Динамика оптового товарооборота ООО «Ивушка» за 2007-2009 годы
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
Где Тф − фактический товарооборот; Тб − базовый товарооборот; п – количество анализируемых периодов.
% (в действующих ценах) % (в сопоставимых ценах)
Из таблицы видно, что за последние три года оптовый товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2007 года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема оптового товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением оптовых цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3). Оптовый товарооборот фирмы за 2009 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2007 году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2008 году на 21,343%, в 2009 году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие. Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте (Таблица 2.2.)
Таблица 2.2. Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2008 − 2009 год
Товарооборот ООО «Ивушка» за отчетный год вырос на 23,6198%, абсолютный прирост составил 19304 тыс. руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот оптового предприятия ООО «Ивушка» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый. В I квартале отчетного года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 28,2578%, а абсолютное увеличение составило 5367 тыс. руб. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 0,4426%, прибыль составила 97 тыс. руб.. В III квартале товарооборот по сравнению с 2008 годом вырос на 30,3495%, абсолютное отклонение составило 6130рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 23,6198%, а абсолютное отклонение составило 7710 тыс. руб.. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что увеличился удельный вес I квартала (с 23,239% до 24,111173%). Удельный вес II, III, IV квартала увеличился по сравнению с плановым годом. Но товарооборот по кварталам в 2008году распределился более равномерно, чем в 2008 году. Для определения равномерности развития оптового товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение ( ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичное отклонение:
- процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; - процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; - число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. Коэффициент вариации: Где - среднее квадратичное отклонение; - темп отклонения товарооборота за квартал. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент ритмичности:
- коэффициент вариации. Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица (таблица 2.3.) Таблица 2.3. Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2008 – 2009 года
Итак, колебание в развитии товарооборота составляет 62,055%. Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным только на 50,0001%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот. На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера. Таблица 2.4. Определение сезонности продажи товаров по кварталам года за 2008 -2009 года
По данным таблицы можно сделать вывод, что наибольший спрос на продукцию в IV квартале (114%), а наименьший в I квартале (93%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2010 года. Проведем анализ структуры товарооборота. Под структурой товарооборота понимается удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме товарооборота. Удельный вес группы товаров определяется по следующей формуле:
Где Тгр – товарооборот группы товаров; То – товарооборот общий. Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, сгруппированных в 7 товарных групп. Динамику реализации по отдельным товарным группам изучаем путем составления таблицы 2.5. Таблица 2.5. Анализ структуры товарооборота ООО «Ивушка»
Реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано в основном повышением оптовых цен. В сопоставимой оценке продажа мебели для детских комнат снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 2,65481 тыс. руб. Неравномерность развития оптового товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота. Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи мебели для кухни и офисной мебели (на 30,49% и 30,72% соответственно). Увеличилась доля мягкой мебели и прихожих в общем товарообороте (29,098% и 29,06% соответственно). Продажа мебели для гостиной увеличилась на 28,33%. Продажа спальной мебели выросла на 20,78%, но при этом удельный вес в общем товарообороте снизился на 0,39%. Возрос удельный вес мебели для детской комнаты на 4,04%, удельный вес в общем товарообороте снизился на 2,65%. Средний рост товарооборота по всем товарным группам составил 23,62% . Оптовый товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации кухонной и офисной мебели.
2.3. Факторный анализ оптового товарооборота
Оптовый товарооборот предприятия ООО «Ивушка» изменился под действием следующих факторов: - влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; - состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия. Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года:
Тс = Тф / Јцен,
Где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах Тф – товарооборот в фактических ценах; Јцен – индекс цен Јцен в 2009 г. = 1,1
Тс = 101032 / 1,1 = 91847,2727
Влияние изменения цен = 101032 - 91847,2727 = 9184,727273 тыс. руб. За счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числе за счет изменения физического объема товарооборота: 91847,2727 – 81728 = 10119,27273 тыс. руб. итого: 9184,727273 + 10119,27273 = 19304 тыс. руб. Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разниц:
ПТ = Т/Ч, Где ПТ – производительность труда; Ч – численность рабочих ПТ (плановая) = 81728/12 = 6810,66667 тыс. руб. ПТ (фактическая) = 101032/14= 7216,571429 тыс. руб.
Влияние численности работников: (Чф-Чпл)*ПТпл Где Чф – численность фактическая; Чпл – численнсоть плановая; ПТпл – производительность труда плановая. Влияние производительности труда: (ПТф-ПТпл)*Чф Где ПТф – производительность труда фактическая; ПТпл - производительность труда плановая; Чф – численность фактическая. Таблица 6. Влияние трудовых ресурсов на динамику товарооборота
Таким образом, за счет роста численности работников товарооборот увеличился на 1362,33 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда товарооборот повысился на 5682,66 тыс. руб. В общем, за счет трудовых ресурсов товарооборот увеличился на 19304 рублей. 2.4. Резервы увеличения товарооборота на предприятии
Увеличить товарооборот предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер. По результатам анализа можно сделать следующие предложения: 1. Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. С этой целью производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками. 2. Во-вторых, добиться роста эффективности труда торговых работников. С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. 3. экономической службе ООО «Ивушка» разрабатывать прогнозы развития оптового товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов. Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития оптового товарооборота по периодам года и по отделам предприятия. 4. совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.). Заключение
Изучив теоретический материал по теме работы, можно, обобщив изученные вопросы, сделать следующие выводы по данной работе. В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия: экономико-статистический; основанный на расчете коэффициентов эластичности; экономико-математического моделирования; поэтапный. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется. Проведенный на основе полученных данных анализ основных показателей финансово- хозяйственной деятельности за 2007-2009 годы ООО «Ивушка», позволяет сделать следующие выводы: 1. Оптовый товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его составляют в среднем 23,6198%; 2. Достигнут рост товарооборота практически по всем товарным группам которыми торгует предприятие; 3. Прирост товарооборота, в основном, достигнут в основном за счет влияния цен, а также за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.; 4. На предприятии увеличилась производительность труда работников на 6%. ООО «Ивушка» на сегодняшний день, с моей точки зрения, можно отнести к стабильным предприятиям г. Архангельска. Высокий уровень заработной платы, отсутствие текучести кадров, высокий покупательный спрос. Предприятие успешно конкурирует с другими мебельными предприятиями нашего города. Основная задача предприятия - удовлетворение запросов потребителей, что подразумевает постоянное обновление ассортимента, удержание стабильной сравнительно невысокой цены. Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать результаты труда и деятельность его работников, обеспечивать конкурентоспособность на рынке труда и готовой продукции, необходимую рентабельность и прибыльность продукции. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли. Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция повышения эффективности деятельности предприятия.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |