Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ



2019-12-29 559 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Цели и задачи информационно-библиотечного обслуживания

специалистов медицины и здравоохранения

 

Согласно действующей в России номенклатуре учреждений здравоохранения, утверждённой Минздравом РФ, здравоохранение представляет собой систему учреждений, оказывающих населению лечебно-профилактическую помощь, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и судебно-медицинскую экспертизу.[51] В настоящее время медицинская помощь населению Российской Федерации оказывается в 9 620 учреждениях здравоохранения, в том числе в 5 285 больницах, 1 152 диспансерах, 2 350 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 833 самостоятельных стоматологических поликлиниках. [52]

   Основные задачи, стоящие перед здравоохранением Российской Федерации закреплены в Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года и состоят в следующем: сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения; формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки; развитие негосударственного сектора в здравоохранении; совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения; повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки; привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки; повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья и др. [53]

    Однако в России, в силу определённых социально-экономических причин, здравоохранение до настоящего времени, по сути, не является приоритетным направлением в политической, экономической и социальной жизни государства и общества в целом. Действующая организационно-правовая модель здравоохранения в нашей стране несовершенна и нуждается в реформировании. Следствием этого является то, что за последнее десятилетие произошло резкое ухудшение здоровья населения России. По интегральным показателям здоровья населения Россия переместилась в число  развивающихся и отсталых в экономическом развитии стран. В системе российского здравоохранения накопилось много проблем, требующих решения на федеральном правительственном уровне. Это, прежде всего, недостаточность финансирования, отсутствие нормативно-правовой основы для реструктуризации системы здравоохранения и адаптации его к функционированию в новых экономических условиях, снижение общественного признания медицинской профессии и уровня жизни медиков, что неоднократно отмечалось представителями медицинской общественности России.

   Среди главных проблем здравоохранения России можно назвать высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. В Российской Федерации показатели смер­тности от болезней кровообращения (в 2007 г. — 829 случаев на 100 тыс. человек, в 2006 г. — 865, в 2005 г. — 908) являются одними из наиболее высоких в мире. Соответствующие показатели в других странах составляли в 2005 г.: в «старых» странах ЕС — 214, в «новых» странах ЕС — 493, в США — 315. При этом доля смертности от инсультов в России составляет почти половину (46%) в смертности от болезней систе­мы кровообращения. Анализ возрастной структуры смертности от болезней сис­темы кровообращения в период с 1991 по 2006 гг. показывает существенное увели­чение смертности в трудоспособном возрасте.

За 10 месяцев 2008 г. смертность от онкологических заболеваний составила 203,9 на 100 тыс. человек (2007 г. – 202,3, 2006 г. — 200,9; 2005 г. — 201,2). Смертность населения России в возрасте 0—64 лет от онкологи­ческих заболеваний на 30% превышает этот показатель в «старых» странах ЕС и находится на одном уровне с «новыми» странами ЕС. Онкологические заболева­ния в России характеризуются высокой долей смертей в течение первого года пос­ле установления диагноза: например, процент смертей от рака легкого составляет 56, от рака желудка — 55. Это свидетельствует о поздней выявляемости этих заболеваний. Мужчины трудоспо­собного возраста умирают от онкологических заболеваний почти в 2 раза чаще, чем женщины, но заболеваемость среди женщин выше.

В России за 10 месяцев 2008 г. смертность от внешних причин составила 166,0 случаев на 100 тыс. человек (в 2007 г. – 174,8, 2006 г. — 198,5 случаев, в 2005 г. — 220,7), что в 4,6 раз превышает показатели «старых» стран ЕС (36,3 слу­чая на 100 тыс. населения) и в 2,6 раз — «новых» стран ЕС (65 случаев на 100 тыс. человек; 2005г.). В подавляющем большинстве случаев смертность от внешних причин связана с чрезмерным потреблением крепких алкогольных напитков.

Российская Федерация занимает первое место в мире по аварийности на дорогах, причиной которой зачастую являются нетрезвые водители. Смертность от всех видов транспортных несчастных слу­чаев (главным образом, при ДТП) составляет 27,4 на 100 тыс. населения (в 2007 г. – 27,7, 2006 г. — 26,8, в 2005 г. — 28,1), что практически в 3,3 раза выше, чем в «старых» странах ЕС (8,4) и в 2,2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (12,6). В 2007 году произошло 23851 дорожно – транспортных происшествий с участием детей (в 2005 – 25489, в 2006  – 24930), погибло 1116 детей (в 2005  - 1341, в 2006 – 1276). При этом надо учитывать, что количество автомобилей на душу на­селения в России более чем в два раза меньше, чем в странах ЕС.

В последние 16 лет заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. В 1990 г. было выявлено 158,3 млн. случаев заболеваемости населения, в 2006 г. — 216,2 млн. случаев, то есть рост заболеваемости составил 36% (а в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость — на 41,8%).

   Следует обратить внимание на то, что с 1990 по 2006 гг. существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Например, число случаев забо­леваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических — на 60%. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инва­лидности, а также осложнений беременности, родов и послеродового периода возрос­ло в 2 раза. По структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (23,6%) и болезни системы кровообращения (13,8%).[54]

  Руководством медицинской отрасли отмечается низкая эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала системы здравоохранения, работы первичного амбулаторно-поликлинического звена, неоправданно медленные темпы структурных преобразований в отрасли. В ближайшие годы предполагается создать эффективную систему координации на федеральном уровне действий различных государственных органов и общественных организаций в решении проблем охраны здоровья. На этой основе можно будет осуществить широкомасштабные программы развития ресурсного потенциала и деятельности системы здравоохранения по предотвращению и лечению заболеваний, угрожающих национальной безопасности. 

   В этих условиях, руководством медицинской отрасли большое значение придаётся организации в стране единой общегосударственной системы медицинского просвещения и оперативной медицинской информации. Важная роль в построении эффективно действующей системы здравоохранения в стране отводится медицинским кадрам различной квалификации, или, иными словами, специалистам здравоохранения, которых по праву можно назвать главной составляющей, ядром отрасли. 

   Эта важная задача требует налаживания качественного информационно-библиотечного обеспечения, и, соответственно формирует социальный заказ на деятельность социальных институтов, обеспечивающих хранение, поиск и распространение специальной информации, в числе которых и специальные медицинские библиотеки. Является очевидным тот факт, что условия работы врача и требования, предъявляемые ему обществом, существенно изменились в настоящее время. Специалист-медик, несущий ответственность за жизнь и здоровье людей, не может в своей работе обходиться только теми знаниями, которые получены в учебном заведении. Появление новой информации о методах сохранения здоровья и жизни человека требует от врача постоянного совершенствования собственных знаний, умений и навыков, повышения квалификации. Однако сегодня далеко не каждый врач в нашей стране имеет доступ к мировым информационным ресурсам. Низкая заработная плата медиков не позволяет им приобретать в достаточном количестве специальную литературу, выписывать периодику. А ведь в медицине хорошо налаженное информационное обслуживание является особенно важным и жизненно необходимым, поскольку эта отрасль человеческой деятельности призвана вести борьбу с болезнями за здоровую, полноценную жизнь каждого человека. Кроме того, постоянное увеличение объёма медицинской информации ставит перед специалистами проблему ориентации в информационном потоке и выбора необходимых источников. На решение этих вопросов направлена деятельность систем информационного обеспечения здравоохранения во всём мире, в том числе и в нашей стране.

   Сегодня вся система научно-технической информации в нашей стране, в том числе и медицинское её звено, переживают сложный период в своей деятельности. На современном этапе развития отечественного здравоохранения особую значимость приобретает оперативное, максимально полное и качественное информационное обеспечение специалистов медицины и органов управления здравоохранением.

   Под информационным обеспечением понимается совокупность информационных ресурсов и услуг, предоставляемых для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их выполнения.[55]

   Главной целью информационного обеспечения здравоохранения России является достижение мирового уровня и обеспечение высоких темпов развития медицинской науки и практики. Основные задачи информационного обеспечения здравоохранения – удовлетворение информационных потребностей учёных и специалистов медицины, эффективное использование национальных и мировых информационных ресурсов, формирование информационной культуры медицинских работников.

   Необходимо, чтобы современная система информационного обеспечения здравоохранения должна была многоуровневой, формировалась в рамках единого информационного пространства, представляющего собой благоприятную среду для распространения сведений об актуальных проблемах здравоохранения и медицины и путях их решения, достижениях в смежных областях. Важными компонентами этой среды являются базы данных, аппаратные и программные средства, каналы передачи информации. Современную систему информационного обеспечения здравоохранения составляют государственная статистическая документация, материалы научных исследований, базы данных, информационные ресурсы медицинских библиотек.[56]

   Медицинские библиотеки выступают в качестве посредника между специалистами и медицинскими информационными ресурсами, помогая специалистам здравоохранения с учётом их информационных потребностей, сориентироваться в потоке профессиональной информации.

  При формировании эффективной системы информационного обеспечения здравоохранения, специалистам медицинских библиотек важно учитывать новейшие тенденции в области информационного обслуживания, которые состоят в том, что центральной фигурой является потребитель специальной информации со своими нуждами и запросами. Поэтому, необходима активизация роли библиотечного или информационного работника как посредника между пользователем и информацией. Важно, чтобы его деятельность была направлена на максимально полное и быстрое удовлетворение потребностей пользователя. Кроме того, необходимо использование современных технологий оперативного и полного удовлетворения запросов на документ и информацию о нем, а также распространение новых форм обслуживания, способствующих расширению спектра традиционно предоставляемых услуг, привлекательных для пользователей.

   В практике деятельности учреждений здравоохранения, современной литературе, в том числе и медицинской, понятие «информационное обеспечение» как правило, заменяется понятием «компьютеризация» Однако, природа информационного обеспечения многофункциональна, поэтому, рассматривая систему информационного обеспечения здравоохранения, следует иметь в виду, что это комплексное понятие, в которое входят различные виды информации, а именно:

1. Управленческая – сведения о деятельности учреждений здравоохранения, нормативные и законодательные акты, планы, прогнозы, учётные и отчётные формы.

2. Статистическая – данные о состоянии здоровья населения в целом, отдельных групп, ресурсах здравоохранения.

3. Научная – информация о достижениях и передовом опыте отечественной и зарубежной медицины и здравоохранения содержащаяся в научных журналах, монографиях, сборниках научных трудов, патентах и т.д.[57]

   Управленческая и статистическая информация распространяется по определённым каналам и часто предназначена для служебного пользования. Наибольший интерес для нашего исследования представляет система распространения научной медицинской информации посредством деятельности специальных медицинских библиотек. Согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиографическая деятельность. Термины и определения», информационное обслуживание представляет собой «обеспечение потребителей необходимой информацией осуществляемое информационными органами и службами путём предоставления информационных услуг»  Поскольку медицинские библиотеки являются одним из видов информационных учреждений, применительно к их деятельности правомерно вести речь об информационно-библиотечном обслуживании специалистов здравоохранения.

    Основная цель эффективного информационно-библиотечного обслуживания специалистов – своевременно и полно предоставить пользователям информационные продукты и услуги, соответствующие их информационным потребностям, решению конкретных научных, исследовательских и практических задач.

     Задачи информационно - библиотечного обслуживания специалистов любой сферы деятельности, в т.ч. здравоохранения состоят в следующем: проведение целенаправленного отбора источников информации, соответствующих профессиональным информационным потребностям специалистов; оперативное и своевременное доведение информации до потребителей; создание комфортных условий работы с документами;

   Контингент специалистов, занятых в системе здравоохранения России крайне неоднороден. Однако, в контексте данного исследования, наибольший интерес представляет выделение различных групп специалистов являющихся реальными и потенциальными пользователями медицинских библиотек.

  В настоящее время не сложилось единой типологии читателей медицинских библиотек, из-за многообразия факторов, которые необходимо учитывать при определении типообразующих признаков. Ряд отечественных учёных, занимавшихся изучением читателей-специалистов в 1960-е гг. в качестве такого признака принимали характер работы специалиста (В. И. Бородыня, С. А. Дубинская, М. Я. Тафипольская). М. М. Боголюбова и И. П. Осипова предлагали при формировании читательских типов учитывать уровень квалификации специалиста, должностное положение, характер работы и цель обращения к литературе.[58]  Эти принципы были учтены Л. В. Смирновой, которая в 1977 г. разработала типологию читателей-медиков, приняв за основу род их деятельности. Согласно данной типологии, выделялось четыре читательских типа: теоретики, клиницисты, клинико-лабораторно-диагностические работники, организаторы здравоохранения. В настоящее время И. В. Осетровой предложен элитарно-информационный подход к классификации контингента пользователей медицинских библиотек заключающийся в дифференциации пользователей библиотек с точки зрения теории элит.[59] Однако он касается преимущественно учёных-медиков, а остальные группы специалистов остаются вне поля зрения. Поэтому, согласно данным приведённым И. В. Осетровой и Ю. Н. Дрешер, принимая во внимание типологические принципы обоснованные Л. В. Смирновой, а также основываясь на практических наблюдениях, более удобным и приемлемым представляется деление контингента пользователей медицинских библиотек на 5 основных групп, объединённых схожими видами деятельности, и, соответственно, похожими информационными потребностями а именно: организаторы здравоохранения; научные работники, аспиранты, научно-педагогические кадры; врачи—практики; студенты медицинских вузов и колледжей, интерны, ординаторы; средний и младший медицинский персонал.

   Ю. Н. Дрешер выявлена специфика содержания информационных потребностей каждой из этих групп. Организаторы здравоохранения(руководители органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений и их структурных подразделений) отдают предпочтение информации о деятельности учреждений здравоохранения, отраслевым нормативным и законодательным актам,научные и педагогические работники, аспиранты; научно-педагогические кадры проявляют наибольший интерес к информации о передовом опыте отечественного и зарубежного здравоохранения, содержащейся в научных журналах, монографиях, сборниках научных трудов, материалах научных конференций и т.п.; специалисты практического здравоохранения, врачи нуждаются в сведениях о новых формах и методах профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Причём они используют информацию не только по конкретному профилю деятельности, но и по смежным дисциплинам. Студенты медицинских вузов и колледжей, интерны, ординаторы, как правило, не обладают ярко выраженными информационными потребностями. Посещение библиотек представителями этой группы пользователей носит, преимущественно, тематический и сезонный характер и определяется получением заданий от преподавателей. Средний и младший медицинский персонал обращается к услугам библиотек в основном с запросами производственного, либо самообразовательного характера.[60]

  Изучение материалов о деятельности медицинских библиотек России показало, что для удовлетворения информационных потребностей пользователей, они используют разнообразные формы и методы работы: непосредственное предоставление источников информации или сведений о них, проведение «Дней информации», «Дней специалиста», информационное обслуживание в режиме ИРИ и ДОР, беседы, выставки новых поступлений, ведение тематических картотек и др.

   Использование традиционных форм библиотечного обслуживания специалистов в медицинских библиотеках тесно сочетается с применением новых информационных технологий. Почти повсеместное распространение получил Интернет, специалисты – медики всё больше обращаются к различным компьютерным базам данных. Это обстоятельство обусловлено тем, что специалисту-медику нужна полная и своевременная информация, доступная в любой момент, и ресурсы Интернета, в частности специализированные отечественные и зарубежные медицинские серверы позволяют осуществлять её оперативный поиск. Возможности Интернета достаточно широки – это и электронная почта, позволяющая оперативно обмениваться необходимой информацией, телеконференции, позволяющие специалистам вести обмен практическим опытом. Таким образом, Интернет предоставляет специалистам-медикам большие возможности для профессионального общения. Например, существуют сайты, где врач, может виртуально встретиться и побеседовать со своими коллегами, вступить в переписку, обсудить историю болезни, тактику диагностики и лечения больного. Поэтому сегодня, многие медицинские библиотеки предоставляют своим пользователям возможность использования ресурсов Интернета.

   Кроме того, многие специалисты-медики используют в своей работе различные компьютерные базы данных (БД). Широко распространена БД «Медлайн» (Medline) созданная Национальной медицинской библиотекой США при содействии швейцарской Академии медицинских наук. Она содержит библиографические ссылки и рефераты публикаций по биомедицинской тематике начиная с 1966 г. Для включения в эту базу данных обрабатывается 3200 периодических изданий из 70 стран мира. Ежемесячное пополнение составляет примерно 25 тыс. документов. БД «Медлайн» распространяется на компакт-дисках. Кроме того, устойчивым интересом в профессиональной среде пользуется база данных «Российская медицина» созданная и ежегодно пополняемая Центральной научной медицинской библиотекой. Она представляет собой электронный каталог ЦНМБ, где представлены издания, поступающие в фонд библиотеки, начиная с 1988 г., т.е. времени начала работы над этой БД. С 1999 г. доступ к базе данных возможен и посредством сети Интернет.

   «Российская медицина» содержит библиографические описания всех статей из отечественных журналов и сборников, диссертаций и авторефератов, депонированных рукописей, неопубликованных переводов, а также отечественных и иностранных книг, сборников научных трудов, материалов конференций и т.п. Охват отечественного репертуара медицинской литературы составляет примерно 80 %.[61]

   Таким образом, на современном этапе развития отечественного здравоохранения, для решения проблем стоящих перед отраслью и повышения эффективности её деятельности по охране здоровья населения России большое значение придаётся повышению качества информационно-библиотечного обслуживания специалистов здравоохранения осуществляемого медицинскими библиотеками. С этой целью, медицинские библиотеки России применяют дифференцированный подход к обслуживанию специалистов-медиков, принимая во внимание специфический характер их профессиональной деятельности и выделяя на этой основе группы специалистов со схожими информационными потребностями.

 

2.2. Состояние отечественных медицинских библиотек и

 их деятельность в 1990-е – 2000 – е гг.

 

   Отечественные медицинские библиотеки являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения здравоохранения. Они осуществляют функции сбора, хранения и распространения научной медицинской информации. По приблизительным данным, сеть медицинских библиотек России включает в себя примерно 1500 библиотек. [62]

  Сложившаяся в России структура сети медицинских библиотек соответствует принятой в стране структурой организации лечебно-профилактических учреждений, а также учреждений медицинской науки и образования. Многие из них не являются самостоятельными организациями, а находятся в составе различных медицинских учреждений и обслуживают работающих в них специалистов.

  Основное преимущество медицинских библиотек, как и других специальных библиотек, состоит в том, что они максимально приближены к профессиональной деятельности специалистов разного профиля, поскольку функционально и структурно взаимосвязаны с соответствующими организациями. Они имеют возможности максимально конкретизировать библиотечно-библиографическую информацию и планомерно охватывать специальной литературой всех работающих в данной организации или ведомстве.

  Медицинские библиотеки комплектуют свои фонды в соответствии с профилем обслуживаемых учреждений и организаций. Они собирают, оценивают, организуют и распространяют специальную информацию, чтобы помочь специалистам, которых они обслуживают, быстро принимать необходимые для их работы решения. Медицинские библиотеки ведут большую справочно-информационную работу, наряду с традиционными видами библиотечной работы выполняют аналитико-синтетическую обработку информации, рассчитанной на удовлетворение конкретных индивидуальных запросов специалистов.

   Важным признаком дифференциации медицинских библиотек является род деятельности организации, которой принадлежит библиотека. По этому признаку различают научные, учебные, производственные библиотеки. По статусу, медицинские библиотеки подразделяются на: общероссийские, центральные отраслевые и региональные, головные и библиотеки-филиалы.

    В систему медицинских библиотек России в настоящее время входят Центральная научная медицинская библиотека (ЦНМБ), примерно 50 региональных  медицинских библиотек, около 200 библиотек медицинских НИИ, 48 библиотек медицинских высших учебных заведений, ряд библиотек различных медицинских учреждений, клиник, больниц, средних медицинских учебных заведений, санаториев и др. 

Схематически сеть медицинских библиотек России можно представить следующим образом:  

 

 


             

 


      

 

 

   Рассмотрим деятельность медицинских библиотек России на примере представителей каждого вида библиотек, опыт работы которых неоднократно находил отражение в профессиональной библиотековедческой печати.

    Общероссийским научно-методическим и координационным центром системы медицинских библиотек страны является Центральная научная медицинская библиотека (ЦНМБ),ставшая правопреемницей Государственной центральной научной медицинской библиотеки, которая была реорганизована в июне 2001 г. согласно приказу Минздрава РФ, в целях совершенствования отраслевой системы научно-медицинской информации и вошла в состав крупнейшего образовательного научного и клинического центра страны – Московской медицинской академии им. Сеченова.[63] По существу, этот шаг, во многом был обусловлен стремлением руководства медицинской отрасли страны сэкономить на содержании библиотеки. Однако, несмотря на вхождение в состав Московской медицинской академии им. Сеченова, ЦНМБ не превратилась в вузовскую библиотеку, так как библиотека данного учебного заведения сохранила свой статус и работает в прежнем режиме. Таким образом, произошло лишь номинальное переподчинение ЦНМБ, за которой сохранились функции головной отраслевой медицинской библиотеки, открытой для обслуживания научных и практических работников здравоохранения Российской Федерации, а также все её функции, а именно: государственного органа научно-технической информации по медицине и здравоохранению; научно-методического центра для сети медицинских библиотек Российской Федерации; получателя бесплатного Федерального экземпляра изданий по медицине и здравоохранению; национального хранилища диссертаций по медицине и фармацевтике; общероссийского депозитария медицинской литературы; и др. 

    ЦНМБ за более чем 8 десятилетий своего существования накопила немалый опыт библиотечно-информационного обслуживания отрасли. На сегодняшний день фонд главной медицинской библиотеки страны составляет свыше 3,2 млн. экз. литературы. Она ежегодно обслуживает более 200 тыс. пользователей. Книговыдача превышает 400 тыс. экз. документов в год. Электронный каталог ЦНМБ составляет более 500 тыс. названий. На его основе библиотека выпускает базу данных «Российская медицина» на компакт-дисках, где представлена информация об имеющихся в библиотеке книгах, статьях из периодических изданий, диссертациях и авторефератах диссертаций. Кроме того, ЦНМБ работает в сети Интернет со всеми мировыми информационными центрами в режиме реального времени (on-line), пакетного обмена информацией и электронной почты. Создан и подключен к Интернету WWW – сервер ЦНМБ, где представлена вся информация о библиотеке и её деятельности. Имеется возможность доступа пользователей глобальной информационной сети к электронному каталогу библиотеки.

  Центральную научную медицинскую библиотеку России, можно по праву назвать одним из богатейших мировых собраний медицинской литературы. Уникальность фонду ЦНМБ придаёт коллекция редких и ценных книг, старейшие из которых датируются XVI в. В общей сложности особо ценных изданий, насчитывается в библиотеке около 15 тыс. экз. Среди этих книг и журналов есть знаменитые сочинения Гарвея 1639 и 1695 гг., многотомное сочинение Галена, изданное в 1541 г., журналы «Archives generales de medicine» (1833-1849 гг., «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» - первый отечественный медицинский журнал, издававшийся с 1792 по 1794 гг. первое руководство по описательной анатомии П. А. Загорского «Сокращённая анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела» 1802 г. и др. [64]

   ЦНМБ ведёт активную деятельность по формированию и использованию единого справочно-информационного фонда по медицине и здравоохранению. Она выполняет функции национальной медицинской библиотеки, всероссийского органа научной информации по медицине, специализированного научно-исследовательского учреждения по проблемам библиотечно-библиографического обслуживания. Одна из важнейших её функций – организационно-методическое руководство медицинскими библиотеками страны, направленное на эффективное развитие координации и кооперирования медицинских библиотек между собой и с библиотеками других систем и ведомств. Реализуя свои полномочия общероссийского методического центра, ЦНМБ принимала активное участие в организации и становлении Ассоциации больничных библиотек (2000 г.). Большим препятствием в работе ГЦНМБ-ЦНМБ в последние годы являлось недостаточное финансирование. Значительно упало количество зарубежных медицинских журналов, получаемых библиотекой, ещё памятны для сотрудников библиотеки те времена, когда в библиотеке были перебои с отоплением и подачей электроэнергии. Как отмечалось выше, реорганизация, произошедшая в ЦНМБ, призвана разрешить многие проблемы, прежде всего финансового характера, стоящие перед библиотекой и Центральная медицинская библиотека России будет по прежнему выполнять свою работу по информационному обеспечению здравоохранения и медицинской науки страны.

  Следующий уровень сети медицинских библиотек страны представлен областными (краевыми, республиканскими) научными медицинскими библиотеками (ОНМБ, КНМБ, РНМБ). В настоящее время, в Российской Федерации насчитывается около 50 научных медицинских библиотек регионального уровня. Как отмечалось в главе 1, процесс организации областных научных медицинских библиотек в нашей стране начался ещё в 1920–е гг. За время своего существования многие из них накопили богатый опыт в обслуживании медицинских работников своего региона.

  Областные научные медицинские библиотеки осуществляют информационно-библиотечное обслуживание обеспечивают специалистов здравоохранения своего региона. Сеть ОНМБ страны представлена библиотеками различной мощности. В среднем, фонды медицинских библиотек регионального уровня насчитывают около 100-200 тыс. единиц хранения.Например, фонд Научной библиотеки МИАЦ Республики Башкортостан составляет около 122110 экз. (книги и журналы), фонд Свердловской ОНМБ – свыше 150000 экз., Читинской ОНМБ – 140000 экз., Алтайской краевой научной медицинской библиотеки – свыше 112000 экз. различных изданий. Однако есть библиотеки, располагающие более крупными фондами, в частности, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Татарстана (РМБИЦ) где имеется свыше 300000 экз. только книг. Небольшие размеры фондов некоторых медицинских библиотек объясняетсянедостаточностью средств, выделяемых на текущее комплектование.

  Фонды областных медицинских библиотек типичны по своей структуре и включают в себя книги, брошюры и периодические издания по различным направлениям медицины и смежным наукам, а также диссертации и авторефераты диссертаций по медицине и, отчасти, биологии. Преимущественно это отечественные издания, количество иностранной литературы в фондах ОНМБ крайне незначительно. Кроме того, многие библиотеки располагают информацией на электронных носителях - различными базами данных («Российская медицина», «Medline» и др.) и электронными версиями некоторых медицинских изданий. 

   Как отмечалось выше, региональные медицинские библиотеки обслуживают различные категории специалистов здравоохранения: практических врачей, организаторов здравоохранения, научных работников, специалистов среднего звена, студентов и преподавателей средних и высших медицинских учебных заведений, а также специалистов смежных с медициной специальностей. В среднем, региональная медицинская библиотека обслуживает 3 - 5 тыс. пользователей. Так, в НБ МИАЦ Башкортостана насчитывается ( по данным на начало 2009 года) свыше 6700 пользователей, в Алтайской КНМБ - около 5 тыс. пользователей, в Свердловской ОНМБ - более 3500 пользователей. ( по данным на конец 1990 – гг.)[65] Однако, есть библиотеки, в которых количество обслуживаемых специалистов значительно выше, в частности, в Кемеровской ОНМБ их свыше 14000, а РМБИЦ Татарстана осуществляет информационно-библиотечное обслуживание около 50 000 специалистов здравоохранения своего региона. Это объясняется тем, что данные библиотеки объединяют под своим руководством централизованные библиотечные системы, филиалами которых являются библиотеки медицинских учреждений региона и, таким образом, осуществляют более значительный охват специалистов.

   Качество информационно-библиотечного обслуживания специалистов здравоохранения во многом зависит от состава и уровня организации справочно-библиографического аппарата медицинских библиотек. ОНМБ располагают фондом справочных и информационных изданий, библиографических указателей. Как уже отмечалось выше, многие библиотеки имеют электронные базы данных.

  Неотъемлемой частью СБА любой библиотеки является система каталогов и картотек. Областные медицинские библиотеки ведут алфавитный, систематический и предметный каталоги, кроме того, в настоящее время, в региональных медицинских библиотеках активно идёт процесс формирования электронных каталогов. Для обеспечения удобства пользователей в поиске необходимой литературы, некоторые ОНМБ, совместно с другими медицинскими и крупными научными библиотеками региона ведут сводные каталоги. Подобный опыт имеется в Алтайской краевой медицинской библиотеке, в которой ведётся сводный каталог, где представлена информация о медицинской литературе, имеющейся в трёх крупных библиотеках края: Алтайской краевой универсальной научной библиотеке, библиотеке Алтайского государственного медицинского университета, Алтайской КНМБ и её филиалах. Это, безусловно, удобно для пользователей, которые, обратившись в библиотеку, могут не только найти сведения о необходимом издании, но и узнать его конкретное местонахождение.

  С целью оперативного информирования специалистов здравоохранения региона по актуальным вопросам медицины и здравоохранения областные медицинские библиотеки ведут тематические картотеки. Так, в вышеупомянутой Алтайской КНМБ имеются картотеки: «Реформы российского здравоохранения», «Страховая медицина», «Семейный врач», Альтернативная медицина», «Медицина и право», оказывающие помощь пользователям в поиске необходимой информации.[66] Во многих региональных медицинских библиотеках, тематические картотеки организованы с учётом местной специфики: отражают сведения об изданиях по истории и современному состоянию медицины региона, по краевой патологии (заболеваниях, распространённых преимущественно в данной местности). Например, картотеки: «История здравоохранения Башкортостана», «Здравоохранение Башкортостана», «Геморрагическая лихорадка», «Год здоровья» и др., ведутся в научной библиотеке МИАЦ Республики Башкортостан и отражают материалы с учётом региональных особенностей.

Одной из важнейших задач информационно-библиотечного обслуживания специалистов здравоохранения является оперативное доведение информации до каждого медицинского работника. Её реализация осуществляется региональными медицинскими библиотеками путём информирования по системе ИРИ (избирательного распространения информации, дифференцированного обслуживания руководства (ДОР), подготовки тематических списков



2019-12-29 559 Обсуждений (0)
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)