Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искренность как высшая форма нравственности.



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Искренность как высшая форма нравственности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чем меньше имело значения мнение людей, тем сильнее чувствовался бог.

Л.Н.Толстой

    «Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость, - писал Толстой. – Только эта цель – радость – вполне достойна жизни. Отречение, крест, отдать жизнь – все это для радости». «Толстой, - вспоминал А. Кони, - говорил, что человек обязан быть счастлив, как обязан быть чистоплотным».

Истина, добро и правда были для писателя неотделимыми сторонами единой сущности. В своих лучших произведениях, утверждая нравственные ценности, писатель никогда не морализировал, а доказывал их необходимость для человека.

    В «Отце Сергии» Толстой показывает жизнь человека, хотя и направляемую идеалом, гораздо более высоким, чем идеал «легкой, приятной и приличной жизни», но все же ошибочным. Основным стимулом всех поступков героя было честолюбие, он всегда стремился «во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей».

    Оставив блестящий гвардейский полк, чтобы уйти в монастырь, он изменил даже имя, в самой своей сущности оставаясь в то же время тем же тщеславным человеком. Он «радовался тем восхвалениям, которыми окружали его», умилялся себе. А всякая ориентация на чужое мнение, желание славы, похвалы, одобрения, по наблюдениям Толстого, разрушительна для того чувства и дела, которыми человек гордится, они перестают быть духовно значимыми для него.

    Иначе говоря, самой большой ошибкой жизненного пути отца Сергия была неискренность по отношению к другим и к самому себе. Наш герой поставил перед собой цель, но добивался на самом деле не ее. Гордость и тщеславие приняли у него парадоксальную форму стремления к смирению. Он оказывается в неразрешимом положении: чем сильнее, упорнее он преследует свою иллюзорную цель, тем дальше он уходит от истинной цели, тем все более попадает в «тот ложный круг, при котором смирение оказывается гордыней».

    Почему так получилось? Почему, несмотря ни на что, отец Сергий испытывает тревогу и неудовлетворенность? Потому что вся его жизнь – фальшь. Он обманывал себя, пытаясь доказать самому себе, что он лучше всех. Позже наш герой осознал и эту проблему, но попытки и ее решения только усугубили его страдания. Отсутствие искренности – вот ключ к его проблемам.

    Но в конце своего жизненного пути отец Сергий, прошедший долгий и трудный путь, добившийся блестящих успехов и в светской, и в монашеской карьере, находит истину благодаря незаметной, внешне совершенно, казалось бы, «ничтожной женщине». Оказывается, что жалкая, робкая Пашенька, которую отец Сергий знал еще в детстве, жила подлинной жизнью и могла научить и спасти от отчаяния того, кто долгие годы учил и наставлял сотни людей. Она была одна из тех «тысяч безвестных, самых лучших, как все безвестное, женщин, утешительниц пьяных, слабых, развратных людей, тех, для которых нужнее, чем кому-нибудь, утешения любви».

    Обыкновенной, ничем не примечательной была жизнь этой женщины, отданной семье. Пашенька, никогда не задумываясь о своем «значении», просто жила помогла, утешала и служила людям, с которыми ее связала судьба. И отец Сергий признается: «Пашенька – именно то, чем я должен был быть и чем я не был… Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных мною вещей для людей».

    Все близкое к естественному, природному началу было высшим выражением истины для Толстого. Вот почему именно в Пашеньке, вся жизнь которой – бесконечное служение людям, находит свое спасение «заблудший, гордый грешник» – отец Сергий.

    В рассказе «После бала» Толстой развивает мысль о том, что искренность и нравственность – самые важные критерии оценки человека. Это произведение было написано в последние годы жизни великого писателя. В нем рассказано о действительном событии, о котором Толстой узнал, когда был студентом в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, влюбился в дочь местного военоначальника и мечтал о женитьбе. Но однажды совершенно случайно он стал свидетелем экзекуции, которой руководил отец его невесты, полковник. Он увидел, как провинившегося солдата гонят сквозь строй и под грохот барабанов бьют по спине. Бравый полковник накануне вечером весело танцевал мазурку на балу с красавицей дочерью, а рано утром отправился на плац и хладнокровно распоряжался истязанием солдата. Ему не приходило в голову, что он палач и мучитель. Не теряя присутствия духа, он спокойно «засекал этого солдата до смерти и возвращался отобедать в семью».

    Держать правой рукой в замшевой перчатке за талию свою дочь во время мазурки и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, сбившегося с ритма наказания палками, - для Петра Владиславовича не имеет особой разницы. В сознании Ивана Васильевича, рассказчика, облик полковника раздваивается, приобретая чуть ли не инфернальный, дьявольский смысл. Разрозненные детали портрета и жесты вдруг сливаются воедино, являя взору леденящий душу образ Петра Владиславовича. Нежный поцелуй в лоб дочери после танца и подчеркнутое портретное сходство с Николаем I живо обнажают смысл этого общеизвестного иудиного жеста. А красивая, статная, высокая фигура полковника, его румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка… в его блестящих глазах и губах» – эти портретные детали Петра Владиславовича не только переходят из сцены бала в эпизод экзекуции, но и неожиданно повторяются в ангельском, «бестелесном» облике его дочери Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и величественная», во всем белом и опять-таки с «сияющим, зарумянившимся лицом и ласковыми, милыми глазами». Недаром, когда Ивану Васильевичу впоследствии приходилось видеть улыбку на лице Вареньки, он «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему «становилось как-то неловко и неприятно».

По ходу развертывания сюжета ангельское и иудино начинают противоестественно просвечивать друг через друга в обликах и Петра Владиславовича, и Вареньки, обнажая «оборотническую» природу современной Толстому жизни.

 

В заключение мне хотелось бы сказать, что в каждом произведении Толстой выражает свои философские взгляды на ту или иную проблему. Мы можем соглашаться или не соглашаться с писателем. Но, как сказал М.А. Шолохов, «Лев Толстой навсегда останется в русской и мировой литературе величавой, недосягаемой вершиной». Кроме того, в наследии Толстого есть то, что не отошло в прошлое, то, что принадлежит настоящему и будущему – ведь его произведения помогают нам понять суть проблем, которые существовали и будут существовать.

 Талант Толстого многогранен – он пытался осветить и социальные, и философские, и политические, и нравственные стороны жизни. Но самое главное – писатель помогает нам найти свой путь в жизни.

«Истина где-то рядом,» - вот главная философская мысль Толстого. И в своих произведениях он указывает нам дорогу к ней.

        

        


 

Список литературы.

 

1. К.Н. Ломунов. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества»

2. З.С. Шепелева. «Лев Николаевич Толстой. Краткий очерк жизни и творчества»

3. М.Б. Храпченко. Комментарии к собранию сочинений Л.Н.Толстого

4. А.А. Сабуров. ««Война и мир» Л.Н.Толстого»

5. С. Бочаров. «Роман Толстого «Война и мир»»

6. М. Мотылева. ««Война и мир» за рубежом»

7. А.В. Чичерин. «Возникновение романа-эпопеи»

8. Т.Г. Браже. «Целостное изучение эпического произведения»

9. П. Чирков. ««Война и мир» Толстого как художествен-

ное целое».

 

 



2019-12-29 246 Обсуждений (0)
Искренность как высшая форма нравственности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искренность как высшая форма нравственности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)