционно поэт выстраивает стихотворение, прибегая к повествованию (рассказ), кульминация или открытие  как последний аккорд звучит, как правило, в последней строфе.

 

V . Познакомьтесь с отрывками из интервью с корреспондентом газеты «Аргументы недели» Сергеем Рязановым.

Методика проведения: можно заранее подготовить двоих студентов, учеников, которые проведут диалог. Остальные – слушают. На доске – задание:

 Какой из вопросов – ответов вы считаете

а) открытием;

б) разговором с интересным современником;

в) продолжением «вечного» диалога с поэзией?

д) предложите свою формулировку

По окончании прослушанного диалога выбирают один из вариантов (а, б,,в) Могут предложить свою формулировку.

 

1вопрос: Вы избрали океан сферой научных интересов просто ради образа жизни?

Ответ: Да. Ради возможности плавать в океане, погружаться на дно. Океан – это колыбель жизни. Жизнь умрет на суше, но не в океане, и оттуда снова придет на сушу. Меня всегда поражал такой факт: у океанской воды и человеческой крови абсолютно одинаковый химический состав.

2 вопрос: что важнее – научный флот или свобода?

Ответ: свобода. Двух мнений для меня здесь быть не может. При наличии свободы рано или поздно появится научный флот.

3 вопрос: когда Бродского судили за тунеядство, он сказал: «Я работал – писал стихи». Достаточно ли быть просто поэтом?

Ответ: более чем достаточно. Если бы Эйнштейн не открыл теорию относительности, это сделал бы кто-нибудь другой. Наука движется поступательно. А вот за Бродского, Пушкина или даже за Батюшкова никто бы не написал так, как они. Поэтому искусство – самая благородная работа.

4 вопрос: У меня почему – то прежде всего вы ассоциируетесь со стихотворением «Я палил из карабина»

Ответ: Я много глупостей делал в жизни, но тот случай, слава Богу, не стал трагическим. В 1962 году под Игаркой мне пришлось защищать женщину от группового изнасилования пьяными блатарями. Я стрелял в них. Поэт не может стать убийцей, или он не поэт; исключений нет и быть не может.

5.вопрос: на Болотной площади очень не хватало «шестидесятников». Вас не позвали на митинг?

Ответ: Я тогда не был в России. Да и вряд ли согласился бы. Да, были Дима Быков, Юра Шевчук. Но мое место как поэта – не на митинге. Главная проблема – изжить «рабский ген».

6вопрос: а как его изжить?

Ответ: Все пройдет. «Оттепели и похолодания» могут чередоваться, но в целом Россия движется в правильном направлении.

 

Слушаем каждого! (равнодушных нет)

Назовите главный, с вашей точки зрения, ответ поэта А. Городницкого, нашего современника:

-поэт не может быть убийцей;

-изжить в себе раба;

-наука движется поступательно;

-океан-это колыбель жизни;

-у океанской воды и человеческой крови один химический состав;

-жизнь умрет на суше, но не в воде;

-атланты – символ нашего народа;

-жизнь все равно возродится;

-«не крикнуть совести: не сметь»

-Россия движется в поступательном направлении;

-искусство – самая благородная работа;

-«предпочти свою дорогу»

-уметь держать небо (все, что дорого)

 

Слово преподавателя:

Александр Моисеевич давно живет в Москве, но свой день рождения всегда отмечает в родном городе. Советую ребятам в марте следить за афишами. И ждать встречи с поэтом в библиотеках и театральных площадках города.

 

Использованная литература:

1. Аннинский, Л.А.Горький дым [Текст]/Л.Аннинский // Аннинский Л.А.Барды. – М.: Согласие, 1999.-С.44-68

2. Истомин, С.Знаменитые барды России [ Текст]/С. Истомин, Д.Денисенко .-М .: Вече, 2002 . – С. 191 – 200

3. Камша, В. Геофизика и лирика [Текст]/ В.Камша//Город  – 2013. – №10. – С. 28-30.

4. Городницкий А. Легенда о доме[Текст ]: Избранные стихотворения и песни / А. Городницкий.-СПб.: Азбука классики, 2010 . – 285с.

5. Рязанов, С.Океан мысли[Текст ] /С. Рязанов//Аргументы недели.-2013-4 апр. (№13 (355)).-Океан мысли.

6. Ляпина Л.Е Мир Петербурга в русской поэзии: аспекты исторической поэтики. – СПб.:РГПУ им. А.Герцена, 2018.-199с

7. Городницкий А. Различие в возрасте :Избранные стихотворения и песни/А.Городницкий .-СПб.2018.-131с.

8. www.gorodnitsky.com

 

                      

 

 



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
IV . Особенности поэтики (результат работы на уроке, обобщение.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV . Особенности поэтики (результат работы на уроке, обобщение.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)