Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специальная дисциплинарная ответственность



2019-12-29 490 Обсуждений (0)
Специальная дисциплинарная ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. В этих актах, как уже отмечалось, могут предусматриваться и более строгие меры взыскания, отличающиеся от тех, которые возлагаются на работников при общей дисциплинарной ответственности, хотя и при специальной применяются меры, в том числе перечисленные в ст. 192 ТК.

Среди ученых в области трудового права нет единого мнения по поводу критериев отличия специальной дисциплинарной ответственности от общей дисциплинарной ответственности в сфере труда.

О.И. Карпенко в качестве таких критериев выделяет: круг субъектов ответственности; более широкое понятие дисциплинарного проступка по уставам и положениям о дисциплине; применение более строгих мер дисциплинарного взыскания за нарушение дисциплины труда[55].

По мнению В.Г. Самойлова, таких критериев "существует объективно больше": по составу субъектов; по источникам правового регулирования; по видам дисциплинарных взысканий; по порядку применения мер дисциплинарной ответственности и снятия взысканий; по порядку обжалования примененных мер дисциплинарного взыскания[56].

Анализ специального законодательства о дисциплине труда позволяет прийти к выводу, что более правильной является позиция по этому вопросу К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой, которые считают, что специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей дисциплинарной ответственности в основном:

- по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм;

- по мерам дисциплинарного взыскания;

- кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью;

- по установленному порядку обжалования взысканий[57].

Таким образом, под специальной дисциплинарной ответственностью следует понимать совокупность правовых норм, определяющих обязанность специальных субъектов трудового права понести меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные соответствующими федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине отдельных категорий работников при определенных условиях и в предусмотренных законом случаях.

Специальная дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью мер дисциплинарного взыскания. В некоторых случаях такая ответственность расширяет понятие дисциплинарного проступка.

Ввиду ограниченности объема работы и, в связи с этим, невозможностью рассмотрения применения специальной дисциплинарной ответственности к различным категориям работников, рассмотрим применение специальной административной ответственности к сотрудникам таможенных органов.

Специальная дисциплинарная ответст­венность работников таможенной службы ус­тановлена Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[58], Дисципли­нарным уставом таможенной службы Россий­ской Федерации, утвержденным Указом Пре­зидента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 (да­лее - Дисциплинарный устав)[59] и Инструкцией об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом Феде­ральной таможенной службы от 2 сентября 2008 г.№ 1083[60].

Законом определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Так, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание[61].

Исходя из анализа действующих право­вых норм, теоретических положений о стади­ях процессуальной деятельности в рассматри­ваемом производстве различают следующие стадии:

- возбуждение дела о дисциплинарном проступке;

- служебное разбирательство или слу­жебная проверка;

- рассмотрение дела;

- вынесение решения;

- исполнение решения;

- пересмотр решения.

Начинается дисциплинарное производст­во с возбуждения дела о дисциплинарном проступке.

Так, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ определяет дисциплинарный про­ступок или нарушение служебной дисципли­ны как виновное неисполнение или ненадле­жащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

Следуя суждениям таких авторов, как Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов, можно считать, что служебное разбирательст­во проводится начальником при наличии по­вода - поступлении информации о неправо­мерных действиях члена коллектива или об­наружении проступка самим руководителем. В ходе разбирательства устанавливается, бы­ло ли совершено правонарушение, при каких обстоятельствах, с какой целью проступок был совершен, каковы его последствия, сте­пень вины его участников[62].

По мнению К.С. Вельского, группе про­цессуальных действий, направленных на ква­лификацию правонарушения, выяснение об­стоятельств, связанных с виновностью и дее­способностью правонарушителя, а также на принятие компетентным органом законного решения по делу, можно дать условное на­именование «официальная оценка противо­правного деяния». Этому элементу дисципли­нарной ответственности предшествует истре­бование объяснения от виновного лица по по­воду совершенного правонарушения. Это своеобразный элемент, означающий, с одной стороны, обязанность компетентного органа истребовать объяснение от правонарушителя, с другой стороны - право лица, совершившего правонарушение, на то, чтобы его выслушал юрисдикционный орган. Объяснение право­нарушителя К.С. Вельский рассматривает как обязательный элемент, но он обязателен не в смысле того, что виновный субъект должен дать объяснение по поводу своих действий, а в том, что у него есть право сказать об этих действиях правду, привести аргументы, кото­рые оправдывают их[63].

До наложения дисциплинарного взыска­ния от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующе­го заключения по ее результатам. Отказ со­трудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. И в случае отказа сотрудника от дачи пись­менного объяснения составляется акт[64].

Согласно Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможен­ных органах РФ при выявлении поводов для проведения служебной проверки начальник таможенного органа обязан принять незамед­лительные меры по организации и ее прове­дению. Служебная проверка проводится на основании приказа таможенного органа, в ко­тором указывают повод для ее назначения, сроки ее проведения, состав комиссии, срок представления начальнику таможенного орга­на материалов служебной проверки и заклю­чения по ее результатам.

Служебная проверка должна быть завер­шена не позднее чем через месяц со дня изда­ния приказа таможенного органа о ее прове­дении. Комиссию для проведения служебной проверки возглавляет председатель, назна­чаемый из числа должностных лиц, обладаю­щих соответствующими профессиональными знаниями и необходимым опытом в организа­ции и проведении служебных проверок.

Служебная проверка является важным условием принятия объективного решения о привлечении к дисциплинарной ответствен­ности и в то же время гарантией защиты прав служащего[65]. Служебная проверка проводится в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения проступков, в процессе которой необходимо:

1) объективно и всесторонне установить:

- факт совершения дисциплинарного про­ступка, время, место, обстоятельства его со­вершения;

- сотрудника, совершившего дисципли­нарный проступок, и лиц, причастных к его совершению;

- деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

- вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении не­сколькими сотрудниками;

- причинно-следственную связь между действиями (бездействием) сотрудника, со­вершившего дисциплинарный проступок, и наступившими последствиями;

- размер материального ущерба, причиненного в результате совершения дисципли­нарного проступка;

- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, совер­шившего дисциплинарный проступок;

- отношение сотрудника к совершенному им дисциплинарному проступку и его последствиям;

- причины и условия, которые способст­вовали совершению дисциплинарного про­ступка;

- подготовить предложения о мере дис­циплинарной или материальной ответствен­ности сотрудника, совершившего дисципли­нарный проступок;

2) разработать предложения об организа­ции и о проведении предупредительно-профилактических мероприятий, направлен­ных на устранение причин и условий, способ­ствовавших совершению дисциплинарного проступка;

3) оформить документально все сведения о дисциплинарном проступке[66].

Основанием для наложения на сотрудни­ка дисциплинарного взыскания является за­ключение о результатах служебной проверки, в котором указывают:

1) повод для проведения служебной про­верки, основание (приказ таможенного орга­на), должность, фамилии и инициалы членов комиссии;

2) сроки проведения служебной проверки;

3) факт, обстоятельства, время, место, ус­ловия совершения дисциплинарного проступ­ка;

4) сведения (должность, фамилия, имя и отчество, период службы в таможенных орга­нах, в том числе по занимаемой должности в период проведения служебной проверки) о сотрудниках, совершивших дисциплинарный проступок, а также о других сотрудниках, причастных к его совершению;

5) нарушенные сотрудником требования законодательства РФ, нормативных и иных правовых актов ФТС России, правовых актов таможенного органа, должностной инструк­ции, мера его ответственности;

6) отношение сотрудника к совершенно­му дисциплинарному проступку согласно его письменному объяснению;

7) правовая квалификация дисциплинар­ного проступка;

8) размер материального ущерба, причи­ненного в результате совершения дисципли­нарного проступка, предложения о порядке его возмещения;

9) предложения о привлечении к дисцип­линарной ответственности сотрудника, со­вершившего дисциплинарный проступок;

10) предложения о проведении в тамо­женном органе необходимых предупреди­тельно-профилактических мероприятий.

При отказе сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, от ознакомления с заключением или при отказе поставить свою подпись на нем составляется акт, который подписывают председатель и члены комис­сии.

На стадии вынесения решения определя­ется мера дисциплинарного взыскания и ее процессуальное закрепление в приказе (рас­поряжении). По общему правилу, дисципли­нарное взыскание налагается путем издания письменного приказа, вступающего в силу с момента его подписания, а на некоторых ка­тегорий лиц самые легкие взыскания (замеча­ние, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О службе в тамо­женных органах РФ» за нарушение служеб­ной дисциплины на сотрудников могут нала­гаться в порядке, предусмотренном Дисцип­линарным уставом, следующие виды дисцип­линарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служеб­ном соответствии по результатам аттестации;

5) увольнение из таможенных органов.

При привлечении к дисциплинарной от­ветственности необходимо внимательно сле­дить за сроками. Дисциплинарное взыскание можно наложить на работника не позднее од­ного месяца со дня обнаружения (а не совер­шения) проступка. Согласно судебной прак­тике день обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, - это день, когда лицу, которому по работе (служ­бе) подчинен работник, стало известно о со­вершении проступка, независимо от того, на­делено ли оно правом наложения дисципли­нарных взысканий[67]. В указанный срок не включаются время болезни сотрудника, пери­од нахождения сотрудника в отпуске или ко­мандировке. Указанные периоды времени приостанавливают течение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Течение месячного срока привлечения к дисциплинар­ной ответственности со дня обнаружения во­зобновляется по окончании периодов указан­ных выше.

Последняя обязательная стадия дисцип­линарного производства - стадия исполнения решения. Приказ или распоряжение должны быть доведены до сведения виновного лица в течение трех дней под расписку.

Как всякий административный акт, при­каз может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пе­ресмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестояще­го руководителя, усмотрение должностного лица, подписавшего приказ.

В случае несогласия сотрудника с реше­нием о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику выше­стоящего таможенного органа и (или) в суд.

Обжалование дисциплинарного взыска­ния начальнику вышестоящего таможенного органа осуществляется сотрудником в тече­ние трех месяцев со дня ознакомления с при­казом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении - в месячный срок со дня вручения копии прика­за об увольнении.

Обжалование не приостанавливает ис­полнения приказа о наложении дисциплинар­ного взыскания.

Вышестоящий начальник таможенного органа обязан всесторонне и объективно рас­смотреть жалобу и вынести решение безотла­гательно, но не позднее месяца со дня ее по­лучения, о чем письменно уведомляет со­трудника, подавшего жалобу, и начальника, действия которого обжалуются.

По мнению В.В. Веремеенко, к дисцип­линарной ответственности работник может быть привлечен за совершение дисциплинар­ного проступка при наличии следующих обя­зательных условий:

1) поведение работника должно быть противоправным;

2) если работником не исполнены или ненадлежаще исполнены возложенные на него трудовые обязанности;

3) работник своими действиями причинил вред работодателю;

4) ущерб, претерпеваемый работодателем, является прямым следствием нарушения ра­ботником трудовых обязанностей (или непра­вомерного поведения работника); иными сло­вами, наличие причинно-следственной связи между противоправным действием (бездейст­вием) и возникшим ущербом;

5) действия работника носят виновный характер, т.е. совершены умышленно или по неосторожности.

Несоблюдение хотя бы одного из условий может повлечь отмену дисциплинарного взы­скания в судебном порядке по иску работни­ка[68].

 

 § 3. Порядок и сроки применения дисциплинарной ответственности

В научной литературе приводятся различные определения дисциплинарного производства. Так, Д.Н. Бахрах определяет дисциплинарное производство «как регулируемую правовыми нормами деятельность субъектов дисциплинарной власти по применению дисциплинарных взысканий»[69]. П.С. Бутов полагает, что дисциплинарное производство представляет собой установленный законодательством порядок и формы осуществления юридически значимых процессуальных действий по применению дисциплинарного взыскания в связи с совершением соответствующего дисциплинарного проступка, а также формы результатов осуществления указанных действий[70]. Ю.Н. Туганов считает, что дисциплинарное производство - это процедура применения мер дисциплинарной ответственности[71]. По мнению Ю.С. Адушкина, под дисциплинарным производством следует понимать совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в связи с правоприменительной деятельностью по решению вопросов дисциплинарной ответственности за допущенное дисциплинарное правонарушение[72]. А.В. Никифоров рассматривает дисциплинарное производство и как определенную деятельность, и как систему юридических норм, ее регламентирующих[73].

По нашему мнению, дисциплинарное производство представляет собой нормативно урегулированную деятельность полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению дел о дисциплинарных проступках, заключающуюся в совокупности процессуальных действий по применению к подчиненным по службе мер дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное производство, как и любой вид процессуальной деятельности, состоит из стадий, которым свойственны следующие характерные черты:

- во-первых, это самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

- во-вторых, ей присущ особый круг участников дисциплинарного производства;

- в-третьих, совокупность юридических действий, осуществляемых в определенной логической, последовательности и в установленных временных границах, завершается принятием решения специально предусмотренной формы[74].

В отношении определения и количества стадий производства по делам о привлечении к дисциплинарной ответственности среди ученых имеются разные подходы. Так, по мнению А.А. Абрамовой, дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии: выявление дисциплинарного правонарушения и подготовка дела, рассмотрение дела и наложение взыскания, прекращение процесса[75]. О.Э. Лейст полагает, что законодатель достаточно четко разграничивает для дисциплинарной ответственности «такие стадии, как возбуждение дисциплинарного дела, проверка, подготовка решения, его вынесение (право обжалования)»[76]. Б.И. Жерлицын выделяет пять стадий дисциплинарного производства: возбуждение дисциплинарного преследования, рассмотрение дела, наложение, обжалование и исполнение взыскания[77]. Е.В. Климкина к стадиям дисциплинарного производства относит: возбуждение дела о дисциплинарном проступке, служебную проверку (расследование), рассмотрение результатов служебной проверки (расследования) и принятие решения, исполнение решения, обжалование решения, досрочное снятие дисциплинарного взыскания[78]. Д.Н. Бахрах различает такие стадии, как служебное разбирательство, рассмотрение дисциплинарного дела, пересмотр дела, исполнение наложенного взыскания[79]. В.М. Лебедев разделяет дисциплинарное производство на четыре обязательные и две факультативные стадии. К первым он относит возбуждение дисциплинарного преследования, подготовку материалов к рассмотрению дела, рассмотрение дела и выбор меры воздействия, издание и исполнение приказа о взыскании. В числе факультативных стадий называются обжалование взыскания, а также прекращение дисциплинарного воздействия в результате пересмотра дела[80].

Мы полагаем, что применительно к сотрудникам органов внутренних дел ст. 39 Положения о службе в ОВД позволяет выделить два варианта стадийности развития дисциплинарного производства. Первый вариант - это простое производство, которое возможно в случаях, не требующих дополнительной проверки по факту нарушения служебной дисциплины и включает в себя, как правило, три стадии: возбуждение дела, принятие решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения. Второй вариант - это полное (обычное) дисциплинарное производство, предусматривающее необходимость проведение проверки по факту нарушения служебной дисциплины.

С точки зрения исследования, интересным представляется, естественно, полное дисциплинарное производство.

В действующих нормативных правовых актах, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, к сожалению, отсутствуют нормы, конкретизирующие стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности. На наш взгляд, дисциплинарное производство в органах внутренних дел включает в себя четыре обязательных стадии: возбуждение дисциплинарного производства, рассмотрение дисциплинарного дела, принятие решения и исполнение принятого решения, а также одну факультативную стадию - пересмотр решения о дисциплинарном взыскании.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируется ст. 193 ТК РФ. На основании трудового законодательства можно выделить следующие стадии дисциплинарного производства.

Возбуждение дисциплинарного производства. Работодатель опрашивает свидетелей и знакомится с предложением привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поступившим от лица, не обладающего правом налагать меры дисциплинарного взыскания. Работодатель должен затребовать от работника, предположительно совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется акт об отказе дать письменные объяснения. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Выбор руководителем конкретного способа воздействия на нарушителя и вынесение решения. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Необходимо соблюдать такие правила:

- дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников. Днем обнаружения проступка считается день, когда о проступке стало известно непосредственному руководителю, независимо от того, имел ли он право применять меры дисциплинарного взыскания;

- дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а взыскание по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу;

- за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Издание приказа (распоряжения) и привлечение к дисциплинарной ответственности. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственной инспекции труда и (или) органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Снятие дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня применения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания, то есть оно автоматически снимается (без каких-либо специальных приказов).

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (досрочное снятие дисциплинарного взыскания). О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается соответствующий приказ.

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо уточнить следующие обстоятельства:

- в чем выразилось правонарушение и может ли это быть основанием для наложения дисциплинарного взыскания;

- совершен ли проступок без уважительных причин;

- входило ли выполнение действий, которые работник не выполнил (выполнил ненадлежащим образом), в круг его обязанностей и каким документом эти обязанности предусмотрены;

- ознакомлен ли работник с локальным актом, где предусмотрены соответствующие обязанности, под роспись;

- предусмотрены ли меры дисциплинарного взыскания, применяемые к работнику, законом либо положением или уставом о дисциплине;

- соблюдены ли сроки и порядок наложения дисциплинарного взыскания;

- тем ли должностным лицом наложено взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть наложено только руководителем. Другие лица могут налагать взыскание лишь на основании документов, где специально прописаны такие полномочия.

Дисциплинарное взыскание, в том числе и увольнение, можно применить только в течение месяца со дня обнаружения проступка, то есть со дня, когда непосредственному руководителю стало о нем известно.

Нарушение указанного срока может повлечь отмену судом или трудовой инспекцией приказа о наложении взыскания. Поэтому при исчислении срока применения взыскания следует учитывать, что в него не входит время:

- нетрудоспособности;

- пребывания в отпуске, предоставленном в соответствии с трудовым законодательством, в том числе отпуск без сохранения заработной платы, учебный отпуск и др. (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ № 2);

- для учета мнения представительного органа работников.

Если работник отсутствовал по другим причинам, эти дни в срок подсчета не входят.

Также следует помнить, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка (ч. 4 ст. 193 ТК РФ). Данное положение рассчитано на случаи, когда дисциплинарный проступок не был обнаружен в течение месяца, установленного ч. 3 ст. 193 ТК РФ для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Если проступок будет обнаружен в результате ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, дисциплинарное взыскание можно применить не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.


Заключение

В результате выполненного исследования можно сделать следующие выводы.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок. Следовательно, основанием дисциплинарной ответственности всегда служит дисциплинарный проступок, совершенный конкретным работником.

Применение к работнику дисциплинарного взыскания за совершенный им дисциплинарный проступок составляет содержание понятия дисциплинарной ответственности.

Совпадение отдельных дисциплинарных взысканий в трудовом праве с дисциплинарными взысканиями в других отраслях права подтверждает комплексный характер данного вида юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность принято подразделять на общую и специальную.

Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК Российской Федерации и распространяется на всех работников. Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для узкого круга работников: судей, прокуроров, следователей, государственных служащих, работников ряда отраслей попадающих под действие уставов и положений о дисциплине.

В настоящее время нарушения законодательства о дисциплинарной ответственности носят массовый характер. Об их масштабах свидетельствуют, в частности, данные анализа результатов тематических и целевых проверок, проведенных госинспекторами труда по вопросам соблюдения законодательства о трудовой дисциплине, судебной практики рассмотрения дел о восстановлении на работе, об оспаривании дисциплинарных взысканий, а также конкретных приказов о наложении дисциплинарных взысканий, письменных объяснений, истребованных от нарушителей в отдельных организациях.

Исследования показывают, что на практике имеют место случаи незаконного привлечения работников к дисциплинарной ответственности за деяния, не являющиеся дисциплинарными проступками, примерно в 40% дисциплинарных дел вина нарушителей непосредственно не выявлена.

Все это не может не наводить на мысль о необходимости анализа сущности дисциплинарного проступка как основания дисциплинарной ответственности, имея в виду его состав именно как состав правонарушения.

Наше законодательство не знает деления дисциплинарных проступков на различные виды по степени их тяжести и вредным последствиям так же, как не устанавливает, за редким исключением, отдельных их составов. Это снижает эффективность борьбы с различными по своему вредному значению и последствиям нарушениями трудовой дисциплины. Нельзя ставить в один ряд неисполнение работником своей трудовой функции, нарушение режима работы, оказывающие влияние на ход производства, и иные нарушения правил поведения в процессе труда.

Для более успешной борьбы с нарушениями трудовой дисциплины и воспитания сознательного отношения к труду, учитывая действующее законодательство и сложившуюся практику, нужно, по нашему мнению, закрепить в правовых нормах следующие виды проступков: 1) невыполнение или ненадлежащее выполнение своей трудовой функции; 2) производственные упущения, оказывающие влияние на ход производства; 3) мелкие нарушения внутреннего трудового распорядка, не влияющие на ход производства. Полезным было бы также установление в действующем законодательстве перечня наиболее тяжких и грубых нарушений трудовой дисциплины, дающих право администрации применять к нарушителям наиболее строгие меры дисциплинарного воздействия.

Специальная дисциплинарная ответственность работника также нуждается в реформировании. В законодательном порядке следует установить перечень отраслей экономики, в которых допускается её применение, виды специальных дисциплинарных взысканий и порядок их применения.




2019-12-29 490 Обсуждений (0)
Специальная дисциплинарная ответственность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специальная дисциплинарная ответственность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)