Тема 1-2. Искусство как форма культуры. Сущность и специфика искусства. Художественные стили и направления.
Памятка студенту для изучения курса по выбору « Мировая художественная культура» для специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология (по рейтинговой системе)
Курс предметной подготовки федерального компонента «Мировая художественная культура» читается во втором семестре и вводит будущих преподавателей мировой художественной культуры в историю мирового и отечественного искусства. Цель курса – изучение основных этапов развития мировой художественной культуры. В данной памятке содержится информация, которая Вам необходима для освоения дисциплины, проверки качества знаний и получения конкретных результатов обучения (тематическое содержание курса, планы практических занятий со списком литературы, задания для самостоятельной работы, правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов). Оценивание результатов обучения студентов осуществляется в соответствии с правилами рейтинговой системы (Приложение 1). По правилам рейтинговой системы по текущей работе в течение семестра Вы можете набрать максимально 100 баллов. Каждый вид учебной деятельности оценивается определенным количеством баллом. Виды работ и критерии их оценки: (1) Текущий контроль 1 (ТК 1) – 1-3 балла за ответы на контрольные вопросы по изучаемым темам (практическое задание к семинарам и коллоквиумам); 3 балла – за свободный, полный ответ, 2 – ответ в необходимом объёме, 1 – участие в опросе. (2) Текущий контроль 2 (ТК 2) – тесты по темам 3-8 и 16-20 , коллоквиум по иллюстрациям. 5 баллов – за неправильные ответы на 1-7 вопросов, 4 баллов – на 8-14 вопросов, 3 балла – на 15-18 вопросов, 1 балл – на 19-21 вопроса, 0 – более. (3) Контроль самостоятельной работы (КСР) – реферат + электронная презентация по теме. 5-3 баллов – реферат, 5-3 баллов - электронная презентация. (Отл., хор., уд.). (4) Назначаются премиальные баллы – за активную работу на занятиях 2 балла (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища, участие в дискуссии и контрольном опросе). Таким образом, на каждом семинаре можно заработать максимум 5 баллов. (5) Назначаются штрафы – рефераты по всем пропущенным семинарским занятиям, которые оцениваются, как и устные ответы (3 балла х 15 работ). Изучение курса завершается экзаменом, который может быть получен за активную текущую работу.
Информация для самоконтроля: Соответствие рейтинговых баллов и академической оценки
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Мировая художественная культура» для специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология 2 семестр, дневная форма обучения
Раздел I . Эстетическая специфика искусства. Искусство как форма культуры. Сущность и специфика искусства. Художественные стили и направления | 2 | 2 |
| 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Виды искусства | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Раздел II . Древние и традиционные формы искусства Художественный синкретизм первобытного искусства |
2 |
2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Искусство Древнего Египта и Месопотамии
| 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Искусство Индии | 2 | 2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Искусство Китая | 2 |
| 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Искусство Японии | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Исламское искусство | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Раздел III . Античное искусство Искусство Древней Греции эпохи архаики |
2 |
2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Искусство Древней Греции эпохи классики | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Эллинистическое искусство | 2 | 2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Искусство Древнего Рима | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
Раздел IV . Средневековое искусство Романское и готическое искусство западноевропейского средневековья | 4
| 2 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Византийская художественная система | 2 | 2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Древнерусское искусство X- XIII вв. Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская школы | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17-18. | Искусство Московской Руси XIV-XV в. Московская художественная школа. Искусство Московской Руси XVI-XVII в. | 4 | 2 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
Раздел V . Искусство Нового времени. Искусство Итальянского Возрождения. Проторенессанс, раннее Возрождение | 2 | 2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20-21. | Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Венецианская школа. Позднее Возрождение. Маньеризм | 6 | 4 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | Искусство Северного Возрождения | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23- 26. | Барокко и реализм в искусстве XVII-XVIII в. Итальянская, фламандская, голландская, испанская школы | 8 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27- 29. | Классицизм в искусстве XVII-XVIII в. Стиль рококо в художественной культуре XVIII в. Искусство эпохи Просвещения: стили, направления. Французское, английское, испанское искусство | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30-31. | Русская художественная культура XVIII в. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32- 34. | Западноевропейское искусство XIX в. Классицизм, романтизм, реализм в искусстве | 2 | 2 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35-36. | Русское искусство XIX века | 4 | 2 | 2 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 84 | 50 | 34 | 58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 142 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание занятий, дифференцированных по видам работы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I . Эстетическая специфика искусства.
Тема 1-2. Искусство как форма культуры. Сущность и специфика искусства. Художественные стили и направления.
Соотношение понятий «искусство»и «художественная культура». Культура как имя, культ, искусство. Науки, изучающие художественную культуру и искусство.
Сущность и специфика искусства. Основные понятия: образ, символ, знак, архетип, аллегория. Онтологический, метафизический, архетипический смысл искусства.
Миф и символ в системе искусства. Типы художественной символики.
Вопрос о сущности и специфике искусства в историческом освещении: античные, средневековые, ренессансные, просветительские представления об искусстве, понимание искусства в эпоху барокко и классицизма, немецкая классическая эстетика об искусстве, романтические и современные представления об искусстве.
Функции искусства. Полифункциональность искусства. Древние функции искусства. Социокультурные функции: классические (эстетическая. воспитательная, познавательная) и современные (творческая, витальная, экзистенциальная, онтологическая). Религиозаместительные функции: компенсаторная, суггестивная, профетическая.
Основные эстетические категории. Эстетическое и художественное. Прекрасное в его историческом движении. Возвышенное, низменное. Эстетика безобразного. Исторические типы трагического: античный трагизм (героический и дионисийский), христианско-экзистенциальный и эсхатологический трагизм, барочный, романтический трагизм. Модернистский пантрагизм.
Комическое и смешное. Народная смеховая культура. Гротескный тип образности.
Понятия «стиль», «канон», «художественный метод», «художественное направление», «художественное течение», школа. Типы художественного сознания: классика и авангард, аполлоновское и дионисийское искусство, классическое и гротескное искусство, реализм в искусстве.
Три эпохи в истории художественного сознания: мифопоэтическая, нормативно-риторическая, современная.
Основные художественные стили в истории европейского искусства: классический, романский, готика, классический ренессансный стиль, маньеризм, барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн.
Основные направления в истории европейского искусства XVIII-XX веков: сентиментализм, предромантизм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, акмеизм.
Основные направления авангардного искусства: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм.
Основные направления постмодернизма: поп-арт, оп-арт, соц-арт, концептуализм, гиперреализм, минимализм.
2019-12-29 | 164 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тема 1-2. Искусство как форма культуры. Сущность и специфика искусства. Художественные стили и направления. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы