Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Высшая нравственность в народе.



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Высшая нравственность в народе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ужасно трудно описать характер народа – жизнь.

   Л.Н.Толстой.

«Мысль народная» определяет в «Войне не только исторические и художественные основы произведения, но и философские его темы. Народ в романе Толстого – категория не только и не столько социальная, сколько нравственная. Народ – это и солдаты, и Тихон Щербатый, и Наташа Ростова, и Кутузов, и Пьер, и Платон Каратаев, и князь Андрей. Для всех их характерно общее чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма». «И благо тому народу, - говорит писатель, - который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и, перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуты испытаний, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью».

Так, на борьбу с Наполеоном, вторгшимся в пределы России, поднялся весь народ. Действия русских людей проистекали из единства их интересов. Говоря о народе и его подвиге в Отечественной войне, Толстой имел в виду, что чувство патриотизма и ненависти к захватчикам охватило все социальные слои без исключения. «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что и в Москве: богатые уходили, оставляя свое имущество, бедные уничтожали все, что могло быть полезно врагам. Для русских людей не было вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под управлением французов нельзя было быть».

Главной и решающей силой, уничтожившей орды Бонапарта, был «простой русский мужик: ополченцы, с говором и хохотом работавшие на кургане под Бородином, солдаты армии, жители деревень и городов, уходившие в партизаны и громившие врага».

В Смоленске, по мнению Толстого, русские солдаты в первый раз по-настоящему дрались за свою родную землю. И именно здесь проявился впервые в этой войне тот великий дух войска, который потом помог одержать огромную – и прежде всего моральную – победу на Бородинском поле.

«Скрытая теплота патриотизма», которая была во всех защитниках отечества, помогала им переносить трудности войны. Положение солдат было крайне тяжелым: «на сто тысяч войска насчитывалось малым числом двадцать тысяч раненых, оказать помощь которым было почти невозможно». Каждую минуту жизнь солдат подвергалась опасности. Но, несмотря на это, они «подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством». И «войска стояли твердо на своих местах, и французы не стали атаковать более».

Воплощением этого мужества, стойкости и героизма был для Толстого Тихон Щербатый. В этом образе воплощен дух народа-мстителя, сила и смекалка, ловкость и удаль русского крестьянина, который с топором в руках идет не потому, что его кто-то понуждает, не под влиянием красивой фразы, а под воздействием истинно патриотического чувства гнева и ненависти к врагу. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким. Французы для него не люди, а враги, и только враги.

Мы еще не видим Тихона, но образ его уже появляется в том, как говорят о нем товарищи по оружию, в их грубоватых словах чувствуются восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну, ловок», «Экая бестия». Движения его ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, наблюдаем, как он «бултыхнулся в речку», «выбрался на четвереньках», «побежал дальше». Он весь в движении, в порыве, в действии. Его речь динамична, она отличается краткостью, лаконизмом, скрытым юмором: «Один и навернись…Я его таким манером и сгреб…Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами…». Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличают Тихона Щербатого. Он был не только самым полезным и храбрым человеком, но и «шутом всех казаков, гусаров, и сам охотно поддавался этому чину».

Создавая образ народа-мстителя, Толстой показывает не только ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Недаром после всего того, что Пьер видел на Бородинском поле, солдаты и ополченцы представлялись ему «со своими простыми, твердыми лицами». В характере Щербатого воплощены «простота, добро и правда» - те высокие качества, которыми отличаются и отдельные герои «Войны и мира», и собирательный образ народа.

В крестьянстве Толстой видел мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов. И в своем романе писатель освещает крестьянство не с классовой, а с морально-психологической стороны. Образ Каратаева должен был наиболее полно воплотить все лучшие черты русского крестьянства, как его понимал Толстой. Пьер Безухов встречается с Платоном Каратаевым в исключительно тяжелых условиях, в бараке для военнопленных. «Он [Пьер] чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь не в его власти». В этот момент душевной катастрофы и происходит его встреча с Платоном. Первое впечатление от Каратаева было впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру «такое выражение ласки было в его певучем голосе, что … у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Когда он на другой день увидел Каратаева, «первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне. Он восхищался Каратаевым».

