Особенности формирования технических ресурсов в рыночных условиях
ВВЕДЕНИЕ В последние годы в сельском хозяйстве России продолжается процесс обвального падения уровня технической оснащенности. По данным Госкомстата парк основных видов сельскохозяйственной техники составляет в настоящее время 45 – 65% от нормативного. Технологические нагрузки на сельскохозяйственные машины возросли в 2 – 4 раза по сравнению с нормативными. По оснащенности тракторами, зерноуборочными комбайнами, другими сельскохозяйственными машинами Российская федерация существенно уступает многим странам Европы и США. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой и сельскохозяйственными машинами значительно ниже, чем фермерских хозяйств в Западных странах и США. Например, количество тракторов в расчете на 1000 га пашни в 2006 г. в Германии составляло 106 штук, в Великобритании - 82 шт., в США - 26 шт., а в России только 9 шт. На 1000 га посева зерновых культур в Германии приходится 21 зерноуборочных комбайнов, в Великобритании - 14, в США - 18 комбайнов, а в России - 4,7 шт. Потребность сельского хозяйства России в тракторах и комбайнах по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия России в 10—20 раз, а по некоторым видам в 35—50 раз превышает уровень их производства в 2005 г Парк основной сельскохозяйственной техники и впрежние годы не отвечал требованиям практики, а в условиях реформирования сельского хозяйства и перехода отраслей агропромышленногокомплекса к рыночным отношениям положение с обеспеченностью материально-техническими ресурсами значительно ухудшилось. Так, если в 1995 г. потребность сельского хозяйства к тракторах, кормоуборочных комбайнах, сеялках удовлетворялась на 81-87%, то в 2005 г. парк основной техники только на 45 - 55% отвечал уровню ее потребности Сложившееся состояние с обеспечением сельского .хозяйства техникой и сельскохозяйственными машинами является критическим. Низкое воспроизводство материальных ресурсов при значительном выбытии приводит к резкому снижению уровня механизации трудоемких процессов и эффективности использования ресурсов в целом. Цель данной работы – это выявление основных факторов и путей повышения эффективности использования техники в ЗАО «Правда» Княгининского района. Главные задачи, которые мы постараемся решить в процессе анализа: · Изучить состав, структуру, движение и воспроизводство техники; · Определить уровень оснащенности предприятия техническими средствами; · Установить уровень обеспеченности предприятия техническими средствами; · Выявить эффективность использования техники; · Выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности использования техники в хозяйстве. Объектом исследования данной дипломной работы является закрытое акционерное общество "Правда" Княгининского района Нижегородской области. В качестве источников для написания работы использовались различные нормативные, плановые и отчётные материалы: данные производственно – финансового плана, годовых отчётов хозяйства за последние 3 года. Кроме того, использовались учебная и методическая литература, данные периодической печати. ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Содержание и задачи технической подготовки производства Под технической подготовкой производства понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию новых или совершенствованию выпускаемых видов продукции, по внедрению новой технологии и передовой организации производства, по механизации и автоматизации производства. Все работы по технической подготовке производства предусматриваются в специальном разделе производственного (внутреннего) бизнес-плана предприятия — план технического развития и совершенствования организации производства (4, с. 541). Перед органами и работниками технической подготовки производства стоят следующие задачи: · сокращение длительности, трудоемкости и стоимости конструкторских, технологических, экспериментальных и других работ, входящих в комплекс технической подготовки производства; · обеспечение технического прогресса на предприятии путем перехода на более высокий уровень механизации и автоматизации производства; · создание важнейших условий для рентабельной, ритмичной работы предприятия; · насыщение рынка новыми товарами, позволяющими более полно удовлетворять запросы потребителей (16, с. 303). В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», принятым 10 июня 1993 г., в Российской Федерации осуществляется надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Процесс технической подготовки производства осуществляется в соответствии с нормами, правилами и требованиями, установ ленными системами соответствующих стандартов: Государственной системой стандартизации Российской Федерации (ГСС); Единой системой конструкторской документации (ЕСКД); Единой системой технологической документации (ЕСТД); Единой системой технологической подготовки производства (ЕСТПП); Единой системой обеспечения единства измерений (ГСИ); Системой стандартом безопасности труда (ССБТ); Системой разработки и постановки продукции на производство (СРПП); Государственной системой «надежность в технике». Государственная система стандартизации определяет правила и нормы, обеспечивающие технологическое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, при выполнении работ и оказании услуг; а также правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и определения, условные обозначения; общие правила обеспечения качества