Психологическая характеристика отдельных российских предпринимателей 21 века
Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов, и продолжается уже в течение трех десятилетий, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства. В начале девяностых годов двадцатого века в российском обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После семидесяти лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие наряду со всеми другими формами собственности (в частности государственной) и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития. Сегодня в России огромное количество очень успешных предпринимателей, состояния которых не уступают западным воротилам делового мира. Одна из наиболее ярких фигур российского бизнеса, известная не только в России, но и во всем мире, - это личность Романа Абрамовича. По-мнению журнала «Большой Бизнес», Роман Абрамович «при жизни стал героем народного эпоса»[14]. Губернатор Чукотки – это редкое явление в сфере российского бизнеса. Выходец из народа стал поистине успешным человеком в бизнесе благодаря таким психологическим и деловым качествам, как: · стремление к самостоятельности, автономности, независимости; · стремление к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти; · инициативность и предприимчивость, деловая активность; · умение действовать в критических ситуациях, в условиях недостатка информации; · настойчивость и умение брать ответственность на себя. Р. Абрамович преуспел не только в бизнесе, но и политике, а также в меценатстве. Ему присущи основные черты мецената: хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью; деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности. Не менее успешным в мире российского большого бизнеса является Олег Дерипаска. Целеустремленность и вера в собственные силы, смекалка вкупе с лукавством и помощь высоких покровителей – вот основы успеха второго (а по некоторым данным – первого) богатейшего человека в России. Одаренность в сфере бизнеса Дерипаска проявил еще в студенческие годы и сам стал героем легенды, гласившей, что он продал некоему государственному предприятию десятки тонн сахара, на чем неплохо заработал. Олег Дерипаска искал счастье, меряясь силами с монстрами российской политики и бизнеса. Его деловые подвиги начались с основания в 1991 году «Военной финансово-инвестиционной компании», которая выступила в качестве соучредителя ТОО «Росалюминий» и стала фундаментом алюминиевой империи молодого бизнесмена. Работа в течение 90-х годов была направлена на создание крупнейшего алюминиевого предприятия в стране. И таковое появилось на пороге нового века. На пути к успеху предпринимателю пришлось победить много противников. Зато и сторонников он приобрел не мало. Олега Дерипаску характеризуют следующие черты: - ясное понимание предпринимательства; -отделение фактов от мифов; -умение давать взвешенные оценки; -умение находить нестандартные решения; -умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности; -умение вырабатывать новые коммерческие идеи; -умение оценивать перспективность новых идей; -знания, необходимые для создания нового дела; -умение оценить внешнюю ситуацию; Елена Батурина, глава компании «ИНТЕКО» и по совместительству супруга московского градоначальника Елена Батурина – настоящая богиня российского корпоративного мира, единственная женщина-миллиардер. В своем роде не менее влиятельная, чем сестра и третья законная супруга Зевса Гера, воспетая Гомером[15]. Принято считать, что именно удачное замужество и супружество помогли Елене взметнуться так высоко, сделав ее самой могущественной женщиной в российском бизнесе. Но несмотря на подобные утверждения, Елена действительно прирожденный бизнесмен и обладатель качеств, присущих успешному бизнесмену: • гибкость мышления и аналитический склад ума; • умение генерировать идеи; • творческое мышление; • широта мировоззрения; • смекалка; • умение находить нестандартные решения. Российские предприниматели обращают внимание на важность в процессе деятельности ориентации на субъективный фактор – людей нельзя воспринимать только как источник наживы, так как этот путь конечен. Непрагматические шаги в бизнесе в итоге приносят, как ни парадоксально, большую прибыль, чем жесткое стремление к ней. Следовать этическим принципам, как показывает практика, всегда выгодно в целом, надо только знать и понимать их. Другое важное отличие российского предпринимательства от зарубежного – важность межличностных отношений и установление личных связей на разных уровнях. Все это является важным фактором успеха предпринимательской деятельности и вызвано, прежде всего, несовершенством правового пространства. Успешность достижений предпринимателя в этом направлении отчасти определяется его коммуникативными способностями, а также, не зависящими от него факторами, такими как: семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и тому подобное. Надежные друзья, сила родственных связей – для российского предпринимателя ценность номер один. Это очень характерно для российского общества, поскольку в условиях переходных периодов, когда экономическое положение страны довольно неустойчиво, а как следствие - неустойчивы и общественные связи – укрепляются связи семейные, родственные. Переходное же состояние экономики, настроение неуверенности в завтрашнем дне для России, к сожалению, типично. Заключение
Итак, проанализировав психологические особенности российского предпринимателя со времен зарождения предпринимательства в России и до наших дней, можно сделать вывод, что российский предприниматель – это человек, обладающий следующими характеристиками: 1. Экономические характеристики: стремление к умножению богатства; стремление к инновациям и их осуществлению; действия по соединению материальных и денежных средств и труда с целью возрастания их совокупной стоимости. 2. Социальные характеристики: инициативность; организаторский талант. 3. Психологические характеристики: присутствие творческого начала, стремление к новизне и самостоятельности; желание чего-либо добиться; стрессоустойчивость. Важное отличие российского предпринимательства от зарубежного – важность межличностных отношений и установление личных связей на разных уровнях. Все это является важным фактором успеха предпринимательской деятельности и вызвано, прежде всего, несовершенством правового пространства. Успешность достижений предпринимателя в этом направлении отчасти определяется его коммуникативными способностями, а также, не зависящими от него факторами, такими как: семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и тому подобное. Надежные друзья, сила родственных связей – для российского предпринимателя ценность номер один. Это очень характерно для российского общества, поскольку в условиях переходных периодов, когда экономическое положение страны довольно неустойчиво, а как следствие - неустойчивы и общественные связи – укрепляются связи семейные, родственные. Переходное же состояние экономики, настроение неуверенности в завтрашнем дне для России, к сожалению, типично. Список литературы
1. 50 больших людей большого бизнеса//Большой Бизнес, 2007 №7 2. Виленский А.В. Этапы развития малого бизнеса. // Вопросы экономики, 2002 3. Гавлин М.Л. Российские предприниматели и меценаты. – М.: Альпина Бизнем Букс, 2007 4. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит, 2001 5. Дмитриев А.Л., Семенов А.А. История предпринимательства в России: XIX - начало ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 июня 2004 г. – СПб: изд-во СПбГУ, 2005 6. Иванов М. А "Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Академия, 2007 7. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 8. Орлов Л.А. Начало купечества. – М.: АСТ, 2002 9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 10. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Кнорус, 2006 11. Соколов В.М. Российский менталитет и исторические пути Отечества. – М.: Гардарики, 2004 12. Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: Академия, 2005 13. Филатов А.Д. Как предприниматели попали в Россию//Бизнес для всех, 2003 14. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.: ЮНИТИ, 2006 [1] Дмитриев А.Л., Семенов А.А. История предпринимательства в России: XIX - начало ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 июня 2004 г. – СПб: изд-во СПбГУ, 2005, с.98 [2] Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Кнорус, 2006, с.53 [3] Грачев И.К. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит, 2001. -№1. [4] Филатов А.Д. Как предприниматели попали в Россию//Бизнес для всех, 2003, №6 [5] Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.: ЮНИТИ, 2006, с.116 [6] Орлов Л.А. Начало купечества. – М.: АСТ, 2002, с.71 [7] Иванов М. А "Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Академия, 2007, с.112 [8] 50 больших людей большого бизнеса//Большой Бизнес, 2007 №7 [9] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, с.235 [10] Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: Академия, 2005, с.134 [11] Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, с.129 [12] Соколов В.М. Российский менталитет и исторические пути Отечества. – М.: Гардарики, 2004, с.45 [13] Виленский А.В. Этапы развития малого бизнеса. // Вопросы экономики, 2002. -№7. [14] 50 больших людей большого бизнеса//Большой бизнес, 2007 №7 [15] Гавлин М.Л. Российские предприниматели и меценаты. – М.: Альпина Бизнем Букс, 2007, с.83
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |