Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕДИЦИНСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
МЕДИЦИНСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




1.1 . Возникновение и развитие медицинских библиотек в IX – начале XX вв. в условиях эволюции отечественной медицины и здравоохранения

 

История медицины и библиотечного дела в нашей стране уходит в далёкое прошлое, когда во второй половине IX в. на обширных землях Восточной Европы образовалось древнерусское государство с главным городом Киевом, известное в истории как Киевская Русь. При феодальном строе на Руси отделение земледелия от ремесла способствовало развитию товарообмена, возникновению и росту городов. Крупнейшими центрами древнерусской культуры стали Киев, Смоленск, Новгород, Псков и др. В период раннего феодализма на Руси было введено христианство, наложившее отпечаток на образ жизни и мировоззрение людей.

   В древнерусском раннефеодальном государстве не существовало централизованной государственной системы охраны здоровья населения, поэтому нашим предкам в случае болезни приходилось обращаться к опыту врачевания, накопленному предшествующими поколениями. Как правило, лечение больных осуществлялось с помощью различных ритуалов, заговоров, снадобий, выработанных многовековым опытом народа.

    Людей, владевших врачебными знаниями и умеющих искусно применять их на практике, иными словами, народных врачевателей, на Руси называли «лечцами». Эти представители народной медицины, получавшие медицинские знания, передававшиеся из поколения в поколение, в своих семьях. Ряд древних источников подтверждает факт существования таких самобытных врачей и взимания ими платы за оказанную медицинскую помощь. В «Русской Правде» например, говорилось о том, что за излечение полагалась «лечцю мъзда»,  т. е. плата за лечение.[5] Врачебная профессия носила ремесленный характер, т.е. считалась особым видом ремесла. Врачеванием занимались светские люди (мужчины и женщины), а также духовенство в монастырях. Известно, что уже в Х в., в древнерусском государстве деятельность врачевателей-профессионалов, умевших распознавать и лечить различные болезни, пользовалась большой популярностью. Они работали при княжеских дворах и монастырях в крупных городах Руси: Киеве, Новгороде, Чернигове и др. История донесла до нас имена некоторых представителей древнерусской медицины. Например, сохранились сведения о том, что великий князь Владимир, в 988 г. послал в другие страны своего врача Ивана Смера. В Киево-Печёрском патерике имеются сведения о враче Агапите (умер в 1095 г.), который работал при Киево-Печёрском монастыре и бесплатно оказывал помощь населению. «И услышали о нём в городе, что в монастыре есть некто врач, и многие больные приходили к нему и выздоравливали» В XII в. было известно также имя врача Петра Сирианина (т.е. араба), служившего при дворе черниговского князя до 1106 г. [6]

    Таким образом, письменные источники того времени, позволяют сделать вывод о том, что врачевание в Древней Руси считалось почётным и уважаемым занятием. С принятием христианства, распространением грамотности и письменности, появились предпосылки для систематизации и обобщения опыта народной медицины, распространения трудов зарубежных античных и средневековых врачей. Богатейший народный опыт, знания, традиции, облечённые в письменную форму, нашли воплощение в различных травниках и лечебниках. Выражаясь современным языком, это были своеобразные руководства, посвящённые описаниям различных болезней и методам их лечения. Представляя собой закономерное явление в материальной и духовной культуре русского народа, медицинские знания непременно должны были выйти из рамок устного народного творчества и найти отражение в зарождавшейся письменности.

   Первоначально составителями и хранителями медицинской письменности были волхвы, т.е. языческие жрецы, летописные свидетельства о которых относятся уже к началу Х в. Защищая старую религию, тормозившую развитие культуры, волхвы были силой, обречённой на гибель в ходе исторического развития. Однако, с другой стороны, языческое жречество как особая общественная группа древней Руси, вооружённая запасом знаний о природе, не могло не оставить глубокого следа в быту и жизни древнерусского человека.

   По древнерусскому представлению, волшебство – это высокое искусство, мастерство, а волхв «премудр», это человек с большим опытом и знаниями. Чтобы показать особую глубину медицинских познаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов». Обладание волшебными знаниями, занятие волхвованием, считалось, по мысли древнерусских писателей, результатом книжного научения. В древнерусской литературе имеется немало указаний именно на книжную грамотность волхвов, которые в своей практической деятельности пользовались книгами и сами были их составителями. Прямое указание на волхвов-писателей имеется в Новгородской кормчей 1280 г.: «Главная же мужем повелевана есть пишущим волшебные книги и почитающим я [читающим их] и силу их глаголющим к неким»[7] Следовательно, волхвы не только читали, учились по книгам, но и выступали в качестве их авторов.

   В период образования древнерусского феодального государства – Киевской Руси, стали появляться первые библиотеки. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире и других крупных городах Руси, широкое распространение получила письменность, переписка древнеславянских и перевод иностранных книг. В городах и при монастырях открывались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых для государственной службы. Уже в X-XI вв. на Руси обучение в школах велось по книгам, написанным на греческом, славянском и древнерусском языках.

  Специальных медицинских книг со времён Киевской Руси до нашего времени не сохранилось, однако сохранились книги немедицинского содержания, где освещены медицинские и биологические вопросы, так, в «Шестодневе»[8] содержится описание строения тела и функций его органов: описаны лёгкие («плюще»), бронхи («пролуки»), селезёнка («слезна») и др. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя), ставшая женой византийского императора, оставила в XII в. сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.[9]

   Книги и другие памятники письменности в X-XI вв. собирались князьями и высшим духовенством, в церковных соборах, монастырях и мастерских по переписке и переводу книг. В летописи 1037 г., отмечается, что Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов для переписки славянских и перевода греческих книг. Часть этих книг он разместил в соборе св. Софии, основав, таким образом, первую, как принято считать, библиотеку на Руси. В XI-XII вв. при монастырях в Киеве и Переяславле появляются первые монастырские больницы. Таким образом, в рассматриваемый временной период монастыри на Руси становятся центрами просвещения и развития медицины.

    Древнерусское государство просуществовало около трёх столетий, а затем распалось на отдельные княжества, ставшие лёгкой добычей для внешних врагов. Завоевание Руси татаро-монгольскими полчищами (1237-1240 гг.), привело к утрате её политической независимости почти на два с половиной столетия. В огне войны погибли не только цветущие древнерусские города, но и многие культурные ценности, летописи, книги, памятники материальной культуры. В Переяславле, завоевателями была уничтожена одна из первых монастырских больниц. Страшного разорения избежали лишь отдельные города: Смоленск, Полоцк, Витебск, Новгород, Псков и земли правобережной Украины.

       В период монголо-татарского ига продолжает развиваться народная медицина. Завоеватели не трогали уцелевшие монастыри и больницы при них. Монастырские врачи при оказании помощи больным по-прежнему широко пользовались опытом накопленном народной медициной. При монастырях продолжалась работа по переписке книг, составлению летописей и написанию медицинских трактатов.

   После падения монголо-татарского ига, начался процесс формирования Российского централизованного государства, укрепляется роль княжества Московского, как центра объединения русских земель. В конце XV в. возникает и начинает постепенно укрепляться Московское государство. Наступил новый период в русской истории, для которого характерны существенные сдвиги в общественно-экономическом развитии и рост самобытной культуры. Отмечалось активное развитие врачебного дела: в быстро развивающемся государстве происходят существенные преобразования в области медицины.

  В XVI в. в Московском государстве отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники и травники, лечившие болезни различными кореньями, снадобьями, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, повивальные бабки и т.д. Лекарей было немного и жили они в основном в крупных городах: Москве, Новгороде и др. Из сохранившихся до нашего времени т.н. «писцовых книг» известно, например, что в конце XVI в. в Новгороде Великом было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица. В соседнем Пскове насчитывалось три зелейника (т.е. аптекаря). Разумеется, что столь незначительное количество лекарей не могло обслуживать всех нуждающихся в медицинской помощи. Услугами врачей пользовались в основном представители обеспеченных слоёв населения. Крестьянская беднота, не имела возможности оплачивать дорогостоящие медицинские услуги, прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи, самолечению.[10]

  В XVI-XVII вв., в связи с дальнейшим развитием и укреплением Российского централизованного государства произошли большие сдвиги в развитии науки, культуры и просвещения страны, обусловившие развитие библиотечного дела. В большой степени этому способствовало начало книгопечатания на Руси, которое ускорило процесс производства и распространения книг и расширило круг их читателей. Книги, изданные московским Печатным двором, распространялись по всей России. Печатное слово несло в себе залог подъёма просвещения, науки, общественной мысли.[11]

  Основным книжным центром становится Москва – столица государства, где в связи с объективными потребностями общественного и культурного развития страны появляются новые библиотеки. Возникает особый тип библиотечных учреждений – специальные библиотеки, в которых преимущественно собиралась литература по определённой отрасли знания. Характер деятельности таких библиотек принимает выраженную прикладную направленность, то есть они призваны были вести информационное обеспечение сначала конкретных учреждений, а в дальнейшем и определённых отраслей хозяйства. Возникновению специальных библиотек в немалой степени способствовало упорядочение системы исполнительной власти в России: в XVI в. складывается система центральных правительственных учреждений – приказов, или, выражаясь современным языком, министерств, ведавших делами различных сфер хозяйства. Именно при них и организуются специализированные библиотеки (библиотека Приказа книгопечатного двора, библиотека Посольского приказа, библиотека Пушкарского приказа и др.).[12] В этот период значительно ослабевает роль монастырей как основных культурных и книжных центров. В некоторых случаях, литература из монастырских и церковных книгохранилищ передавалась в государственные библиотеки.

   Потребности экономического развития страны, рост и развитие городов способствовали возникновению зачатков государственной медицины. Необходимость контроля над всеми сферами жизни общества и хозяйства, характерная для централизованного государства потребовала упорядочения медицинского обслуживания в Русском государстве. Возникли предпосылки для организации единой системы здравоохранения в стране.

  Попытка взять под государственный контроль врачебное дело в России была предпринята ещё при Иване Грозном в конце XVI в., когда для этих целей была учреждена особая Аптекарская палата. Однако можно с полной уверенностью сказать, что начало формированию государственной системы здравоохранения,  положило создание в 1620 г. Аптекарского приказа, ставшего высшим органом управления медициной в Русском государстве. Это было беспрецедентное событие для своего времени. В то время, как в странах Западной Европы врачебное дело находилось целиком в ведении монастырей и различных религиозных организаций, в России, управление здравоохранением было передано в ведение светского органа.[13]

  Первоначально, Аптекарский приказ являлся придворным медицинским учреждением: управлял царской аптекой, ведал медицинским персоналом. В обязанности этого приказа входило лечение царя, его семьи и приближенных. Функции Аптекарского приказа были широкие и выходили за рамки чисто медицинских дел. Помимо выполнения своих основных функций, Аптекарский приказ ведал царскими огородами, складами, водочными заводами, алхимическими лабораториями, стеклянными и винокуренными заводами, винными складами, часовыми мастерскими. В штате этого учреждения находились доктора, лекари, часовых дел мастера, окулисты, аптекари. Уже к середине XVII в. Аптекарский приказ, в связи с возрастающими потребностями государства в организации медицинской помощи населению: необходимостью борьбы с эпидемиями, оказанию помощи раненым в войнах, организацией аптек и сбора для их нужд лекарственного сырья в масштабах страны, стал превращаться из придворного в общегосударственное учреждение. Значительно расширились и его функции. Аптекарский приказ приглашал на службу иноземных врачей, которые экзаменовались в присутствии самого царя Алексея Михайловича. Однако, хотя врачи, приглашенные из-за границы, находились в более привилегированном положении чем отечественные лекари, которых было очень мало, не всегда их знаниями и умениями в России были довольны. Возникла насущная необходимость подготовки отечественных медицинских кадров.[14]  

  Таким образом, со времени возникновения древнерусского государства в IX в. до серединыXVII в. медицинская профессия в России прошла долгий эволюционный путь. Первоначально, являясьврачебным ремеслом, основанным на народных традициях и опыте поколений, она постепенно стало превращаться в особую сферу профессиональной деятельности, освоение которой требовало получения научных знаний содержавшихся в специальной медицинской литературе: лечебниках, травниках, трудах античных и др. учёных, которая находилась наряду с литературой другого (религиозного и светского содержания) в фондах монастырских, церковных библиотек и личных книжных собраниях. Дальнейшее развитие Российского государства, начало формирования общегосударственной системы здравоохранения усилили потребность в подготовке отечественных медицинских кадров, которые владели бы новыми научными и профессиональными знаниями. Появление книгопечатания способствовало более эффективному распространению медицинской литературы. В целом, временной период с IX в. до середины XVII в. можно охарактеризовать как первый этап в развитии медицинских библиотек страны, отличительной чертой которого является накопление предпосылок для их возникновения в России.

  Отправной точкой второго этапа развития медицинских библиотек России послужило открытие в 1654 г., при Аптекарском приказе, школы лекарей, что явилось большим достижением в области подготовки медицинских кадров, поскольку до того времени отечественные специалисты в области врачевания на Руси были, по существу, самоучками, не имеющими специального образования, так как учебных заведений, готовящих медицинские кадры, до XVII в. в стране просто не существовало.

    Появление первого медицинского учебного заведения, увеличение численности специалистов медицины, обусловили рост потребности в медицинской литературе. Поэтому, для содействия обучению, в школе лекарей в 1654 г. была организована медицинская библиотека. 

    Библиотеку Аптекарского приказа, принято считать первой отечественной специализированной медицинской библиотекой. Её фонд состоял из переводов иностранных медицинских книг, сделанных переводчиками и переписчиками Аптекарского приказа. Это были лечебники, травники и классические труды, такие как «Анатомия» Андрея Везалия. Медицинские и естественнонаучные книги для библиотеки Аптекарского приказа нередко приобретались за границей. Несмотря на то, что мы принимаем за отправную точку возникновения в России медицинских библиотек открытие библиотеки Аптекарского приказа, можно предположить, что в России существовала медицинская библиотека ещё до того времени, как был образован сам Аптекарский приказ. Так, основываясь на сведениях, приведённых С. П. Лупповым, об обещании весной 1603 г. думного дьяка А. И. Власьева английскому торговому агенту Р. Барнесу выдать из аптеки хранящуюся там летопись, можно сделать вывод, что в Москве, ещё в начале XVII века имелось некое книжное собрание при Аптечной палате.

    Фонд библиотеки Аптекарского приказа пополнялся из различных источников. Сохранились немногочисленные сведения о том, что книги для библиотеки приобретались в монастырях, например в 1670 г. было куплено в Можайско-Лужицком монастыре у старца Аникиты 6 книг на латинском и немецком языках. Кроме того, литература для библиотеки Аптекарского приказа закупалась за границей, многие издания переводились с иностранных языков. Для этих целей в штате Аптекарского приказа была предусмотрена должность переводчика. Известно, что в 1662 г., переводчику Христофору Синарадскому был поручен перевод книги «Pharmacopolia medico-chymica sive thesaurus pharmacologius…» Другому переводчику, принятому на службу в 1678 г., было предписано переводить книги, по которым «русские люди могут быть совершенными лекарями и аптекарями…» Фонд библиотеки Аптекарского приказа широко использовался не только для обучения лекарей, но также для нужд царского двора и прочих государственных нужд, связанных с использованием медицинских знаний. Так, известно, что в 1673 г. было выдано во дворец царя Алексея Михайловича 10 переводных травников. В 1675 г., переводчик Посольского приказа Николай Спафарий, отправляясь в Китай, получил из библиотеки следующие книги: «Описание китайского государства» и китайский лексикон (т.е. словарь).[15] Данное обстоятельство позволяет высказать предположение, что в библиотеке Аптекарского приказа имелась литература и немедицинского содержания.

  Как отмечалось выше, хотя в Московском государстве и осуществлялась подготовка лекарей, получила распространение практика приглашения врачей из-за рубежа. Врачи-иностранцы стали появляться в Московском государстве ещё в XV в. Хотя деятельность многих из них не оказала сколько-нибудь значительного влияния на развитие медицины в России в рассматриваемый период, иноземные врачи находились в привилегированном положении и получали более высокое жалованье, чем русские врачи. Тем не менее, все категории врачей в своей деятельности использовали информацию, содержащуюся в медицинских книгах, что обусловило необходимость существования и дальнейшего развития медицинской библиотеки Аптекарского приказа.

  Следует отметить, что в этот временной период книги начинают более широко распространяться среди частных лиц. В XVII в. в России уже было довольно много частных собраний литературы, хотя далеко не все сведения о них дошли до нашего времени. Среди владельцев личных библиотек были служилые люди, представители знати, члены царской семьи, высшие представители церковной иерархии, просвещённые монахи, отдельные купцы. В личных библиотеках содержалась преимущественно религиозная литература, однако в некоторых книжных собраниях имелись книги естественнонаучного содержания, в том числе и издания по медицине. Например, известно, что значительное количество литературы по медицине имелось в библиотеке Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева.[16]

  В Русском государстве XVI - XVII вв. всё более активно распространялась литература медицинского содержания. Это были как печатные, так и рукописные книги: травники, лечебники, «вертограды», «аптеки». Образцы подобных изданий сохранились до нашего времени. Некоторые из книг, имевших хождение в средневековой Руси, представляли собой переводы античных медицинских трудов (Гиппократа. Галена, Аристотеля). Например, получил известность перевод с латыни на русский комментариев Галена на сочинения Гиппократа под названием «Галиново на Ипократа», который выполнил в начале XV в. игумен Белозёрского монастыря Кирилл. Этот перевод существовал в списках во многих русских монастырях. В 1612-1613 гг. по этой книге в Троице-Сергиевой лавре лечили раненых и больных во время осады монастыря польскими интервентами. Назначением «Травников» было распространение медицинских знаний среди грамотных людей: духовенства, феодалов, зажиточных горожан, лекарей.

    Не подлежит сомнению, что в период становления Русского государства, книга играла значительную роль в жизни русского общества, являясь, по сути, единственным средством, позволяющим надёжно сохранить для потомков знания и опыт, накопленный предыдущими поколениями. Несмотря на то, что медицинская литература была достаточно скромно представлена в репертуаре древнерусской книги, особенно, на фоне доминирования религиозной литературы, очевидно, что её значение росло по мере развития медицины, превращения её из общественного института в государственный. Именно становление системы здравоохранения в России на государственном уровне, повлекшее за собой развитие медицинской науки и образования, явилось важнейшей предпосылкой для появления первых медицинских библиотек.

  Появление специальной медицинской библиотеки в России, служащей потребностям зарождающегося медицинского образования и государственным нуждам, происходило в том же русле, что и в других европейских странах. Однако, в Европе медицинские библиотеки появились несколько раньше, чем в Русском государстве. Так, во Франции в 1395 г. была открыта библиотека медицинского факультета Парижского университета, а в Великобритании библиотека Королевской коллегии врачей Лондона была основана в 1518 г.[17] Объяснением этому может послужить то обстоятельство, что Европа не испытывала тяжести иноземного ига, как Русь и, следовательно в странах Европы гораздо раньше произошёл переход от феодальной раздробленности к становлению централизованных государств, появились возможности для развития наук, культуры, искусства. Именно в период Средневековья в Европе появились высшие учебные заведения – университеты, в которых велась подготовка медицинских кадров, гораздо раньше начало развиваться книгопечатание. Разумеется, эти факторы способствовали более раннему возникновению специальных, в т.ч. медицинских, библиотек в европейских странах.

   В XVII в. в организации медицинской помощи в России произошли существенные изменения, в частности, начали возникать гражданские больницы, до этого времени находившиеся в ведении монастырей. Первая гражданская больница была построена в 1650 г., в Москве, на средства боярина Ф. И. Ртищева и пожертвования граждан.[18]

  Таким образом, в Русском государстве в XVII в. были заложены основы для развития государственной медицины: стали открываться новые лечебные учреждения, аптеки, началась подготовка отечественных специалистов здравоохранения.

    В начале XVIII в. российским императором Петром I был проведён ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны. Была реформирована система государственного управления - вместо приказов были учреждены коллегии, созданы регулярная армия и флот. Развитие русской науки и культуры при Петре I было тесно связано с переменами в экономической жизни и реформами государственного аппарата. Развитие промышленности и военные нужды требовали подготовки специалистов в различных областях науки и техники. Образование постепенно начало приобретать более светский характер, ориентируясь не на религиозные догмы, а на решение прикладных задач.      

  В этот период, в связи с войнами, миграцией населения, строительством новых городов и заводов, стала особенно остро ощущаться нехватка врачебных кадров и медицинских учреждений, что потребовало реорганизации медицинского дела в стране. В 1706 г. издан указ об открытии вольных аптек. В 1707 г. в г. Москве открыт первый постоянный военный госпиталь и госпитальная школа при нём. Аналогичные учреждения были организованы и в Петербурге, Кронштадте. При подготовке врачебных кадров в России, в отличие от европейских стран особое внимание уделялось практическим знаниям и навыкам, которые учащиеся получали непосредственно у постели больного.[19]

   В 1719 г. Аптекарский приказ был переведён в Петербург – новую столицу России и преобразован в Медицинскую канцелярию. 

   Одной из важнейших мер, принятых государством в области развития отечественной науки явилось открытие в 1725 г. Академии Наук в Санкт-Петербурге, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие науки в стране, в т.ч. и медицинской. Развитие науки и образования в стране, дальнейшее развитие издательского дела, создали предпосылки для появления новых библиотек. Была открыта государственная научная библиотека при Академии наук. Произошло это ещё до открытия самой Академии, в 1714 г. Уже в первое десятилетие своего существования, библиотека превратилась в крупнейшее, по меркам того времени, собрание научной литературы. В 1725 г. в ней насчитывалось около 12 тыс. томов. В фондах библиотеки Академии наук была широко представлена медицинская литература, так как в её состав вошёл фонд библиотеки Аптекарского приказа. Важным источником комплектования библиотечного фонда Академии была покупка книг за границей и книгообмен с отечественными и зарубежными научными учреждениями, учёными и издательствами. Кроме того, в фонд академической библиотеки вошли книжные собрания многих российских и иностранных учёных, государственных деятелей. Известно, что в 1719 г. в академическое хранилище была передана библиотека лейб-медика Петра I Роберта Арескина.

    Роберт Арескин (Эрскин) – выходец из Шотландии, принадлежал к знатному роду. Обучался медицине в Эдинбургском университете, однако через некоторое время оставил его, не закончив своего образования и в течение шести лет работал помощником хирурга. В 1700 г. Арескин получает степень доктора медицины в Утрехтском университете, в Голландии.

    В 1704 г. Арескин, вместе с несколькими английскими врачами получает предложение приехать в Россию для врачебной деятельности и принимает его. Свою работу в России он начал с должности домашнего врача А. Д. Меншикова, где познакомился с императором Петром I, который сразу же оценил разностороннюю образованность и деловые качества шотландца. В 1707 г. Петр I назначает Роберта Арескина президентом Аптекарского приказа. Время пребывания Арескина во главе Аптекарского приказа ознаменовано значительными преобразованиями и улучшениями в области медицины и аптечного дела. Арескин занимался усовершенствованием аптек, реорганизацией медицинских школ, приобретением растений для Аптекарского сада. Особенно строго он следил за отбором иностранных медиков, приезжающих на службу в Россию.  

  В 1713 г. Р. Арескин становится лейб-медиком Петра I, а в 1714 г. он назначается заведующим Кунсткамерой и библиотекой. После смерти Арескина в 1718 г., его личная библиотека была куплена Петром I и передана в фонд Императорской библиотеки. Представить масштабы книжного собрания Р. Арескина помогает опись, сделанная в 30-е гг. XVIII в. Согласно этому документу, в библиотеке лейб-медика первого российского императора насчитывалось 2322 названия книг, среди которых было большое количество литературы на иностранных языках: латыни, английском, немецком, французском. Это действительно достаточно крупное частное книжное собрание, особенно по меркам своего времени. Библиотека состояла из двух примерно равных частей. Первая включала в себя литературу общего и гуманитарного содержания, изданную начиная с XVI в.; вторая часть была посвящена медицине и естественным наукам, причём состояла из лучших, современных владельцу изданий, последнее из которых было датировано 1717 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что библиотека пополнялась почти до последних дней жизни её владельца.[20]

  Следует упомянуть и о другом достаточно известном частном книжном собрании того времени, также вошедшим в фонд библиотеки Академии наук - о библиотеке лейб-медика Рибейро Саншеса, одного из известнейших европейских врачей XVIII в.

   Рибейро Саншес, уроженец Португалии, был принят на русскую службу в 1731 г. Заняв поначалу скромную должность физика при Медицинской канцелярии, впоследствии Саншес стремительно продвигается по службе и через несколько лет становится генерал-штаб - доктором гвардии, а в 1737 г. главным врачом Шляхетского кадетского корпуса. К концу правления Анны Иоанновны, Саншес уже лечил и консультировал членов императорской фамилии. В 1740 г. Р. Саншес был назначен вторым лейб-медиком при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче. Эта должность осталась при нём и по восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны, которая сверх того произвела талантливого доктора в действительные статские советники. [21]

      Живя и работая в России, Рибейро Саншес постоянно стремился быть в курсе последних достижений европейской медицинской науки. Свидетельством тому послужила его библиотека, из года в год пополнявшаяся естественнонаучной литературой. Впоследствии, уезжая из России, Саншес продал своё книжное собрание Академии наук.

  Согласно архивным данным, в библиотеке Р. Саншеса насчитывалось 446 изданий (более 700 томов), на латинском, французском, английском, итальянском, испанском, португальском языках, т.е. данная книжная коллекция по своим масштабам значительно уступала книжному собранию Арескина. Впоследствии, большая часть литературы из личной библиотеки Рибейро Саншеса (преимущественно издания по медицине) поступила в библиотеку Академии наук, остальные издания, которыми библиотека уже располагала, были выставлены на продажу в книжной лавке.

  Особенность библиотеки Р. Саншеса - её прикладной характер. Это, прежде всего рабочее собрание литературы врача-универсала, где находились всевозможные пособия, атласы, справочники. Саншес имел в своём собрании труды античных и средневековых врачей – Гиппократа, Авиценны, Цельса и др.

  Дальнейшее развитие библиотечного обслуживания специалистов медицины в России связано с именем лейб-медика Павла Захаровича Кондоиди (1710 - 1760), который в 1753 г. возглавил Медицинскую канцелярию. Это был высокообразованный и культурный человек. Ему принадлежала мысль об организации первой в России публичной медицинской библиотеки. П. З. Кондоиди понимал, что медицинская наука постоянно развивается, а медицинские книги достаточно быстро устаревают, поэтому за последними достижениями медицины необходимо следить по более оперативным изданиям, каковыми в то время являлись специализированные медицинские журналы. Однако отечественных медицинских журналов тогда ещё не существовало, а иностранные были слишком дороги и недоступны для русских лекарей. Поэтому П. З. Кондоиди решил организовать библиотеку, в которой медицинские работники того времени могли бы знакомиться с различными изданиями по медицине, и особенно новинками, с тем, чтобы применять полученную информацию в своей практической деятельности. В 1754 г. он обратился в Сенат с ходатайством об открытии в столице публичной медицинской библиотеки и получил на это разрешение. Основу фонда этой библиотеки составили книги Медицинской канцелярии и П. З. Кондоиди. Из Голландии и Германии были выписаны книги на французском, немецком и латинском языках и четыре журнала. Библиотека была открыта для «докторов, лекарей, аптекарей» дважды в неделю, по средам и субботам с 3 до 6 часов пополудни. Для удобства читателей в выборе книг, предписывалось составление каталогов и устанавливалось дежурство штатного физика-доктора с помощником и немецким переписчиком, а для наблюдения за порядком и в помощь им дежурили в эти часы канцелярский сторож и солдаты. Правила пользования библиотекой гарантировали равные права для всех читателей.[22]

  Таким образом, благодаря П. З. Кондоиди была открыта медицинская библиотека, доступная для всех категорий специалистов-медиков.

  В 1763 г. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию с более широкими правами и полномочиями. В её деятельности, по-прежнему, большое значение уделялось поиску и распространению медицинской информации, что наглядно подтверждают следующие строки из положении о Медицинской коллегии: «При сей Коллегии, мы определяем быть секретарю всегда человеку во всех физических науках особливых талантов, который при том был и сочинителем учёных дел на латинском языке искусный. Читать ему всё, что из чужих государств в медицинской науке нового приходит, и Коллегии о том докладывать, почему библиотека и архив сей Коллегии в его смотрении быть должны».[23] Это наглядно свидетельствует о возникновении насущной необходимости в изучении мирового информационного потока в области медицины, с целью изучения и распространения новейшего научного и практического опыта в отрасли.

 Медицина в России во второй половине XVIII в. продолжала активно развиваться. В частности, предпринимались активные действия по построению единой системы здравоохранения в масштабах всей страны. С 1775 г. в губерниях начали организовываться Приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, в уездах была учреждена должность уездного лекаря. В 1797 г. создаются губернские врачебные управы. В Москве и Санкт-Петербурге в этот период действовали медицинские конторы, под управлением главных врачей этих городов. В других крупных городах медицинской службой руководил городовой врач. Разумеется, что становление планомерной системы здравоохранения в масштабах всей Российской империи, повлекло за собой сравнительное увеличение количества специалистов, занятых в медицинской отрасли. Известно, например, что к концу XVIII в. на гражданской службе состояло 878 врачей.[24]

  В XVIII в. в России зарождается научная медицина. У её истоков стояли М. В. Ломоносов, С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодик и др. Отличительными чертами отечественной медицины того времени были: самобытность научных исследований, их материалистическая направленность. Среди главных проблем, решаемых учёными и врачами, были охрана здоровья народа, борьба с эпидемиями и заразными болезнями, изучение природы и сущности различных болезней.[25]

  Дальнейшее развитие получило медицинское образование. В 1764 г. открылся медицинский факультет при Московском университете. Госпитальные школы с 1786 г. начали преобразовываться в медико-хирургические училища. Помимо подготовки врачей-практиков, в России стала осуществляться подготовка научных кадров. Так, с 1794 г. в Московском университете было начато присвоение учёной степени доктора медицины после защиты диссертации. Это явилось важным этапом в развитии отечественной медицинской науки, поскольку ранее для русского врача получить учёную степень, можно было лишь, защитив диссертацию за границей. Постепенно университет стал центром, объединяющим вокруг себя видных представителей отечественной медицинской науки и общественной мысли.

   Развитие медицинской науки и системы здравоохранения обусловило необходимость в использовании медицинской литературы, прежде всего руководств по лечению различных заболеваний. Характерной чертой данного временного периода является появление медицинских трудов отечественных авторов. Например, один из крупнейших российских учёных-медиков XVIII в. Н. М. Максимович-Амбодик создал труд «Искусство повивания или наука о бабичем деле» (1784) , который стал настольной книгой акушеров в России на долгие годы. Среди других трудов, можно назвать работы А. Бахерахта «Практическое рассуждение о цинготной болезни», С. Г. Зыбелина «Слово о пользе прививной оспы» и др.

  В конце XVIII в. продолжалась организация новых медицинских библиотек, в частности в 1796 г. директор Медицинской коллегии А. И. Ва



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
МЕДИЦИНСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕДИЦИНСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)