Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфические особенности российского предпринимателя



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Специфические особенности российского предпринимателя 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Описание личности предпринимателя является одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью[7].

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Считается, что предприниматель должен обладать следующими качествами:

- завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

- организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);

- торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

В рамках социально-психологической теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

В ходе исследований, проведенных журналом «Большой Бизнес» в 2006 г. с целью выявления основных психологических и деловых качеств успешного предпринимателя, были выделены следующие наиболее значимые качества российского предпринимателя[8]:

1) выраженная способность к стратегическому планированию;

2) принятие оптимальных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов;

3) стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

4) умение принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска;

5) исключительная уверенность в собственных силах;

6) стремление иметь значительные права и нести большую ответственность;

7) смелое принятие решений, требующих определенных жертв;

8) стремление к самообучению в контактах и общении;

9) склонность к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических ситуаций;

10) отношение к работе как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы;

11) концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников, желание работать с подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

12) собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

Предприниматель в России ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

К важным для психологического портрета российского предпринимателя качествам относятся[9]:

- в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

- в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

- в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

· простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

· активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;

· компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

· получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;

· использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

К этим особенностям можно добавить общую точку зрения российских специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств российского предпринимателя.

Мотивы:

· желание быть хозяином своей судьбы;

· стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

· желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности.

Предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главную цель, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.

Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли[10].

Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поисковая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достижения желаемых и общественно полезных результатов.

Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности его деятельности со стороны социума, невысокая оценка нравственных качеств предпринимателя со стороны социума и т.п.



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Специфические особенности российского предпринимателя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфические особенности российского предпринимателя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)