Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип убывания предельной полезности



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Принцип убывания предельной полезности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  Введенное Джереми Бентамом понятие «наибольшее благо для наибольшего числа» было весьма далеко от науки. В конце XIX в. Уильям Стэнли Джевонс (и ряд других экономистов, работавших независимо друг от друга) первым сделай важный шаг вперед в понимании рационального выбора потребителей, разработав принцип убывающей предельной полезности. Этот шаг был основан на осознании того факта, что большинство случаев выбора потребителей несводится к принятию решений типа «все или ничего» (примером такого решения может быть выбор между тем, чтобы начать курить и тем, чтобы дать зарок вообще никогда не курить). Решения потребителей являются инкременталь­ными, имеющими приростной характер. (Причем два различных варианта выбора, например, о потреблении того или иного продукта, могут различаться между собой на бесконечно малую физическую величину реального потреб­ления этого продукта — прим. ред.) Примером решения этого рода может послужить решение съедать каждый месяц на одного цыпленка больше, чем обычно. В тех случаях, когда экономисты характеризуют результаты того, что нечто сделано в чуть большем или чуть меньшем объеме, они пользуются прилагательным предельный («маргинальный»). Таким образом; предельная полезность некоего блага (товара или услуги — прим. ред.) представляет собой величину добавочной, дополнительной полезности, которую получает пот­ребитель от потребления еще одной единицы блага (при прочих равных условиях).

Принцип убывания предельной полезности, сформулированный Джевонсом и другими экономистами, состоит в том, что чем больше количество потреб­ленных благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Данный принцип был сфор­мулирован скорее на основе самоанализа (букв, «интроспекции» — прим. пер.), нежели на основе наблюдений.

Возможно вы испытали убывание предельной полезности на себе. Пред­ставьте себе, что вы пришли на вечеринку. Вас мучает жажда. Хозяин дома ставит перед вами ведерко со льдом, полное банок холодной содовой воды, вы хватаете банку и... о, радость! Стрелка «измерителя полезности» в вашем мозгу взлетает до цифры 10. Через несколько минут вы хватаете еще одну банку.

Она кажется вам замечательной, хотя принесенное ею удовлетворение все же не идет ни в какое сравнение с тем, что принесла вам первая банка. Оцените его в 7 единиц. Несколько позже вы добираетесь и до третьей по счету банки. Вы делаете несколько глотков, но вода кажется вам чересчур сладкой. Вы оставляете банку не выпитой до конца. Стрелка вашего «измерителя полезности» упала до нуля; оставшиеся не выпитыми глотки не принесут вам вообще никакого удовлетворения.

 

 

Рис. 5.1. Убывающая предельная полезность

По мере того, как растет величина потребления данного блага, величина полезности, полученной от потребления каждой добавочной единицы этого блага, сокращается. На графике показаны гипотетические данные о полезности потребления содовой воды неким потребителем. Цифры носят исключительно иллюстративный характер, на практике измерение полезности невозможно.

  

Конечно, полезность — понятие субъективное. Никто еще не изобрел «измеритель полезности», который можно было бы подсоединить к живому человеку и измерить полученную полезность с той же легкостью, с какой можно измерить артериальное давление. Однако представьте себе, что такой прибор существует. Если вы позволили подключить себя к этому прибору на время вечеринки и фиксировали результаты, то они бы выглядели примерно так, как это показано на рис. График демонстрирует обратную зависимость между объемом потребления и предельной полезностью, т. е. удовлетворением, полу­ченным от потребления еще одной банки содовой воды. Линия выглядит нечетко, имеет волнистый характер, потому что полезность трудно оценить числом. Однако мы можем сказать, когда полезность растет или падает, так что отрица­тельный наклон кривой предельной полезности s

Правило максимизации полезности.

 

Суть правила максимизации полезности состоит в следу­ющем: доход потребителя должен быть распределен таким обра­зом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предель­ная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

На языке алгебры правило максимизации полезности выг­лядит следующим образом:

М U продукта А /Цена продукта А = М U продукта В/ Цена продукта В

где МU — предельная полезность.

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотно­шения были равны, а доход полностью израсходован. Напри­мер, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предполо­жим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.

Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, яв­ляются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезнос­ти и кривая спроса логически согласуются друг с другом.

Полезность, как и предельная полезность, включает важ­ный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказы­ваются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых без­различия.

Заключение.

В своем реферате я представила тему: «Теория полезности. Субъективная ценность экономических благ», и сделала соответствующие выводы:

 Теория потребительского выбора основана на предположении, что люди ведут себя рацио­нально, стараясь максимизировать удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачивая услуги в определенном их сочетании.

 При описании выбора потребителя следует рассматривать два взаимосвязанных показа­теля: потребительские предпочтения и бюджетную линию, которая ограничивает выбор человека.

Потребители делают свой выбор путем сравнения ассортиментных наборов потребительских товаров и услуг (потребительских корзин). Предполагается, что их предпочтения полны (они имеют возможность сравнить все мыслимые наборы) и транзитивны (если они предпочитают набор А набору В, а В — набору С, то они предпочитают набор А набору С). Кроме того, мы предполагаем, что большее количество товара всегда предпочтительнее меньшего.

Кривые безразличия, представляющие все сочетания товаров и услуг, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, не возрастают и не могут пересекаться.

 Потребительские предпочтения могут быть полностью описаны совокупностью кривых без­различия, или картой безразличия. Такая карта безразличия обеспечивает порядковое ранжи­рование всех наборов благ, которые можег выбрать потребитель.

 Предельная норма замещения товара С товаром Р представляет собой максимальное коли­чество С, от которого индивидуум готов отказаться, чтобы получить одну дополнительную единицу Р. Предельная норма замещения снижается по мере движения вниз вдоль кривой безразличия. Если предельная норма замещения падает, то предпочтения выпуклы.

 Бюджетная линия представляет все сочетания товаров, на покупку которых потребитель расходует весь свой доход. Бюджетные линии смещаются вправо в результате роста потре­бительского дохода, они поворачиваются вокруг фиксированной точки (на оси ординат), когда цена одного товара (на оси абсцисс) изменяется, а доход и цена другого — нет.

 Потребители максимизируют удовлетворение, которого могут достичь при ограниченном бюд­жете. Когда потребитель максимизирует удовлетворение, потребляя каждый из двух товаров, предельная норма замещения равна соотношению цен этих двух приобретаемых товаров.

 Максимизация полезности может привести к "угловому" решению, если один из товаров не потребляется. В этом случае требование равенства предельной нормы замещения соотноше­нию цен не выполняется.

 Теория выявленных предпочтений показывает, как можно использовать информацию о выбо­ре человека при меняющихся ценах и доходе для определения его предпочтений. Если он выбирает потребительскую корзину Л, но может позволить себе и В, то потребительская кор­зина Л предпочтительнее потребительской корзины В.

 Теория потребительского выбора может быть представлена либо с помощью кривых без­различия, когда важны лишь порядковые характеристики полезности (которые позволяют ранжировать альтернативные потребительские корзины), либо с использованием функции полезности. Функция полезности строится путем присвоения численного значения каждой потребительской корзине. Если корзина А предпочтительнее корзины В, полезность А выше, чем полезность В.

Когда анализируется выбор при наличии риска или проводятся сравнения между отдель­ными людьми, могут оказаться важными количественные характеристики функции по­лезности. Функции полезности, которые мы изучаем, обычно соответствуют принципу
убывающей предельной полезности: чем больше потребляется товара, тем меньше приращение полезности.

Список используемой литературы

1. А.Г. Грязнова «Микроэкономика», М: КНОРУС 2006.

2. Носова С.С. «Экономическая теория», М: КНОРУС 2007.

3. Ивашкоский С.Н. «Микроэкономика», Издательство «Дело» 2000.

4. А.И. Архипова «Экономическая теория», М: Проспект 2007.

5. Корниенко О.В. «Микроэкономика», Ростов-на Дону: Феникс 2005.

6. В.С. Автономов. 50 лекций по микроэкономике. В. шк. Экон. 2000.

7. Пиндайк, Роберт С. Микроэкономика. М.: Дело 2000.

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма 2006.

9. Симкина Л.Г. Микроэкономика. Питер 2002.

10.  Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.



2019-12-29 204 Обсуждений (0)
Принцип убывания предельной полезности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип убывания предельной полезности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)