продукции; правила сохранения и рационального использования всех видов ресурсов; метрологическое и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы (10, с. 222). ЕСКД — это комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые, взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой промышленными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями и предприятиями. В ЕСКД учтены правила, положения, требования, а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, чертежей, схем), установленных рекомендациями международных организаций (ИСО — Международная организация по стандартизации). Основное назначение ЕСТД — установить во всех организациях и па всех предприятиях единые взаимосвязанные правила, нормы и положения выполнения, оформления, комплектации и обращения, унификации и стандартизации технологической документации. ЕСТД предусматривает широкое применение типовых технологических процессов; сокращение объема разрабатываемой технологической документации, повышение производительности труда технологов; упорядочение номенклатуры и содержания форм документации общего назначения (карты технологического процесса и углубления специализации); установление правил оформления технологических процессов для производства заготовок и деталей. Оформление технологической и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД позволило систематизировать и сконцентрировать информационный материал и перейти к следующему важному этапу работ — созданию комплекса государственных стандартов, объединенных общим названием «Единая система технологической подготовки производства» (ЕСТПП). Основная цель ЕСТПП — обеспечение необходимых условий для достижения полной готовности любого типа производства (единичного, серийного, массового) к выпуску изделий заданного качества, в оптимальные сроки при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах (15, с. 121). ЕСТПП повышает уровень использования типовых и стандартных технологических процессов с 14 до 60%, стандартной переналаживаемой оснастки — с 20 до 80%; агрегатного переналаживаемого оборудования — с 1 до 10%; средств автоматизации производственных процессов и инженерно-технических работ — с 5 до 15%. ЕСТПП дала возможность сосредоточить усилия конструкторов, технологов и организаторов производства на решении главных задач развития техники, технологии и производства; повысить гибкость производственных процессов к переналадке на выпуск техники новых поколений; сократить цикл технологической подготовки производства и снизить затраты на ее проведение в 1,5—2 раза; повысить производительность труда исполнителей на 30-35% в мелкосерийном и на 10-15% в крупносерийном и массовом производствах; повысить технический уровень производства и улучшить качество изготовляемой продукции в основном и вспомогательном производствах. В сложном и многообразном процессе «наука — техника — производство» одна из важнейших стадий — система постановки продукции на производство(СРПП). В ней установлены организационно-технические принципы и порядок проведения работ по созданию высокоэффективной продукции. СРПП — это система правил, определяющих порядок проектирования, производства, эффективного применения потребителем продукции. Система устанавливает порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технических работ, патентных численными системами соответствующих стандартов: Государственной системой стандартизации Российской Федерации (ГСС); Единой системой конструкторской документации (ЕСКД); Единой системой технологической документации (ЕСТД); Единой системой технологической подготовки производства (ЕСТПП); Единой системой обеспечения единства измерений (ГСИ); Системой стандартов безопасности труда (ССБТ); Системой разработки и постановки продукции на производство (СРПП); Государственной системой «надежность в технике» (16, с. 302). Государственная система стандартизации определяет правила и нормы, обеспечивающие технологическое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, при выполнении работ и оказании услуг; а также правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и определения, условные обозначения; общие правила обеспечения качества продукции; правила сохранения и рационального использования всех видов ресурсов; метрологическое и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы. ЕСКД — это комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые, взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой промышленными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями и предприятиями. В ЕСКД учтены правила, положения, требования, а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, чертежей, схем), установленных рекомендациями международных организаций (ИСО — Международная организация по стандартизации). Основное назначение ЕСТД — установить во всех организациях и на всех предприятиях единые взаимосвязанные правила, нормы и положения выполнения, оформления, комплектации и обращения, унификации и стандартизации технологической документации. ЕСТД предусматривает широкое применение типовых технологических процессов; сокращение объема разрабатываемой технологической документации, повышение производительности труда технологов; упорядочение номенклатуры и содержания форм документации общего назначения (карты технологического процесса (16, с. 302) и углубления специализации); установление правил оформления технологических процессов для производства заготовок и