У Платона Каратаева личное, индивидуальное заслонено «роевым», слитностью с крестьянским миром. Еще одна характерная черта Платона, непротивленство злу, подчеркнута характером пословиц и поговорок, которыми полна его речь: «Рок головы ищет», «Не нашим умом, а божьим судом», «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

В образе Каратаева Толстой хотел воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства. Его принципом было «жить по-божьи, творя любовь и добро».

Мне симпатичен образ Платона Каратаева, потому что он как никто другой может успокоить и «помочь жить».

Каждый из них (и Каратаев, и Тушин, и Тимохин, и Щербатый, и многие другие) по-своему любил свою родину и противостоял захватчикам. Они были едины в своем стремлении к свободе, и это для них было самое святое. Вот величайшее проявление необыкновенной стойкости, выносливости, духовной и нравственной силы русского народа.

«Решилась Расея» – вот нравственная и философская идея «мысли народной» в романе Толстого «Война и мир».

Заканчивая размышления о «Войне и мире», мне хотелось бы заметить, что глубина любого мотива, образа в романе воистину небывалая и неповторимая. Недаром Флобер, прочитав «Войну и мир» на французском языке, воскликнул о Толстом: «Это Шекспир, это Шекспир!». Но мне кажется, что даже подобное сравнение не исчерпывает всех достоинств гениального Толстого.

«Анна Каренина»: нравственные проблемы.

Кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот должен в первую очередь изучить его в семейном, домашнем быту.

   В.Г.Белинский

 

В шестидесятые годы девятнадцатого века в России происходили существенные изменения, оказавшие огромное влияние на бытовые и семейные отношения. Это очень волновало Л.Н.Толстого. И он написал роман о повседневной жизни дворян и чиновничества, в котором, в отличие от «Войны и мира», главной идеей стала «мысль семейная».

Уже первой фразой («Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные семьи несчастливы по-своему») Толстой подчеркивает, что рассказ пойдет о семейных взаимоотношениях, о том, как были счастливы и несчастливы Щербацкие, Каренины, Левины. Как же сложилась их жизнь?

Анна Аркадьевна и Алексей Александрович Каренины жили спокойно. Каренин – царский чиновник, за которого Анну выдали замуж совсем девочкой. Он «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Однако он был холоден, и «каждая минута в его жизни была занята и распределена». Внешне все было благополучно в этом доме. Анна обожала сына Сережу, вела светский образ жизни, и, казалось, ничто не нарушит покоя этой семьи. Но неожиданно в их жизнь врывается граф Вронский, который переворачивает все. Анна, цельная и непосредственная натура, полюбила его всем сердцем. Она пожертвовала ради него всем, чем имела, и от него ждала того же. А он вскоре охладел к ней. И Анна это мгновенно почувствовала. Вспомним ее слова: «Я хочу любви, а ее нет…». Когда Анна явно обнаружила охлаждение Вронского, она решила, что все для нее кончено. «Всё неправда, всё ложь, всё обман, всё зло…» - таков итог, к которому она пришла накануне смерти. Конечно, это трагедия. Толстой понимает это. Но он не осуждает Анну за то, что она искренне полюбила Вронского и даже за то, что она бросила вызов обществу. Писатель возмущен тем, что ради личного счастья Анна посмела разрушить семью.

В этом я не согласен с Толстым, человек должен стремиться к своему счастью, а Анна с Карениным счастлива не была. Казалось бы, Каренин – положительный герой, в нем все хорошо и правильно, даже слишком правильно. Но душевной теплоты от него не исходило, поэтому в конце романа мы не сожалеем о расставании с этим персонажем. Вся суть Каренина в том, что «всю свою жизнь Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражением жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее». Его философия заключается в соблюдении «внешних правил приличия»: узнав об измене Анны, он был более всего озабочен тем, что нарушался привычный распорядок его жизни и волновался о том, чтобы семейная драма не стала предметом светских сплетен, которые могли бы вредно повлиять на его служебную карьеру. «Так! но я требую соблюдения внешних условий приличия до тех пор, - голос Каренина задрожал, - пока я приму меры, обеспечивающие мою честь, и сообщу их вам». Но какие меры против живой жизни, против искреннего чувства большой любви, охватившего Анну, - какие меры мог предпринять этот сухой, холодный человек с тусклыми, неподвижными глазами и тонким бесстрастным голосом? Страдая, Каренин почти не способен был к состраданию. «Переноситься мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александровичу, - говорит Толстой. – Он считал это душевное действие вредным и опасным фантазерством. О какой нравственности может идти речь, если человек думает в первую очередь о своей показной чести?!

Мне кажется, что вся суть сюжетной линии Анна – Каренин – Вронский выражена в эпиграфе к роману: «Мне отмщение, и аз воздам». И сегодня этот эпиграф трактуется разными критиками по-разному.

Профессор Н.Н.Гусев считает, что в финале романа Толстой не осуждает, а оправдывает Анну Каренину. Её самоубийство, пишет он, «получает нравственный характер: она уходит из жизни, чтобы распутать тот сложный клубок противоречий, в котором запуталась ее жизнь, жизни Каренина и Вронского. И умирает она в приподнятом настроении, с мыслью о том, что она не гадка, а жалка и прекрасна».

В.В.Вересаев понял смысл эпиграфа иначе. В своей книге «Живая жизнь» он говорит: «Если бы Анна чисто и честно отдалась этой силе, перед ней бы раскрылась новая, цельная жизнь. Но Анна испугалась мелким страхом перед человеческим осуждением, перед потерею своего положения в свете. И глубокое ясное чувство загрязнилось ложью, превратилось в запретное наслаждение, стало мелким и мутным».

В 1906 году две гимназистки направили Толстому письмо, где предложили свое толкование эпиграфа. «Мы думали, - писали они, - что смысл эпиграфа состоит в том, что человек, нарушивший нравственные правила, будет наказан. И Толстой ответил им коротко: «Вы правы».

Теперь о любимом герое Толстого. О внешности Левина Толстой сообщает очень мало, но он обращает внимание на следующие детали: «гимнаст, поднимающий одной рукой пять пудов», «скотовод, охотник», «в углу его кабинета стояли две пудовые гири», «первый русский конькобежец», «он сам косил». В начале романа Левину тридцать два года.

Интересы Левина разнообразны. Взгляды нашего героя прогрессивны: он поддерживает крестьянскую реформу 1861 года. «Странный помещик», каким представляется людям его среды Константин Левин, он мечтает о том, чтобы наступили «вместо бедности – общее богатство, вместо вражды – согласие интересов». Всего этого можно достигнуть упорнейшим трудом – такова основная мысль Левина.

Я считаю, что Левин в «Анне Карениной», как и Каратаев в «Войне и мире», - лирический герои Толстого. И действительно, эти персонажи во многом похожи: они оба придерживаются основной концепции Толстого – непротивления злу. Кроме того, Леви придерживается идеи единения с крестьянством (вспомним Пьера Безухова). Его идеал – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убежден в спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путем «опрощения» воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности.

Но Левин раскрыт в романе не только как мыслящий помещик. Это человек большой души, чуткой совести и безукоризненной моральной чистоты. Своего любимого героя автор наделяет высоконравственными качествами, которые так ярко проявляются в его светлой, чистой любви к Кити, как и вообще в его взглядах на женщину и семью.

Идейный путь Левина с большой правдивостью и точностью отразил эволюцию сознания самого писателя в годы работы над романом. В раздумьях своего героя писатель выражал свои собственные тревожные мысли о судьбе дворянства, о путях развития России.



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Высшая нравственность в народе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Высшая нравственность в народе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)