Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТП НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТП НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВТП США.

Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.

Несмотря на некоторые успехи, усилия по либерализации мировой торговли связаны с огромными трудностями. Торговые барьеры остаются высокими, особенно в таких секторах, как производство услуг и сельское хозяйство, в которых американские производители обладают особенно большой конкурентоспособностью. Во время Уругвайского раунда предпринимались попытки решения некоторых вопросов, относящихся к предоставлению услуг и торговле. Однако в результате все же остались торговые барьеры, затрагивающие приблизительно 20 сегментов сектора услуг. Переговоры по этим торговым барьерам состоятся позднее. Тем временем, быстрые перемены в науке и технологии приводят к возникновению новых проблем в области торговли. Так, например, американские экспортеры сельскохозяйственной продукции проявляют растущее беспокойство по поводу того, что европейские правила запрещают использование генетически модифицированных организмов.

Появление электронной торговли также поднимает целый ряд новых проблем. В 1998 г. министры стран-членов Всемирной торговой организации обнародовали заявление о том, что страны не должны мешать ведению электронной торговли посредством наложения пошлин на электронные пересылки товаров и услуг. Однако многие вопросы остаются нерешенными. Соединенные Штаты хотели бы превратить Интернет в бестарифную зону, обеспечить во всем мире наличие конкурирующих телекоммуникационных рынков и утвердить глобальные средства защиты интеллектуальной собственности на цифровые продукты.

Президент Клинтон призвал к проведению нового раунда переговоров по вопросам мировой торговли, несмотря на то, что его надежды не оправдались, когда участникам переговоров не удалось достичь договоренности относительно идеи проведения подобного раунда на встрече, состоявшейся в конце 1999 г. в Сиэтле, штат Вашингтон. Соединенные Штаты все же сохраняют надежду на заключение нового международного соглашения, которое укрепило бы Всемирную торговую организацию, сделав ее процедуры более прозрачными. Американское правительство также стремится к проведению переговоров о дальнейшем снижении торговых барьеров, мешающих торговле сельскохозяйственной продукцией. В настоящее время Соединенные Штаты экспортируют продукцию, получаемую с каждого третьего гектара своих пахотных земель. Другие американские цели включают в себя еще большую либерализацию торговли услугами, введение более надежных средств охраны интеллектуальной собственности, проведение нового раунда снижений тарифных и нетарифных торговых барьеров в торговле промышленными товарами и достижение успехов на пути к установлению признаваемых во всем мире стандартов трудовых отношений.

Даже возлагая большие надежды на новый раунд многосторонних торговых переговоров, Соединенные Штаты стремятся к заключению новых региональных торговых соглашений. Одним из первых стоит на повестке дня торговли США вопрос о заключении соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками, которое превратило бы все Западное полушарие (за исключением Кубы) в зону свободной торговли. Переговоры о заключении подобного соглашения начались в 1994 г., и на них была поставлена цель завершения этих переговоров к 2008 г. Соединенные Штаты также стремятся к заключению соглашений о либерализации торговли с азиатскими странами посредством форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В конце девяностых годов прошлого столетия члены АТЭС достигли договоренности относительно информационной технологии.

Отдельно американцы в настоящее время обсуждают проблемы торговли, имеющиеся между США и Европой, в рамках Трансатлантического экономического партнерства. Кроме того, Соединенные Штаты надеются расширить свою торговлю и с Африкой. Разработанная в 1997 г. программа под названием «Партнерство по обеспечению экономического роста Африки и созданию для нее благоприятных возможностей» нацелена на расширение доступа на рынок США импортных товаров из стран, расположенных к югу от Сахары, оказание поддержки со стороны США развитию частного сектора в Африке, налаживание практического содействия региональной экономической интеграции в африканских странах и придание институционального характера диалогу между правительствами отдельных стран по вопросам торговли в рамках ежегодного форума «США - Африка».

Тем временем, Соединенные Штаты продолжают предпринимать попытки решения конкретных вопросов торговли, касающиеся отдельных стран. Уже, по крайней мере, с семидесятых годов прошлого столетия вызывают беспокойство торговые отношения США с Японией, и в конце девяностых годов XX века американцы продолжали уделять повышенное внимание барьерам, поставленным Японией на пути американского импорта в эту страну, включая товары сельскохозяйственного производства, автомобили и запчасти к ним. Американцы также жаловались на то, что Япония экспортирует сталь в Соединенные Штаты по ценам ниже мировых (практика, известная как демпинг), и американское правительство продолжает оказывать давление на Японию с целью проведения ею дерегулирования различных секторов ее экономики, включая телекоммуникации, жилищное строительство, финансовые услуги, медицинское оборудование и продукция фармацевтической промышленности.

Кроме того, американцы продолжали решать конкретные проблемы, имеющиеся у них в торговле с другими странами, включая Канаду, Мексику и Китай. В девяностых годах прошлого столетия увеличился дефицит торгового баланса США с Китаем. Этот дефицит даже превысил дефицит торгового баланса Соединенных Штатов с Японией. С точки зрения американцев, Китай представляет собой огромный потенциальный экспортный рынок, но на него чрезвычайно трудно попасть. В ноябре 1999 г. обе страны предприняли то, что американские должностные лица расценивают как серьезный шаг на пути установления более тесных торговых отношений. Говоря конкретно, эти страны достигли торгового соглашения, которое позволит Китаю быть формально принятым в ВТО. В качестве части этого соглашения, переговоры о заключении которого велись более 13 лет, Китай дал согласие на принятие ряда мер по проведению реформ и приданию своему рынку более открытого характера. Впоследствии, в 2007 г., Соединенные Штаты согласились нормализовать торговые отношения с Китаем, отменив продиктованное политическими мотивами требование о том, чтобы Конгресс ежегодно проводил голосование по вопросу о том, следует ли предоставлять Пекину благоприятные условия торговли.

Несмотря на эти крупномасштабные усилия по либерализации торговли, в конце века в Конгрессе росла политическая оппозиция либерализации торговой сферы. Несмотря на то, что Конгресс ратифицировал НАФТА, это соглашение продолжало вызывать критику со стороны отдельных отраслей и политиков, которые считали его несправедливым.

Более того, Конгресс отказался предоставить президенту особые полномочия на ведение переговоров, которые считаются крайне необходимыми для достижения новых торговых соглашений. Переговоры по таким торговым соглашениям, как НАФТА велись в условиях соблюдения процедуры быстрого принятия решений, при которой Конгресс отказывался от части своих прав и полномочий, обещая проголосовать по вопросу о ратификации в течение строго определенного периода времени и принимая на себя обязательство воздерживаться от попыток внесения поправок в предлагаемый договор. В условиях отсутствия процедуры быстрого принятия решений в Соединенных Штатах должностные лица других стран, отвечающие за торговлю, неохотно шли на переговоры с США и не хотели подвергать себя риску вызвать нападки со стороны политической оппозиции своих стран. В отсутствие процедуры быстрого принятия решений стали не столь активными усилия американцев по продвижению вперед в деле заключения Соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками и расширения рамок НАФТА путем включения в него Чили. В результате, достижение дальнейшего прогресса в принятии других мер по либерализации торговли представлялось сомнительным.

Дефицит баланса внешней торговли США в ноябре 2009 года увеличился на 9,7% относительно предыдущего месяца. По данным министерства торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составило $36,4 млрд. Согласно пересмотренным данным, в октябре показатель равнялся $33,2 млрд, а не $32,9 млрд, как сообщалось ранее.

Аналитики ожидали повышения дефицита в ноябре до $34,6 млрд. Объем импорта в США увеличился в ноябре на 2,6%, что отражает, главным образом, рост цен на энергоносители. Повышение экспорта было менее значительным - 0,9%, однако его объем, составивший $138,2 млрд, стал максимальным за год. Рост экспорта обусловлен, в частности, высоким спросом на производимые в США автомобили и полупроводники.

Увеличение расходов американских компаний и потребителей позволяет предположить, что спрос на иностранные товары в США продолжит расти в ближайшие месяцы. В то же время слабость доллара США и экономический подъем в зарубежных странах могут привести к увеличению объемов экспортируемой американскими компаниями продукции, что окажет поддержку промышленному производству и экономике страны в целом, отмечают эксперты.

Значительную роль в показателях внешнеторгового баланса играет рост цен на нефть. В будущем экспорт, вероятно, будет увеличиваться быстрее, чем импорт. Мы видим реальный экономический рост в ряде стран мира, особенно в Азии, и доллар США является слабым.

Курс доллара США к корзине валют основных торговых партнеров страны упал на 12% после достижения максимального за пять лет уровня в марте прошлого года. Спрос на американские товары в Китае вырос в ноябре до рекордных $7,3 млрд, в связи с чем отрицательное сальдо внешнеторговых операций США с КНР сократилось на 11% - до $20,2 млрд.

ВТП Японии.

Для структуры внешней торговли характерна такая особенность — довольно слабое развитие у японских компаний специализации, и прежде всего кооперирова­ния производства с зарубежными партнерами. Одним из показателей указанного отставания является небольшая доля в импорте машин и оборудования — менее 10 %. Вместе с тем запасные части, комплектующие детали и узлы составляют в японском экспорте около 21 % — су­щественно меньше, чем у других развитых капиталисти­ческих стран. Это означает, что Япония практически не имеет возможностей экономить сырье за счет своих парт­неров по специализированным и кооперационным постав­кам, перекладывая на них часть сырьевых издержек. Кроме того, в случае кризисных ситуаций их последст­вия ложатся почти целиком на те или иные отрасли японской экономики. На протяжении 60-70-х годов роль лидеров как в промышленной структуре, так и в экспорте выполняли черная металлургия, судо — и автомобилестро­ение, электротехника. Это привело к возрастанию кон­центрации экспорта на ограниченном числе товаров, сте­пень обработки которых повышалась[1]

В результате этих сдвигов в структуре экспорта Япо­ния по вывозу ряда товаров заняла первые места в ка­питалистическом мире. В 1976 г. ее доля в экспорте раз­личных видов продукции странами — членами ОЭСР составила: мотоциклы — 49,9; суда — 43,4; счет­но-решающие машины — 42,3; черные металлы — 28,3; текстильные изделия — 26,4; автомобили — 19,3 и т. д. Преобладание в японском экспорте готовых изделий, из­готовляемых ташке и в других капиталистических стра­нах, обусловливает исключительную остроту конкурент­ной борьбы между Японией и ее основными торговыми партнерами — США и странами ЕЭС.

Относительно быстрому росту японского экспорта спо­собствует и то обстоятельство, что его главные товары рассчитаны, как правило, на массового потребителя и в связи с этим спрос на них меньше подвержен колебаниям экономической конъюнктуры. Правда, экспорт такого рода продукции требует постоянного обновления ее ха­рактеристик, моделей и т. п. для максимально быстрого приспособления к потребительским вкусам. Высокая мо­бильность и конкурентоспособность промышленности, тщательное изучение спроса и условий реализации поз­воляют японским монополиям успешно проникать на за­рубежные рынки.

Японский экспорт черных и цветных металлов и руды в 2007 резко вырос. Японский экспорт цветных металлов вырос на 69,7% до 1,96 млн тонн, в основном благодаря резко возросшей (на 227,9%)отгрузке в Китай. В целом, отгрузки в Азию выросли на 86,2% до 1,79 млн тонн, в том числе в Китай - до 1,04 млн тонн. Отгрузки в страны NIES (Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея) выросли на 6,4% до 410 713 тн, в то время как в страны АСЕАН рост составил 14,4% до 370 882 т. Отгрузка цветных металлов в большинство стран, включая США выросла на 4,9%, в ЕС – на 15,2%, в Россию - на 46,2%, Ближний Восток - на 25%. Рост стального экспорта был более скромным - 4,7% до 36,48 млн тонн. Огрузки в Азию увеличились на 7,9% до 30,25 млн т. Сильный спрос со стороны NIES, включая рынки Tайваня и Южной Кореи, привел к увеличению поставок на 6,1% до 14,63 млн тонн. Экспорт в страны АСЕАН в прошлом году вырос на 14,9% до 8,9 млн тонн. Экспорт в Китай вырос на 2% до 6,27 млн тонн. Экспорт в ЕС вырос на 9,8%; в Россию - на 32,8%, при этом отгрузки в США снизились на 17,5%, а на Ближний Восток - на 6,1%. Сильный спрос повлек за собой рост импорта сырья. Так, импорт концентратов вырос на 3,5% до 138,92 млн тонн, что в денежном выражении составило 3,110 млрд йен (на 25% больше показателя прошлого года). Стальной импорт вырос на 7,4% до 8,40 млн тонн. Однако, импорт цветных металлов, снизился на 0,3% до 3,65 млн тонн. При этом отгрузки из Азии снизились на 7,6% до 960 964 тн., но в то же время, импорт цветных металлов из России вырос на 2,2% до 745 381 тн[2].

Положительное сальдо внешней торговли Японии за 2009 год выросло по сравнению с предыдущим годом на 36,1% и составило 2,81 трлн иен (31,37 млрд долларов); рост внешнеторгового сальдо отмечается впервые за два года. Такие данные обнародовало в статистическом отчете по внешней торговле Министерство финансов Японии в среду.

Объем экспорта в 2009 году сократился на 33,1% и составил 54,18 трлн иен (605,39 млрд долларов). Импорт уменьшился на 34,9% — до 51,37 трлн иен (574,02 млрд долларов).

Впервые за всю послевоенную историю самым крупным импортером товаров из Японии стал континентальный Китай, обогнав США. Объемы экспорта в эту страну товаров из Японии составили рекордную с 1979 года сумму — 10,24 трлн иен (114,4 млрд долларов).

Согласно опубликованным в этом же отчете данным за декабрь 2009 года, впервые с сентября 2008 года, который считается отправной точкой мирового экономического кризиса, экспорт увеличился по сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 12,1% и составил 5,41 трлн иен (60,48 млрд долларов). Импорт сократился на 5,5% и составил 4,87 трлн иен (54,39 млрд долларов). Положительное сальдо внешнеторгового баланса страны составило 545,3 млрд иен (6,09 млрд долларов).

Представитель японского министерства финансов заявил, что объем внешней торговли Японии снижается третий месяц подряд. По сравнению с тем тем же периодом год назад, он уменьшился на 23,5%.

По имеющимся данным, в июне 2007 года объем внешней торговли Японии составлял один триллион 140 миллиардов иен (около $11 миллиардов), однако в июне нынешнего года он опустился до 873 миллиардов 100 миллионов иен (около $8 миллиардов 500 миллионов), отметил чиновник.

В то же время, представитель японского министерства финансов привел цифры, согласно которым, за год объем торговли Японии с США увеличился на 11,2%, а с азиатскими странами снизился на 16,1%.

Правительственные аналитики в Японии считают причиной подобного общего снижения неуклонный рост цен на сырую нефть. При этом объем внешней торговли уменьшился менее, чем на 36%, как прогнозировали специалисты экономической служб "Никкэй" и "Доу Джонс".

Министерство финансов Японии 22 апреля обнародовало данные о том, что в связи со значительным уменьшением экспорта в 2008 финансовом году, закончившемся 31 марта этого года, во внешней торговле Японии впервые за 28 лет было зарегистрировано пассивное сальдо на уровне 725,3 млрд японских иен.

Согласно данным, в 2008 финансовом году объем экспорта Японии составил 71,1435 трлн иен, что на 16,4 проц меньше, чем в предыдущем финансовом году, а объем импорта -- 71,8688 трлн иен, сократившись на 4,1 проц против 2007 финансового года. Таким образом, в экспорте и импорте Японии впервые за 7 лет было зарегистрировано сокращение.

При этом активное сальдо торговли Японии с США составило 4,7124 трлн иен, что на 4,3 проц меньше, чем в предыдущем финансовом году, а активное сальдо торговли с ЕС - 2,9621 трлн иен, сократившись на 39,7 проц по сравнению с 2007 финансовым годом.

Согласно статистическим данным о ежемесячной торговле, в марте этого года активное сальдо Японии составило около 11 млрд иен и уменьшилось на 99 проц против того же периода прошлого года, экспорт - 4,1823 трлн иен, сократившись на 45,6 проц по сравнению с мартом минувшего года, а импорт - 4,1714 трлн иен, уменьшившись на 36,7 проц против марта прошлого года[3].

Как сообщил источник в министерстве финансов Японии, под влиянием международного финансового кризиса экспорт автобилей, полупроводников и других электронных компонентов из Японии значительно снизился, что стало главной причиной пассивного сальдо во внешней торговле страны в 2008 финансовом году.

Японо-российские внешнеторговые и экономические отношения в последнее время находятся в стадии расширения. Например, остававшийся на одном и том же уровне с 2006 года объём внешней торговли резко вырос в 2008 году. Общая сумма внешней торговли выросла примерно на 31,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 694,2 млрд.иен. Объём импорта из России вырос в сравнении с предыдущим годом на 19,6% и составил примерно 490,2 млрд.иен, а экспорт товаров в Россию вырос на 72,6% и составил 204 млрд.иен.

Что касается товарной структуры внешней торговли между Японией и Россией, то она ассиметрична. С одной стороны, большую часть экспорта в Россию составляет техника, в том числе автомобили, тогда как основной составляющей импорта из России является сырьё.

ВТП  РФ.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В настоящее время участником внешней торговли в РФ может быть любое российское предприятие, получившее статус индивидуального частного предпринимателя. Более 6 млн. хозяйствующих субъектов и физических лиц являются на сегодня субъектами ВТД РФ.

ВТП РФ на сегодняшний день является политикой либерализации. Основной регламент, регулирующий ВТД РФ – Федеральный закон о государственном регулировании ВТД, где определены цели ВТП:

1. защита экономического суверенитета;

2. обеспечение экономической безопасности;

3. стимулирование развития национальной экономики;

4. обеспечение условий эффективной интеграции РФ в МЭ.

Для этого следует соблюдать принципы:

- единства ВТП с внешней политикой РФ;

- единства системы регулирования ВТД и контроля за ее осуществлением;

- единства политики экспортного контроля для достижения целей ВТП и неуклонного выполнения международных обязательств в части недопущения вывоза оружия массового уничтожения и др. мидов ружия;

- единство таможенной территории страны. Приоритет экономических мер регулирования перед административными;

- равенство участников ВТД и их недискриминация;

- исключение неоправданного вмешательства государства во ВТД.

Внешняя торговля в глобальной экономике стала важнейшим фактором экономического развития. Эффект от участия России в международном обмене товарами и услугами стал играть весьма заметную роль в развитии отечественной экономики.

Только экспорт товаров обеспечивает от одной до двух третей прироста ВВП, то есть 2,1-4,2 процентных пункта прироста в среднем в год.[4]

Позитивное влияние внешнеэкономических связей ощущают на себе сегодня практически все сектора и отрасли экономики, включая сектор домашних хозяйств. Оно во многом обусловлено в целом благоприятной для российских внешнеэкономических операторов конъюнктурой на мировых рынках. Повышение цен на товары отечественного экспорта, равно как и их понижение на импортируемую продукцию, т.е. изменение условий торговли, в прошедшие годы позволяло экспортерам и импортерам получать дополнительные доходы – своеобразные субсидии мировых рынков.

Если рассматривать внешнюю торговлю товарами как совокупный результат торговли со странами дальнего зарубежья и странами СНГ, то в 2007-2008 гг. можно отметить тенденцию к увеличению товарооборота со странами дальнего зарубежья, причем темпы роста экспорта в 2008 году в страны дальнего зарубежья значительно опережают темпы роста экспорта в страны СНГ. В импорте, начиная с 2008 года, отмечается тенденция переориентации импорта со стран СНГ на страны дальнего зарубежья[5].

Таким образом, доля дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте России увеличивается, а стран СНГ уменьшается.

Ведущее место в товарной структуре экспорта за период 2003-2008 гг. продолжали занимать минеральные продукты (57,3%-64,7%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (17,8%-16,1%), машины, оборудования и транспортные средства (9,0%-5,6%), продукция химической промышленности, каучук (6,9%-5,9%), а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4,2%-3,5%)[6].

Суммарный удельный вес данных товаров в стоимостном объеме экспорта в 2003-2008 гг. варьировал в пределах 95,2% - 95,9%.

Таким образом, доля остальных товаров (продукции легкой, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и сельского хозяйства) составляет 4,8-4,1% от стоимостного объема экспорта страны. Экспорт сырьевых неэнергетических товаров, машин и оборудования увеличился в 2,3 раза и в 1,6 раза соответственно, несмотря на снижение доли этих групп товаров. Экспорт потребительских товаров в стоимостном выражении увеличился в 2,2 раза[7].

Без учета ценового фактора экспорт машин и оборудования рос почти в три раза быстрее, чем экспорт топливно-энергетических товаров, и вдвое опережал среднегодовые темпы роста экспорта в целом. Это свидетельствует о том, что осуществление стратегической задачи диверсификации российского экспорта и экономики в целом началось, если учесть, что наиболее динамично растущие отрасли российской промышленности отнюдь не нефть и газ, а производство машин и электрооборудования.

Динамика структурных сдвигов показывает, что основными причинами имеющих место изменений в товарной структуре стоимостного объема являются колебания цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Более низкие цены на нефть, природный газ и нефтепродукты приводили к сокращению удельного веса топливно-энергетических товаров и увеличению продукции других отраслей (в первую очередь долю продукции черной и цветной металлургии).

В международной торговле сохраняется тенденция повышения удельного веса готовых изделий (на них приходится три четверти мирового товарного экспорта) при понижательной тенденции доли сырьевых и продовольственных товаров, что объективно способствует усилению позиций в мировом товарообороте стран-экспортеров высокотехнологичной и наукоемкой продукции машиностроения, приборостроения и электроники и ослаблению позиций стран, поставляющим на мировой рынок преимущественно сырьевые товары.

Расширение импорта в Россию в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям. Значительное увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, снижения средних контрактных цен и реального удорожания рубля.

Улучшение мировой общехозяйственной конъюнктуры в 2007 году дало дополнительный импульс для развития внешнеэкономического комплекса России. В результате значительного роста цен по основным товарным позициям российского экспорта и существенного увеличения по сравнению с 2007 годом физических объемов импорта темпы роста стоимостных объемов внешнеторгового оборота в минувшем году еще более ускорились. Масштабы внешнеэкономической деятельности России достигли максимальных значений за весь пореформенный период. Экспорт и импорт товаров достигли рекордных значений. Чрезвычайно благоприятная для российских экспортеров конъюнктура на мировых товарных рынках способствовала росту объемов торговли. Прирост мировых цен на основные товары российского экспорта в 2008 г. по сравнению с 2007 г. оценивается в 21%. Цены на экспортируемые товары росли быстрее, чем на импортируемые. Это привело к улучшению условий торговли России с зарубежными странами в 2007 году. Значительный рост контрактных цен на все основные товары российского экспорта сопровождался увеличением физических объемов вывоза товаров на внешние рынки.

Рост импорта в 2008 г. относительно 2007 г. был связан главным образом с увеличением физических объемов ввозимой продукции. При этом контрактные цены на отдельные импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары) повысились. Основная доля прироста стоимости импорта была обеспечена увеличением закупок товаров инвестиционного назначения, стоимость которых по сравнению с 2007 г. возросла в 1,4 раза[8].

Благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках в 2008 году способствовала существенному росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных цен практически на все основные товары российского экспорта сопровождалось увеличением физических объемов вывоза большинства товаров на внешние рынки. Дальнейшее повышение внутреннего спроса на товары зарубежного производства, связанное с ростом экономики и увеличением доходов населения, способствовало значительному росту импорта товаров. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2008 году по сравнению с 2007 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.

В 2008 году высокими темпами росли как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла быстрее, так как улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу года замедлилось – в основном из-за того, что цены на нефть вернулись к значениям осени 2008 года[9].

В то же время, импорт наращивался в основном за счет роста физических объемов, под влиянием роста доходов в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым фактором.

Экспорт товаров, в 2008 году составил 354,4 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 16,8% (в 2006 году на 24,5 процента) . Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007 г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции машиностроения и продукции химической промышленности.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России в 2008 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы роста экспорта в страны СНГ, значительно опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%)[10].

Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2008 г. показывает, что наибольшими темпами рос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы – пшеницы. Удельный вес основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.

Высокими темпами увеличивались также стоимости экспорта по товарным группам – металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продукции химической промышленности – и неплохими темпами рос экспорт машин, оборудования и транспортных средств, направляемый в основном в страны СНГ.

Импорт товаров в 2008 году составил 223,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2006 годом на 36% (в 2006 году – на 31,3%). Доля стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме импорта России в 2008 году увеличилась с 85,1% до 84,8%, стран СНГ уменьшилась с 14,9% до 14,2 процента.

Основными факторами, обеспечивающими рост импорта, являлись высокие темпы роста российской экономики, рост доходов населения, продолжающееся укрепление рубля. Наблюдалось увеличение физических объемов ввозимой продукции, а также повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары.

Таким образом, в заключение можно сделать ряд следующих важных выводов.

В течение последних двух лет (2007-2008 гг.) прослеживается тенденция к увеличению объемов импорта в условиях укрепления реального курса рубля и недостаточной конкурентоспособности российских товаров.

В структуре российского импорта в январе-ноябре 2008 г. по сравнению с январем-ноябрем 2007 г. увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, минеральных продуктов.

Наиболее динамично развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, рост по данной группе товаров был стимулирован усилением в стране инвестиционной активности, а также отменой импортных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.

Сальдо торгового баланса в 2008 году составило, по оценке, 130,9 млрд. долларов США и снизилось по сравнению с 2007 годом на 9,4 процента.

В течение всего 2008 года сохранялась тенденция к сокращению экспорта и росту импорта, что предопределило уменьшение торгового баланса 8,4 млрд. долларов США.

Сокращение сальдо торгового баланса произошло за счет опережающих темпов роста импорта над темпами роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса снизилось на 9,2%, со странами СНГ – увеличилось на 13,9 процента.

Увеличивается количество стран, с которыми Россия имеет отрицательный баланс по вывозимым и ввозимым товарам. Если в 2006 году их было 20, а доля товарооборота с этими странами в общем товарообороте России составила 9,1% , то 2008 году их количество увеличилось до 26, а доля в общем товарообороте России – 32,8 процента.

Развитие внешней торговли в 2007 году и в 2008 году наглядно продемонстрировало принципиальные отличия, в механизмах формирования динамики экспорта и импорта. В текущих экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей по выпуску основных топливно-энергетических и сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом состоянием мировой конъюнктуры товарных рынков.

Однако, с другой стороны, эти, безусловно, позитивные сдвиги сопровождаются массой негативных последствий, которые ставят под сомнение саму возможность и целесообразность дальнейшего развития в том же направлении. Оказывается, что либерализация внешней торговли для России несет, скорее, отрицательные результаты в виде изъятия свободных финансовых ресурсов и деградации производств. Вместо повышения эффективности экономики фактически происходит извлечение финансовых ресурсов. Кроме того, все явственнее проступают минусы экспортно-ориентированной стратегии развития: чем большее число стран становится на этот путь, тем меньше у них шансов достичь успеха по причине перепроизводства сырьевых и продовольственных товаров. Все это вместе взятое несет в себе угрозу мировой экономике в целом, так как рикошетом отражается и на развитых странах, благополучие которых в известной мере базируется на источниках дешевого сырья и рабочей силы и рынках сбыта третьих стран. Все более явной становится угроза классического кейнсианского кризиса перепроизводства из-за ограниченного спроса в мировом масштабе.

Поэтому возникают и укрепляются противоположные тенденции, направленные в конечном итоге на то, чтобы ограничить влияние международных связей и внешней торговли России на экономическое развитие стран, сгладить негативные последствия, выражающиеся, прежде всего, в перераспределении добавленной стоимости в пользу развитых стран с технологически продвинутой структурой экспорта.

Остановимся подробнее на анализе вышеназванных тенденций и противоречий.

Одна тенденция – мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, – медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают мн<



2019-12-29 179 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТП НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТП НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)