деталей. Оформление технологической и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД позволило систематизировать и сконцентрировать информационный материал и перейти к следующему важному этапу работ — созданию комплекса государственных стандартов, объединенных общим названием «Единая система технологической подготовки производства» (ЕСТПП). Основная цель ЕСТПП — обеспечение необходимых условий для достижения полной готовности любого типа производства (единичного, серийного, массового) к выпуску изделий заданного качества, в оптимальные сроки при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах (16, с. 302). ЕСТПП повышает уровень использования типовых и стандартных технологических процессов с 14 до 60%, стандартной переналаживаемой оснастки — с 20 до 80% ; агрегатного переналаживаемого оборудования — с 1 до 10% ; средств автоматизации производственных процессов и инженерно-технических работ — с 5 до 15%. ЕСТПП дала возможность сосредоточить усилия конструкторов, технологов и организаторов производства на решении главных задач развития техники, технологии и производства; повысить гибкость производственных процессов к переналадке на выпуск техники новых поколений; сократить цикл технологической подготовки производства и снизить затраты на ее проведение в 1,5-2 раза; повысить производительность труда исполнителей на 30-35% в мелкосерийном и на 10-15% в крупносерийном и массовом производствах; повысить технический уровень производства и улучшить качество изготовляемой продукции в основном и вспомогательном производствах (2, с. 189). В сложном и многообразном процессе «наука — техника — производство» одна из важнейших стадий (СРПП). В ней установлены организационно-технические принципы и порядок проведения работ по созданию высокоэффективной продукции. СРПП — это система правил, определяющих порядок проектирования, производства, эффективного применения потребителем продукции. Система устанавливает порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технических работ, патентных исследований, прогнозирования технического уровня и тенденций развития техники, способов консервации, укупорки, упаковки, транспортирования изделий, а также порядок постановки на производство продукции, изготовляемой по лицензиям зарубежных фирм. Регламентирует порядок снятия с производства продукции, не соответствующей современному уровню. И что особенно важно, системой устанавливаются функции разработчика, заказчика (потребителя), изготовителя продукции (2, с. 190). Многие виды работ технической подготовки производства ввиду их сложности и огромного объема не могут быть выполнены только силами самого промышленного предприятия. Технической подготовкой производства занимается большое число разнообразных непромышленных организаций. Так как основой технического прогресса являются новейшие достижения в самых различных областях науки, то истоки технической подготовки производства следует искать в системе научно-исследовательских институтов Российской академии наук. В этих институтах ведутся фундаментальные теоретические научно-исследовательские работы, направленные на поиск новых закономерностей физического, химического, социологического характера и путей их использования в повседневной практической деятельности. Следующим звеном является система отраслевых научно-исследовательских институтов, специальных, особых, отдельных, центральных конструкторских бюро, научно-исследовательских и проектно-технологических институтов. Этими организациями проводится широкий круг теоретических, экспериментальных, опытно-конструкторских, проектно-конструкторских, проектно-технологических и проектных работ. Кроме того, они совместно с предприятиями или на собственной производственной базе проводят опытное изготовление новых образцов продукции и проверку разрабатываемых технологических процессов. Сюда же следует отнести и высшие учебные заведения, которые принимают участие или самостоятельно ведут научные работы силами профессорско-преподавательского состава и штатных сотрудников научно-исследовательского подразделения. Все перечисленные работы составляют внешнюю техническую подготовку производства (16, с. 303). Разработанная организациями техническая документация поступает на предприятия, где дальнейшая работа проводится отделами главного конструктора, главного технолога, главного металлурга, механизации и автоматизации производства, являющимися основными органами технической подготовки производства на крупном предприятии. В этих отделах или бюро (при небольших масштабах работ) производится доработка полученной документации применительно к своим условиям, проектирование технологической оснастки, уточнение норм и т. п. Ряд мероприятий по технической подготовке производства производится такими подразделениями, как отдел труда и заработной платы, бюро рационализации и изобретательства, бюро нормализации и стандартизации и другими (16, с. 304). Работы, выполняемые перечисленными подразделениями, составляют содержание внутрифирменной технической подготовки. В отдельных промышленных комплексах нет четкой границы между работами, составляющими вне- и внутрифирменную подготовку производства. Техническая подготовка производства чаще всего подразделяется на две стадии. Первая стадия— конструкторская подготовка — охватывает весь круг вопросов, связанных с собственно проектированием новых видов продукции. Вторая стадия— технологическая подготовка — представляет собой весь комплекс работ, направленных на проектирование и внедрение технологических процессов. Указываемые в некоторых литературных источниках как самостоятельные стадии научно-исследовательская, организационная, материальная подготовка представляют собой отдельные элементы конструкторской или технологической подготовки производства
Транспортные средства Важной составной частью основных фондов являются транспортные средства; в сельскохозяйственных предприятиях — это в основном автомобили. Немалую роль играют также трактора. Преобладающая часть внутрихозяйственных транспортных работ непосредственно связана с технологическими процессами в растениеводстве и животноводстве, причем осуществляются они в большинстве случаев по неблагоустроенным дорогам, на которых в период осенней и весенней распутицы нельзя использовать автомобильный транспорт (7, с. 175). От рациональной организации перевозок, оснащенности сельского хозяйства современными транспортными средствами и их правильного использования в значительной степени зависит своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и уровень себестоимости продукции (7, с. 176). В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочно-разгрузочные составляют до 35-40% в растениеводстве и около 20 % в животноводстве. В себестоимости сельскохозяйственной продукции транспортные расходы составляют 17-38 %. Сельское хозяйство относится к числу отраслей, имеющих значительную номенклатуру грузов; их структура во многом определяет требования к составу транспортного парка. В зависимости от зональных особенностей и производственной специализации структура грузов в хозяйствах может значительно различаться, однако для всех них характерна значительная доля грузов, перевозимых насыпью или навалом. Одним из важных факторов, характеризующих сельскохозяйственные грузы, является изменчивость их механических свойств под воздействием влажности, давления, температуры, продолжительности хранения. Сезонный характер сельскохозяйственного производства вызывает значительные колебания объема транспортных работ в течение года. Неравномерный характер перевозок в большей степени выражен в хозяйствах зернового направления, в меньшей — в хозяйствах мясомолочного направления. Сельскохозяйственное производство в ряде случаев вызывает также необходимость в неоднократной перевозке одних и тех же грузов, что должно учитываться при планировании работы сельскохозяйственных транспортных средств. Значительная часть грузов имеет малую плотность, что приводит к неполному использованию грузоподъемности транспортных средств, снижает их производительность и повышает затраты на перевозки (12, с. 110). Кроме того, важнейшей особенностью сельскохозяйственных продуктов является то, что в течение времени в них происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности которых зависят качество и сохранность продуктов. Физико-механические и агробиологические особенности сельскохозяйственных грузов определяют соответствующие требования к подвижному составу, погрузочно-разгрузочной технике и организации перевозок. По условиям перевозок особо выделяют обычные грузы, не требующие специального приспособленного подвижного состава. Вместе с тем многие сельскохозяйственные грузы требуют именно такого специализированного транспорта (рефрижераторы, изотермические фургоны, скотовозы, птицевозы и др.) В сельском хозяйстве приходится перевозить самые различные грузы: сено, солому, строительные материалы, лесо-пиломатериалы, удобрения, навозную жижу, штучные грузы, молоко и другую сельскохозяйственную продукцию; общий их перечень насчитывает 250—300 наименований. Ряд грузов перевозятся в небольших количествах, но регулярно; напротив, во время уборки приходится перевозить большие объемы грузов в течение короткого отрезка времени (15, с. 234). Главная задача при использовании транспортных средств — обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Особенно важно это при выполнении срочных работ. Так, если выйдут из строя транспортные средства, доставляющие зерно от комбайнов на зерноток, процесс уборки прекратится со всеми вытекающими из этого последствиями. Работа грузового автомобильного транспорта — перемещение грузов; она измеряется или количеством перевезенного груза в тоннах, или количеством выполненных тонно-километров. Единицей транспортного производственного процесса является ездка, то есть весь комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза, а также проезд без груза (если он имеет место) до следующей погрузки. Для планирования, учета, анализа и оценки работы подвижного состава сельскохозяйственного транспорта установлена система показателей, позволяющая оценивать степень его использования, результаты и эффективность работы (10, с. 201). Степень использования подвижного составахарактеризуют следующие показатели: коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка); представляет собой отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве; коэффициент выпуска подвижного состава на линию; характеризует использование автомашин за любой данный период и рассчитывается как отношение количества автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням в хозяйстве; коэффициенты использования грузоподъемности — статический и динамический. Первый определяется как отношение количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, то есть при загрузке, равной номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда. Второй коэффициент представляет собой отношение количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, коэффициент динамического использования грузоподъемности учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояния перевозки (6, с. 179); коэффициент использования пробега — отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля; средняя длина ездки, то есть средний пробег автомобиля за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки; определяется путем деления общего пробега с грузом на количество выполненных ездок; среднее расстояние перевозки груза; рассчитывается путем деления объема выполненной транспортной работы в тонно-километрах на объем перевезенных грузов в тоннах; время простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой; время в наряде — количество часов, прошедших с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения в гараж за вычетом обеденного перерыва; техническая скорость — средняя скорость движения подвижного состава за определенный период; определяется отношением пройденного расстояния к времени движения; эксплуатационная скорость — условная скорость движения подвижного состава за время его нахождения на линии; определяется отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии (7, с. 175). К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят: время работы подвижного состава на маршруте (время непосредственного выполнения ездок за вычетом затрат времени на нулевой пробег) производительность подвижного состава — количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день; определяется произведением числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку; производительность транспортных средств — количество перевезенных грузов в тоннах или объем выполненных работ в тонно-километрах за единицу времени; себестоимость единицы работ (руб. на 1 ткм). Производительность транспортных средств — важнейший обобщающий показатель, характеризующий уровень их использования. Его применение для экономической оценки объясняется тенденцией к увеличению объема перевозок за единицу времени каждой единицей подвижного состава (6, с.180). Себестоимость 1 ткм рассчитывают путем деления всех затрат на содержание грузового автотранспорта хозяйства (за вычетом затрат на капитальный ремонт автомобилей) на объем выполненных работ в тонно-километрах. Этот показатель во многом определяется уровнем производительности транспортных средств. Значительное влияние на себестоимость 1 ткм оказывают также оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы. Аналогичные показатели применяются при анализе использования тракторов на транспортных работах.
Особенности формирования технических ресурсов в рыночных условиях
Формирование рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства предполагается осуществлять путем создания оптовых рынков материальных ресурсов, а также расширения прямых связей с заводами-изготовителями. Существенным резервом расширения сферы лизинга в материально-техническом обеспечении сельского хозяйства является перспектива оплаты лизинговых услуг не в денежной, а в натуральной форме, включая поставки сельскохозяйственной продукции на основе форвардных сделок под будущий урожай. Создание широкой сети лизинговых компаний будет способствовать снижению стоимости техники и оборудования для сельскохозяйственных потребителей. Особое значение необходимо придать развитию лизинговых поставок техники, созданию коммерческих лизинговых компаний в различных регионах страны. Поставки техники на основе лизинга представляют важное значение для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу. На лизинговой основе могут работать машинно-технологические станции для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей (15, с. 228). Лизинговые поставки техники сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам имеют определенные экономические преимущества по сравнению с покупкой новых машин. В современных сложных условиях лизинг позволяет сельскохозяйственным предприятиям решать проблему обновления основных фондов. Лизинг — это форма финансирования предприятий для обновления средств производства путем аренды. Взятое в аренду имущество по лизинговому соглашению не отражается на балансе предприятия-пользователя, а право собственности сохраняется за арендодателем. Лизинг представляет собой долгосрочную аренду оборудования, строительных объектов, машин, сложных технических систем, используемых в производственных целях лизингополучателем. Другими словами, лизинг — это долгосрочное кредитование приобретения основных средств, при котором средства не продаются, а сдаются в аренду (12, с. 112). Лизинг является весьма гибким экономическим инструментом, способным ускорить решение задач финансирования, технического перевооружения, реконструкции и развития производства. Аренда на основе лизинга выгодна как в отношении дорогостоящего оборудования, так и менее сложной техники. Оборудование и техника арендуются на определенный срок, за определенную плату, которая должна возместить затрат на их приобретение и принести прибыль лизингодателю (5, с. 244). Лизинг предполагает наличие в арендном договоре одного из главных условий. По истечении срока договора право собственности переходит к арендатору. Последний может использовать технику и оборудование в дальнейшем по собственному усмотрению. Арендатору предоставляется право выкупа имущества в течение всего срока действия договора. Период аренды должен составлять большую часть срока службы техники, оборудования или имущества. Так, если нормативный срок службы трактора 10 лет, то период на который может быть заключен договор должен составлять не менее 6 – 8 лет. Сумма арендных платежей должна быть больше пли равна стоимости основных средств. Особенность лизинга состоит в том, что капитал представлен в ссуду не в денежной форме, а в виде оборудования, техники, строений. При этом объект, используемый в производственных целях лизингополучателем, остается в собственность лизингодателя, что отличает лизинг от товарного кредита (5, с. 245). Существенное значение имеет и то обстоятельство, что платежи по лизингу относятся на себестоимость продукции лизингополучателя. При этом размер налогооблагаемой прибыли уменьшается, поскольку до окончания срока аренды оборудование числится на балансе лизингодателя как его собственность. По средствам, арендованных на условиях лизинга начисляется амортизация. В целях улучшения обеспечения агропромышленного комплекса продукцией машиностроения начиная с 1994 г. создается и постоянно дополняется специальный лизинговый фонд, который формируется за счет федеральных и региональных бюджетных ассигнований, а также средств машиностроительных предприятий, поставляющих машиностроительную продукцию для агропромышленного комплекса. Опыт последних лет убедительно показал, что в сложившихся в настоящее время реальных возможностях обеспечения сельского хозяйства необходимой техникой может быть передача ее в долгосрочную аренду по типу лизинга (1, с. 412). В развитых странах мира лизинговые операции получили широкое развитие. В США доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет 27%, в Великобритании - 20%, а в европейских странах около 8%. В России применение лизинговых операций началось после принятия указа президента Российской Федерации в сентябре 1994 г. (№ 1992) «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В нем лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок (13, с. 258). Использование лизинговых операций по сельскохозяйственной технике в 1994 году только 24-мя предприятиями сельского машиностроения позволило поднять выпуск товарной продукции во втором полугодии 1994 г. в целом по отраслям в 1,7 раза по сравнению с первым полугодием. Однако, объем поставок сельскохозяйственной техники на основе лизинга в 1994 г. не превышал 26% от суммы произведенной предприятиями тракторного и сельскохозяйственного машиностроения продукции. В последующие годы в связи с резким удорожанием материальных ресурсов и незначительным размером средств поставки техники и сельскохозяйственных машин на основе лизинга существенно сократилась. В 1995 г. по лизинговым операциям было поставлено только 13,2% от общего объема товарной продукции отраслей машиностроения. На 1996 г. для формирования лизингового фонда выделено 2,0 трлн. руб., что позволит поставить не более 12% от произведенной продукции, в том числе 37,6% тракторов и 94% зерноуборочных комбайнов (3, с. 169). Сложное экономическое положение предприятий и организаций агропромышленного комплекса, отсутствие у них средств на приобретение сельскохозяйственной техники и запасных частей, сокращение объема лизингового фонда не способствуют росту производства и поставок материально-технических ресурсов. Бюджетные ассигнования выделяются на возвратной основе Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Выполнение и координация работ по проведению лизинговых операций осуществляется акционерным обществом «Росагроснаб». Последнее поставляет материально-технические ресурсы предприятиям и организациям агропромышленного комплекса на основании договоров с заказчиками и поставщиками. В 1997 г. сельскому хозяйству поставлено на условиях лизинга около 39% тракторов, 17,5% автомобилей, 72% кормоуборочных комбайнов, 74% зерноуборочных комбайнов и ряд другой сельскохозяйственной техники (9, с. 425). В федеральном бюджете на закупку техники по лизингу было предусмотрено выделить в 1994 г. 850 млрд. руб., в 1995 г. – 1265 млрд. руб., в 1996 г. – 2000 млрд. руб., а в 1997 г. – 670 млрд. руб. В 1998 г. на лизинговые операции выделено 308,8 млн. деноминированных руб., что в 3 – 4 раза меньше, чем было выделено в 1995 – 1997 гг. План выделения денежных средств на лизинг в 1994 г. был выполнен на 80%, а в 1995 г. – на 60%. Наибольшие суммы по лизингу в 1995 г. получили АО «Ростсельмаш» и АО «Красноярский ЗК» - соответственно 75 и 9%. В первой половине 1996 г. АО «Ростсельсмаш» было выделено целевым назначением 602 млрд. руб., а фактически получено 340,8 млрд. руб. Однако, несмотря на это, поступление техники в сельское хозяйство за последние 7 лет уменьшилось в 8 – 12 раз и составило в 1998 г. по сравнению с 1990 г. по тракторам 12%, грузовым автомобилям 12%, зерноуборочным комбайнам всего 3,0%. Вместе с тем, потенциальные возможности производителей сельскохозяйственной техники значительно превышают объем произведенной продукции. Так, мощности по выпуску культтоваров в 68 раз превышают объемы фактического производства этих видов техники, машин для посева соответственно в 22 раза, а машин для внесения минеральных удобрений – почти в 10 раз. Основной причиной затруднения со сбытом сельскохозяйственной техники является низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий, высокие цены на поставляемую технику, разрыв сложившихся ранее хозяйственных связей (16, с.307).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |